Конспект урока по литературному чтению "Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион»"







Зинина Людмила Валерьевна

Учитель начальных классов






МОУ «СОШ № 13» Г. Железногорск Курская область





























Урок по литературному чтению.

Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион».


Цели урока:

  1. Совершенствовать технику чтения, речевые умения.

  2. Формировать умения определять тему и основную мысль текста.

  3. Развивать эмоционально – чувствительное восприятие.


Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

- Ребята, прочитайте название раздела, с которым мы сейчас работаем.

- «Каждый свое получил».

- Как вы понимаете это выражение?

- Умеют ли дорожить дружбой и хорошим отношением персонажи сказок

« Дикий Клен» и «Озеро»?

- За что был наказан Плющ? (Он ответил неблагодарностью на доброту Клена).

- Как нужно читать слова плюща в начале сказки? (Почти шепотом, с коварством, он хилый, тонкий).

- Изменился ли тон голоса Плюща во второй части сказки? (Стал сильным, самоуверенным).

- Охарактеризуйте Плющ. Какие качества ему присущи? (Подлый, злой и жестокий).

- На что похож Плющ? Что он напоминает? ( Тонкий, длинный, шепчет, напоминает змею).

- Что вы можете сказать о Клене? Какой он? (Добрый, молодой, терпеливый).

- Везде ли одинаково произносится реплика Клена? (Нет, сначала очень по – доброму, пот ом встревоженно, очень растерянно).

Чтение сказки по ролям.

- Постарайтесь голосом, мимикой передать те чувства, которые испытывали Клен и Плющ.

Выставка рисунков.

- Ребята, многие из вас к сегодняшнему уроку подготовили свои рисунки. Вы старались показать характер героев сказки. Какие они у вас получились?

- Молодцы, вы хорошо поработали над домашним заданием.

- Перед вами пословица: «Одной рукой и узла не завяжешь». Объясните ее смысл. К какой сказке она подходит по смыслу? («Озеро»).

- А почему эта сказка дана нам в том же разделе? Потому что «Озеро» получило то, что заслужило. Оно осталось в одиночестве.

- Умело ли Озеро дорожить дружбой?

Чтение сказки.

-Чему учит сказка?

- Какова ее основная мысль?

Работа с пословицами.

- Какие пословицы можно подобрать еще к этой сказке?

Нет друга - ищи, а нашел – береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


Физминутка для глаз.


2. Подготовка к восприятию нового текста.

- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Откройте Содержание учебника, страница 182.

- Как называется сказка, с которой будем сегодня знакомиться?

- «Черепаха и Скорпион».

- На какой странице эта сказка? Кто сочинил эту сказку?

- Узбекский народ.

- В чем отличие авторской сказки от народной?

- А зачем понадобился перевод А. Любарской?

- К какой теме относится эта сказка? ( «Каждый свое получил»).

- Как вы думаете, кто герой этой сказки? (Черепаха и Скорпион).

-Кто из вас видел черепаху? Какая она?

- Можно ее встретить в наших лесах, полях, реках? А где она обитает?

- А кто-нибудь видел скорпиона?

- А почему вы с ним не встречались в жизни?

- Я вам его покажу.

Сообщение подготовленного ребенка о скорпионах.

- Назовите русские сказки с такими же героями. А почему русский народ не сочинял про них сказки? А про каких животных он сочинял?

- Откройте страницу 13.

Выполним упражнение перед текстом.




  1. Знакомство с текстом.

- Послушайте внимательно эту сказку и подумайте, почему ее поместили в раздел «Каждый свое получил?»

Чтение учителем.

  1. Обсуждение прочитанного.

- Какое чувство осталось у вас после прочтения сказки?

- Кому вы сочувствуете?

- Кого осуждаете, почему?

- К какому моменту сказки относится иллюстрация?

- Каким предстал Скорпион, когда они только встретились с Черепахой?

- Каким был Скорпион, когда Черепаха перевозила его на другой берег?

Найдите в тексте.

- Почему Черепаха не уплыла одна через реку?

- Чему удивилась, о чем напомнила ему Черепаха? Найдите в тексте.

- «А разве это дело втыкать жало в спину товарища?»

- Найдите слова в тексте, которые описывают действия Скорпиона, когда он находился на спине у Черепахи.

- Что ответила Скорпиону Черепаха, когда тот продолжал долбить ее спину жалом? Прочитайте.

- Как это ее характеризует?

- Давайте опишем Черепаху.

- Справедливо ли поступила Черепаха, нырнув на дно реки?

- Заслужил ли это Скорпион?

- Какова главная мысль сказки?

- Найдите крылатое выражение. (Нож в спину воткнет)

- Как вы его понимаете?

- Какой главный сказочный закон здесь действует? (Добро побеждает зло).

5. Работа в печатной тетради.

Выполняем первое задание.

6. Работа с заданиями в учебнике.

- Подготовка к чтению по ролям диалога Черепахи и Скорпиона.

- Каким голосом вы будете читать слова Черепахи? (Размеренно, медленно, не спеша).

- Каким голосом нужно читать реплики Скорпиона в этом отрывке?

7. Итог урока.

- Чему учит эта сказка?

- К какому виду относится: бытовая или волшебная?

8. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я удивился…

- Сегодня на уроке я почувствовал…






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ