Конспект урока по литературному чтению "В.А.Осеева «Волшебное слово»" 2 класс

Конспект урока чтения, 2 класс

УМК «Школа России», «Литературное чтение» Л, Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Грудкова Галина Васильевна, учитель начальных классов,

МБОУ ОО Каплинская школа,

с. Федосеевка


Тема урока: В.А.Осеева «Волшебное слово» (продолжение)

Цели: формировать навык осознанного чтения, познакомить с правилами социального поведения, показать зависимость психического, нравственного и физического здоровья;

развивать речь учащихся, умения точно и конкретно выражать свою мысль;

прививать культуру творения здоровья: прививать мотивационную потребность здорового образа жизни;

воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Тип урока : урок-презентация

Оборудование урока : мультимедийный экран, карточки, презентация к уроку, слоговые таблицы, плакаты.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Дыхательная разминка.

3.Постановка цели урока.

4.Работа по теме урока.

5.Физкультминутка

6.Выборочное чтение.

7.Работа с пословицами.

8.Беседа о доброте, вежливости и здоровье.

9.Итог урока.

10. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Без волненья, без тревог

Начинаем наш урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Дыхательная разминка

Представим, что перед вами торт, который для вас испекли на день рожде-ния. Задуем на нем свечи.

А что же желают в день рождения?

Сегодня на уроке мы с вами будем строить необычный дом. Как вы думаете, что самое главное в доме, в семье? (здоровье)

(Найдите, какая пословица спряталась у нас в классе? – Здоровье дороже богатства.) Всем хочется нас видеть счастливыми, но человек счастлив, когда здоров.

Нет ничего дороже здоровья.. А что должен делать человек, чтобы быть здоровым?

А с каким настроением каждый из вас начинает этот урок?

3.Постановка цели урока.

Настроение разное, оно может меняться, от чего оно зависит и как влияет на ваше здоровье, мы сегодня поговорим на уроке, продолжая работу над рассказом В.А Осеевой «Волшебное слово».

  1. Работа по теме урока.

Иллюстрации к рассказу с.88

Кто изображен на иллюстрации? (Маленький старичок с длинной седой бородой и Павлик). А как познакомился Павлик с удивительным старичком7 А почему он убежал из дома? А можно убегать из дома?

Какое настроение у Павлика?







Дети выбирают схему настроения.

-А что мы еще добавим для нашего дома? (взаимопонимание)

А теперь давайте подберем слова, которыми можно описать настроение Павлика? (Ребята выбирают из слов, развешенных по классу: злое, гневное, раздраженное, гневное, яростное, сердитое).

-А когда дома есть взаимопонимание, тогда в семье и есть … (что?). - Правильно, конечно же любовь!

Гимнастика для глаз

Выборочное чтение.

Найди предложения в тексте, которые помогли нам понять настроение Павлика. (Красное, сердитое лицо мальчика. сердито буркнул мальчик. Павлик засопел от обиды .Павлик стукнул кулаком по скамейке.)

Как мы будем читать слова Павлика, с какой интонацией? А слова Павлика?

Что мы еще добавим для того, чтобы жить в нашем доме? (достаток).

Помни! Здоровье- важнее всего, его не купишь ни за какие деньги!

Чтение по ролям.

С каким природным явлением можно сравнить настроение Павлика?

(Гром, гроза, шторм, вихрь, буря)

Такая же страшная буря творится внутри у Павлика: кровь, которая течет по венам, не течет, а бурлит, как быстрая река, сердце не бьется ритмично, а беспорядочно стучит, совершая намного больше ударов, чем положено в сутки:12 тысяч ударов. Весь организм совершает напряженную тяжелую работу. После такой нагрузки наступает усталость, а вслед за усталостью приходят болезни.

- Чтобы вы посоветовали Павлику, чтобы сохранить здоровье свое и окружающих?

Послушайте советы доктора Здоровейкина.

Сохранить здоровье вам помогут:

1. Режим дня.

2.Правильное питание.

3. Личная гигиена.

4.Активный образ жизни.

5. Настроение.

Упражнение на дыхание.

Чтобы привести в норму сердцебиение, снять напряжение можно провести дыхательное упражнение.

  1. Физкультминутка

-Сделайте глубокий вдох, одновременно сожмите левую руку в кулак крепко-крепко и задержите дыхание. Вдохните, расслабьте руку, закройте глаза. Такая гимнастика поможет снять волнение, напряжение, беспокойство, переживание каждому человеку.

Найдите в классе пословицу, которая звучала бы как совет врача для Павлика.

Объясните пословицу: «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает».

А какой совет дал старичок с длинной седой бородой? (волшебное слово)

Как его нужно говорить? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)

Какое волшебное слово шепнул на ухо старичок? Помогло оно? Как?

Выборочное чтение. Прочитайте, как изменилось поведение сестры. когда мальчик сказал ей волшебное слово?

Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка?

Как старший брат отнесся к словам Павлика?

Как вы думаете, это произошло , потому что старик был волшебником?

Кто же на самом деле творил настоящие чудеса?

Какое слово он произносил? Какое теперь настроение у Павлика?

Каким теперь стал Павлик? (вежливый, культурный, воспитанный)

А что еще произошло с изменением Павлика?

Работа с пословицами: (соединить начало и конец пословицы, какая из них подходит к рассказу), почему?

Добро слово… железные ворота отворяет

добрый человек… добру учит

Сначала подумай,…потом говори

За добро …добром платят

-После зимних бурь и метелей светит яркое солнышко, оно радует и согревает нас. Так и добрые слова. Подставим ладошки к лучам ласкового солнца, и они согреют нас своими лучами.

Продолжите мысль:

Если я буду добр с людьми, то и… .

Я теперь точно знаю, что мое настроение зависит только от…

Как ты относишься к себе сам, так и относись к…

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово, что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

А какие волшебные слова вы знаете?

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо.) Это сокращённое произношение двух слов: Спаси и Боже, Бог. Такими словами в России было принято выражать благодарность: « Спаси, Господи!»

Зазеленеет старый пень ,когда услышит (добрый день).

Друзья мои! Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Здороваясь, люди желают друг другу здоровья, а пожелания всегда сбываются.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим «Прости, пожалуйста!»

Простить, а значит исцелить.

исцелить- от вины освободить.

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

До свидания, даря надежду на скорое свидание.

-Почему эти слова называют волшебными7

Да, они волшебные, потому что те люди, которые их произносят становятся добрыми и люди, которые их слышат тоже меняются. Как?

Ласковое слово, что весенний денек.Как вы понимаете эту пословицу?

Л.Н.Толстой «Слово- дело великое, великое, потому что оно может служить любви, но оно же может служить и вражде и ненависти».

-Какие бы слова вы хотели произнести?

(«Шапочка для размышлений»- развернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза)

Прочитаем и подумаем:

Можно ли назвать мальчика вежливым?

Погорельский «Перестарался»

Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час поднял мать с постели.

«Что с тобой?»- вскричала мать: «Заболел, сыночек?»

Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

А слона?

Лунин «Вежливый слон»

Вышел слон на лесную дорожку.

Наступил муравью на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою!»

-Ребята, а кто самый главный в доме, без кого в доме пусто и грустно? Конечно, это дети! Помните всегда, чтобы сохранить здоровье окружающим вас людям, надо быть вежливым и послушным.

6. Итог урока

А вот добрый волшебник появился в нашем классе. Принес он нам шары невиданной красы, но подарит нам лишь те, которые сохранят настроение хорошим, бодрым, веселым.

Подчеркните красным карандашом, какие шары оставит нам добрый волшебник, с какими словами? (Скука, печаль, отчаяние, страх, злость, радость, увлеченность, надежда, уверенность, доброта).

Об этих чувствах, сохраняющих здоровье, хорошее настроение, мы будем говорить на следующих уроках.

-А сегодня на уроке о каком чувстве мы говорили?

-Что делает человека добрым?

-Покажите, с каким настроением мы заканчиваем наш урок?

-А от кого зависит наше настроение?

-А еще от чего зависит настроение? (от слов , которые мы произносим, от поступков, которые мы совершаем).

7. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа.

Литература:

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 2011г

2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 2009г

3. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // «Учитель», 2011г

4. Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 2010г.

5. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. //Знание, 2012г.

6. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. //Творческая педагогика, 2012г.

7. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // М., Просвещение, 2011г..








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ