Конспект урока по литературному чтению "Авторские считалки" 2 класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» НМР РТ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: «Авторские считалки»
Учитель: Смирнова Л.Н.
Класс: 2 В
2013 года
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: «Авторские считалки».
I. Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».
II. Задачи:
Обучающие: Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
Развивающие: Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
Воспитывающие: Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
Здоровьесберегающая: Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.
Конспект урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.
II.Проверка домашнего задания
1. - Ребята, как называется раздел который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»).
- Какие произведения мы изучали в этом разделе?
- О ком эти сказки? Как называется жанр сказок о животных? (Анималистический).
(Слайд 2)
2. - На прошлом уроке мы учили стихотворение Ю.Мориц «Резиновый ежик», а сегодня давайте его исполним. (Поют у доски).
Оценка деятельности учащихся.
II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.
1. Проблемный вопрос.
- Куда направлялся ежик в песне?
- А кто может еще придти на день рождения? (Открываете доску с иллюстрациями гостей).
- Каждый хочет первым поздравить щенка. Стали зверюшки спорить. Как им быть? Кто первый будет поздравлять? Чтобы вы им посоветовали? (Ответы - советы детей).
2 –Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить?
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Считалки).
3. Постановека цели урока.
-А что вы хотите узнать по данной теме?
(Что такое считалка, какие виды существуют – Где их можно применять?)
. Сегодня на уроке мы познакомимся с считалками, научимся их читать, постараемся запомнить как можно больше считалок, обогатим свой словарный запас.
III.Открытие нового знания. (20 мин)
Выяснение значения слова считалка. (5 мин)
-Так что такое считалка?
-Что обозначает слово считалка? (Обсудите в парах. Высказывания детей.)
-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого слова? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)
Давайте посмотрим определение считалки в словаре Даля. (Слайд 3 )
Считалка- Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.
2.Считалки моей бабушки
-Как вы думаете, а ваши мамы и бабушки и дедушки знали считалки?
(Выступление «Считалки моей бабушки»)
3. История возникновения считалок (Слайд4)
-А хотите узнать как возникли считалки? Мы послушаем выступление нашей экспертной группы.
Оценка деятельности учащихся.
Справились мы с этой задачей? Оцените себя.
4. -А что мы еще хотели узнать о считалках? (Какие виды существуют считалок и где их можно применить.
4.Ребята, назовите какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Ответы детей: загадки, сказки, поговорки, небылицы, игры, частушки, пословицы.
-Давайте посмотрим все ли мы жанры перечислили? (Слайд 5)
-Считалки являются одним из жанров фольклора.
-Что значит народные считалки?
– В народной считалке есть всегда три части (зачин – основная часть – концовка типа «выйди вон», «тебе водить»).
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!
-Расскажите свои считалки.
3. Работа с авторским текстом.
1. Чтение считалок В. Левина.
-Считалки бывают не только фольклорные, но и авторские.
(Гимнастика для глаз)
С.93-94
– Для кого предназначена первая? А вторая?
– Очень они подходят при расчёте в игре «Кошки-мышки». Вот мы сейчас и поиграем.
– I вариант будут мышки, а II вариант – кошки. Каждый будет читать свою считалку.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение считалок про себя.
2) Чтение вслух и беседа.
– В чём мышки считают дырки?
– Как вы понимаете последнее предложение?
– Чем занимается кошка?
– Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы? Почему?
– Улыбнулись ли вы, читая эти считалки?
3. Работа с текстом после чтения.
Игра «Кошки-мышки».
– Интересно, какая мышка съела весь сыр? Посчитаемся, и кто выйдет первым, тот и съел.
Все «мышки» становятся в круг, и тот, кто запомнил считалку наизусть, считает, и определяется «мышка», которая съела сыр.
2. Чтение считалок И. Демьянова.
1) Чтение всех считалок про себя.
2) Выборочное чтение:
а)– Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения?
б)– Прочитайте считалку-детектив.
– Где же вы предлагаете искать сметану?
–в)-Что вы заметили в третьей считалке?(скрываются три скороговорки (их можно рекомендовать и для уроков риторики, и для других уроков)?
3) Заучивание наизусть понравившейся считалки.
Физкультминутка
3. Чтение считалки М. Бородицкой.
1. Работа с текстом до чтения.
– Какое слово спряталось в названии?
– Кто же, по-вашему, герои этой считалки? О чём она будет? (Ученики перечисляют овощи, нужные для приготовления щей.)
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста вслух учениками и комментарии по ходу.
После чтения всей считалки.
– Кто бы мог сказать: «Потеснись-ка ты, капуста. От тебя в кастрюле густо!»? (Другие овощи.)
– Почему кочерыжка должна выйти? (Она не годится для щей.)
3. Работа с текстом после чтения.
1) Упражнение в выразительном чтении.
2) Итоговая беседа.
– Ещё раз вернёмся к названию. А можно было назвать стихотворение «Считалочка»? (Учитель пишет слово на доске.) Одинаково ли пишется и произносится это слово? Почему же Марина Бородицкая назвала стихотворение «Щиталочка»?
_-Мы прочитали с вами авторские считалочки.
-Какие слова в авторских считалках играют роль такой концовки?
(Считалочка также произносится быстро и отчетливо, а конец фразы позволял делать указательное движение на игрока, а иногда в концовке слова –выйди вон!)
4. Сочиняли мы считалки. (Слайд7 )
-Вам было дано задание сочинить считалку по началу.
Начало из Сказки Корнея Чуковского - Чудо дерево
«Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона… .»
(Выслушить ответы детей)
-Чья концовка вам больше всего понравилась? (Оценить детей)
IV. Подведение итогов.
– Чем авторские считалки похожи на народные? Чем отличаются?
-Где их можно применять? (Во время игры, в жизненных ситуациях)
Справились мы с задачей?
Оценка деятельности учащихся
1) Аукцион считалок.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион считалок»:
1, 2, 3, 4, 5 – начитаю я считать.
Елки - палки, елки – палки.
Собираем мы считалки,
Кто считалочку не знает,
Тот из круга вылетает!
V. Задавание домашнего задания.
Мы поработаем над коллективным проектом, "Считалки нашего класса", где будут собраны все считалки, известные детям этого класса.
VI. Рефлексия.
– С каким настроением уходите с урока?
Покажите это на оценочном листе.
Используемая литература:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть. – М.: Баллас, 1997.
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя по книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир». – М.: Баллас, 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ