Конспект урока по литературному чтению "Д.Н. Мамин -Сибиряк «Приёмыш»"




  1. Бойкова Инна Васильевна

  2. МАОУ «СОШ №17» , г. Губкин, Белгородская область

  3. Учитель начальных классов.




Урок литературного чтения


Тема: Д.Н. Мамин -Сибиряк «Приёмыш».

Пели: 1) Углубить знания учащихся о Д.Н. Мамином-Сибиряке, познакомить с рассказом «Приёмыш».

  1. Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным; учить видеть красоту природы, понимать природу.

  2. Развивать технику чтения.


Ход работы.

1 Организационный момент.

Мы знаем, чем больше человек читает, тем больше он знает. А читать нужно быстро, правильно, выразительно. Этому мы и учимся на уроках чтения. Упражнения, которые мы будем выполнять, помогут нам в этом.

II. 1. Подготовка глаз к чтению.

Числовые таблицы Шульте (от 1 до 25).

  1. Многократное чтение. (Чтение предложения с разными заданиями).

Обрядила зима сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы.

- медленно (ознакомительное чтение)

- убыстрение темпа

- быстро

- в темпе скороговорки

- с постановкой логического ударения

3. Работа с «Поисковой таблицей слов» (набор №2).

Найти слово. Указать, где оно находится. Составить с ним предложение.

4. Зрительные диктанты. (набор из трёх предложений).

  1. Кит - самое большое животное на свете.

  2. Это животное может жить только в океане.

  3. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов.

III. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были подготовить рассказ о домашнем животном.

- Есть ли среди ваших текстов рассказ о собаке?

- Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 ученика).

- Дома вы читали рассказ А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

Работа с книгой.

- Прочитайте отрывок из текста, где А.И. Куприн описывает Жульку.

- Найдите и прочитайте предложения, в которых автор рассказывает о

собачьей дружбе.

Упражнение для глаз (таблица). Физкультминутка.

IV. 1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Сегодня мы начнём читать ещё один рассказ о дружбе животных. Его автор вам хорошо знаком. Его перу принадлежат сказки: «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца ... », «Сказка про Комара Комаровича ... », и многие другие.

Догадались, о ком идёт речь?

Да, это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

А рассказ, который мы будем читать, называется «Приёмыш». Познакомившись с этим произведением, вы поймёте, почему оно так называется.

Итак, на уроке мы углубили свои знания о жизни и творчестве писателя. Будем учиться видеть красоту природы и понимать её.

- Но прежде, чем мы начнём читать рассказ, мне бы хотелось, чтобы вы лучше узнали о жизни самого писателя, его детстве, увлечениях. Черноглазый худенький мальчик поднялся на гору, взобрался на гребень и смотрит по сторонам, любуясь величественной панорамой. Суровая красота уральской горной природы открывается перед ним и наполняют его чувством безграничного простор а и воли.

Как хорошо в этом царстве гор и лесов!

Родной Урал! Золотые годы детства!

Пройдёт много лет. Черноглазый мальчик станет крупным писателем, известным всей России.

Продолжит рассказ об авторе Калинина Лера. .

Ребята! В рассказе встретятся слова: протока, з~водь, с~Йма. Давайте уточним их значение.

Протока - соединительный канал между озером и рекой.

Заводь - небольшое водное пространство в реке с замедленным течением. Сайма - рыбацкая стоянка.

Увечить-калечить кого-нибудь.

4. Работа над произведением. (Учебник стр.218)

а) Используя упражнение «Спринт», прочитайте 1 часть рассказа и ответьте на вопросы:

  1. От чьего имени ведётся рассказ?

  2. Где происходят события?

  3. Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника? (знает название озера, кличку собаки, в избушке нашел всё необходимое, чтоб вскипятить чай).

б) Вторую часть будем читать, используя упражнение «Разведка».

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как лебедь оказался у старика.

Продолжим чтение 11 части упр-ем «Разведка».

Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки.

в) Над третьей частью текста будем работать, используя упражнение «Финиш». Прочитайте до слов ( ... Старик ужасно был доволен своим Приёмышем ... ) Найдите в этом отрывке слова, значение которых вы хотели бы уточнить:

жил бобылём - одиноко, без родных, без жены;

перемерли – по очереди умерли;

эвон – устаревшее (вот);

ужасно доволен – употребляется в разговорной речи, т.е. очень.

г) IV часть текста.

А теперь ребята, представьте, что вы писатели. Как бы вы закончили этот рассказ?

Прочитав 4 часть рассказа, сравните свою версию, с версией автора. (Это и будет вашим домашним заданием).

А сейчас вернёмся к началу рассказа.

Что записано на доске? (План).

  1. Как Приёмыш оказался у Тараса? (2).

  2. Встреча автора с обитателями лесной избушки. (1).

  3. Прошлое Тараса. (3).

Относительно содержания расставьте пункты плана по порядку.

Сейчас мы приводили порядок план рассказа. А теперь нужно привести в порядок предложение.

А как же можмо ритьуве жьюбе цупти?

как же можно уверить Божью птицу?)

- Какое это предложение по цели высказывания? (Вопросительное).

- А можно ли обижать животных?

- А ещё нужно чувствовать ответственность перед животными. Нельзя, ради прихоти брать животное в дом, а потом) наигравшись, выкидывать на улицу.

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Эти слова А. Экзюпери. Согласны ли вы с его высказыванием?





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ