Конспект урока по Литературе «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
ФИО: Игнатьева Елена Константиновна
Место работы: МОУ «Зональная СОШ»
Должность: учитель
русского языка и литературы
Образование: высшее; БГПУ, 1990г.
по специальности: учитель русского языка
и литературы
Стаж работы: 21 год
Квалификационная категория: высшая
Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»)
Обоснование выбора темы.
Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства.
Цели урока:
продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
учить анализу прочитанного рассказа;
развивать навыки целостного анализа;
воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;
побуждение задуматься, так ли мы живём;
подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;
Задачи:
доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;
воспитывать честность.
Оборудование:
портрет А.И. Солженицына, выставка его произведений; фотография Матрены Васильевны Захаровой;
словарь литературоведческих терминов (А.Б. Есина),
толковые словари С.И Ожегова, В.И. Даля.
Интернет - ресурсы
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: классно-урочная, урок- размышление.
Место проведения урока: компьютерный класс.
Предварительная подготовка учащихся:
1.Всем прочитать рассказ А.Солженицына “Матрёнин двор”, выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник ); выписать наиболее характерные высказывания героини:
2. Темы для индивидуальных сообщений:
а) “Жизнь и творчество писателя”
в) “История написания рассказа “Матренин двор” (1959г.)
Оформление доски: портрет А.И.Солженицына, запись темы, эпиграфов.
Эпиграфы к уроку
1.Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)
2.У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)
3.Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)
4.Солженицын - трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью. (Владимир Соколов)
5.Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу. (А.И.Солженицын)
Ход урока
1. Оргмомент. Цель урока: раскрыть основную идею и философский смысл рассказа.
-Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите в тетрадь, который вам больше всего понравился.
2. Вступительное слово учителя
Произведения многих писателей и поэтов ХХ века проникнуты болью о России, пережившей множество “исторических переломных моментов”. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина .
Правда о жизни России и ее народа, правда о жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является “книгой жизни” его страны, соотечественников.
Исследователи считают, что современная “деревенская проза” начинается именно с рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”.
Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”)
И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно-административной системы их приучали с раннего детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя Александра Исаевича Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы, на устах у всех россиян, его произведения читаются и перечитываются, экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А.И. Солженицын.
- Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни.
Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. А нужно ли думать над тем, “ как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?
Один из ответов на вопрос, “как жить на земле?”, мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное учеником (презентация)
Жизнь и творчество писателя
Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.
8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес В.И. Ленина и И.В. Сталина. Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей. Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году. В 1956 Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.
В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.
В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 - 1988 годах его произведения публиковались только на Западе). В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.
В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие света на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”), эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.
Изменения в общественно - политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей. В1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность.
Слово учителя:
Звучит песня А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”. Вступительное слово учителя на фоне музыки
Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в “Новом мире” была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (1962, №11), рассказы “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор” (1963, №1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. “Ничего подобного не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…” Это самое первое впечатление А.Т.Твардовского.
Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как “литературное чудо”, вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.
О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”
4.История написания рассказа
Автобиографическая основа. (Индивидуальное задание)
Рассказ “Матренин двор” написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.
Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена “простого человека”, носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.
Слово учителя.
Рассказ “Матренин двор” – один из интереснейших произведений Солженицына. Как трактовать образ главной героини, простой сельской труженицы Матрёны? С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая? На это вопрос мы с вами и попытаемся ответить. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.
- Путь писателя, озабоченного правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия - это был и самый трудный творческий путь.
Большая судьба оказалась у рассказа “ Матренин двор”, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках.
-Кого можно считать нравственным человеком? (словари, Интернет - ресурсы)
После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:
Нравственным можно считать человека:
1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)
2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.
3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.
4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.
5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.
6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.
- Найдем в словарях лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.
Учитель: Совпадает ли определение совести с высказыванием Ф.Искандера, данного в эпиграфе к уроку?
Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.
Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)
Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями
Учитель
- Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий, внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. Такова героиня рассказа Матрена Васильевна Григорьева.
6. Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)
1 часть – знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой.
2 часть – рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви.
3 часть – смерть, после смерти.
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему.
- Что узнаем мы о нем из пролога?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
(Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”.)
- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца?
Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.
- Как проходит обычный день у Матрены?
- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.)
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”.
- Как относится Матрена к работе?
Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.
- Как используют ее труд окружающие люди?
Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.
“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.
Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.
Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.
- А что такое бескорыстие?
Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
- Были ли в жизни Матрены минуты радости?
– Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа?
– Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к эпиграфу) Слышу боль.
– Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей.
Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
7. Анализ 2 главы
- Прочитайте начало 2 главы и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)
- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
– Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна?
В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев.
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)
Вывод: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.
Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.
8. Инсценирование эпизода “Рассказ о прошлом”
Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.
“Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.
Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни.
- Почему читатель верит ей?
- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
(Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)
- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
Учитель
- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.
- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Вывод: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира.
Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.
Учитель
- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
9. Выразительное чтение финала рассказа
- Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
- В чем смысл слова “праведник”?
Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)
Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)
Праведник
У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.
Учитель
Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
- Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены?
Автор не дает нам точного описания внешности своей героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрены.
Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини.
Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.
Фотография эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души.
“У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.
Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в нем Совесть.
Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.
По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.
- В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
Вывод: Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
- Кто сможет защитить “Матренин двор”?
( Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению нашего разговора о смысле жизни.)
- Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?
- Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?
Слово учителя
- Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной.
Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность.
Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.
Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?
Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни - уроками добра, совести и человечности.
Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)
В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
Учитель
- Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.
Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.
Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.
И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается...
Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...
Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.
Звучит песня “Живем мы не долго” в исполнении А. Кальянова.
10. Подведение итогов размышлений учащихся
- Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?
(“Не стоит село без праведника”- здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)
Село- символ нравственной жизни.
Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.
Откроем Новый Завет. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).
Гибнет Матрёна – рушится мир духовности, добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
Вывод: Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.
11. Рефлексия методом синквейна
Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности
12. Итог урока
Давайте вернёмся к высказыванию С.Залыгина и ответим на вопрос: “Кто же мы, и что с нами происходит?”
(Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда и нелепо-трагический конец рассказа. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. На таких, как Матрёна, держится ещё вся деревня и вся русская земля.)
13. Домашнее задание:
1.Письменно ответить на вопрос :
“О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?
2.Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
1. Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”.
2. Нравственные уроки Солженицына.
3. В чем трагизм жизни русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?
Литература:
1.Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.
2.Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.
3.Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.
4.Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.
5.Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.
6.Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.
7.Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.
8. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. СПБ.: “Паритет”, 2004. Мальцев Ю.И. А.Бунин. - Франкфурт-на-Майне – Москва: Посев.- 1994.
9.Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. М. 1990.
10.Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. М. 1991.
11.Нива Жорж. Солженицын. М.,1992.
12.Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.М.,1994.
13.Журнал “Литература в школе” №11, 2004, стр. 26 “Праведник …”
14.Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.
МОУ «Зональная средняя общеобразовательная школа» Игнатьева Е.К. Страница
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ