Конспект урока по литературному чтению. Б.Житков "Про обезьянку"


Тема: Б.Житков "Про обезьянку".

Задачи урока:

  • познакомить с рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим выразительному чтению;

  • расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся

  • прививать интерес к чтению;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация.

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.


Ход урока.

1. Организационный момент. Пятиминутка чтения.

- Из какого раздела мы читали произведение? ("Люби живое")

2. Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Чтение стихотворения.

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

- Прочитайте медленно

- Прочитайте быстро

- Прочитайте выразительно.

Игра « Хлопни».

Я буду называть различные слова. Как только я назову животное, вы должны хлопнуть, при произнесение других слов, хлопать нельзя. Мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным.

( Слон, камень, стол, мышка, кошка, цветок, машина, киска, миска, рысь, звезда, лиса, ленивец, обезьяна, макака).

3. Проверка домашнего задания.

Формирование новых знаний.

4. Подготовка к восприятию учащихся к изучению нового материала.

Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Степанович Житков.

Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

- Рассматривание выставки книг, рассматривание портрета.


Игротека.

-Выбери животных, которых можно встретить зимой:

Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.

-Рассели животных: белку , медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка– по домикам:

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Составьте слова из рассыпанных слогов.

Вы узнаете, кто герой рассказа:

БЕЗЬЯНОКА - обезьянка,

ЛЬШМАК – мальчик.

- Попробуйте догадаться, о чём будет рассказ?

- Что вы знаете про обезьян?

Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности.

Продолжительность жизни составляет 35 - 40 лет.

Словарная работа.

- Прочитайте рассказ и скажите, какие сложные слова встретились.

Работа со словами:

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

Как нужно кушать, вести себя за столом?

Глядел, прищурясь... - покажите как это? Когда человек щурится?

( Когда устают глаза)

Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».

Перо и чернила - раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).

Вавилоны - кривые линии.

Обвисшая морда - (показ на картинке мордочки макаки)

За пазуху - под рубаху

Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.

Заскреб (показ детьми).

Сконфузился - застеснялся.

Сатана - ругательное слово, в речи употреблять не надо.


5. Знакомство с рассказом Б.Житкова

- Чтение 1 и 2 частей.

Беседа о повадках обезьянки.

- Каковы по размеру обезьянки- макаки?

- Опиши поведение этих животных.

- Как они живут в природе группами или в одиночку?

- Чем питаются?

6. Беседа по содержанию рассказа Б. Житкова « Про обезьянку».

- Понравилась ли вам эта часть рассказа?

- Что именно вам понравилось?

-От чьего имени ведётся рассказ?

- Как обезьянка оказалась у мальчика?

- Как звали обезьянку?

- Какие неприятности она приносила домочадцам?

- Как хозяева решили приручить обезьянку?

- Почему она так себя вела?


Чтение 2 части рассказа детьми.

- Что произошло во время чаепития?

- Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?

- Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?

- Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?

- Как разыгрывал мальчик своих друзей?

- Как Яшка вел себя при гостях?

- Почему невозможно стало держать Яшку в доме?


Работа над выразительным чтением.

Прочитайте и скажите, какое настроение испытывал хозяин обезьянки. ( Жалость, обида, гордость, страх, восхищение, грусть, радость, удивление.)

Прочитайте отрывки, передавая различное настроение мальчика

7. Домашнее задание: ,читать выразительно.

8. Итог урока.

- Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?

- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

9.Рефлексия.

Написать синквейн со словом обезьяна.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ