Конспект урока по литературному чтению "И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…" 3 класс

Литературное чтение

Урок 51.

Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»

Тема: Сказка для театра (С. Маршак «Сказка про козла»)

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради,

с. 33).

2. Введение в тему урока (учебники закрыты).

Прочитайте тему урока на доске. Как вы понимаете: сказка для

театра? Какая она? Чем отличается от обычной? (Учитель выслушивает все ответы детей, ключевые слова фиксирует на доске.)

«Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.)


А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая…)

Прочитайте авторский текст на с. 36. Сравните с вашими ответами.

Перечислите признаки пьесы.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

















2 4 2 2 4

Работа с текстом пьесы.

1. Работа с текстом до чтения.

Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? (В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза – заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза – Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.)

Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)

Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)

Чем интересен текст сказки? Как он записан?

Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)

Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)

Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации. Предположите, какие события произойдут в сказке.


2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

Действие 1 дети читают про себя.

Вопросы после чтения:

Кто действующие лица?


Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)

Повторное чтение действия 1 вслух по ролям.

После чтения:

Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались? (Волки – в списке действующих лиц и на иллюстрациях.)

Действие 2 дети читают вслух по ролям.

Вопросы после чтения:

Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)

А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный…)

А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.)


2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради.

а) Задание 1, с. 34. По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2, 3, 4, 7, 8, 10.

б) Задание 3, с. 34. Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё, например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело.

3. Выразительное чтение сказки по ролям.

После чтения обсуждение, как удалось передать характеры героев.


3. Работа с текстом после чтения. Подведение итогов.

Понравилась ли вам «Сказка про козла»?

Почему её легко поставить на сцене?

Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки?



На доске запись.

1 кл. 2 кл. 3 кл.

«Цирк шапито» Три песни к сказке «Сказка про козла»

«Дождь» Дж. Родари «Приключения (пьеса)

(стихи) Чиполлино».

«Сказка о глупости» (перевод).

Загадки

Что означает запись на доске?

Кому адресованы произведения С. Маршака? Почему вы так думаете? (С. Маршак писал для детей. Его произведения понятны детям, легко запоминаются, интересны, поучительны, остроумны.)

Какие слова подчёркнуты? Почему? (Это жанры, в которых работал писатель.)

Давайте вспомним другие стихи С. Маршака. Я начну, а вы продолжите: «Жил человек рассеянный...» («Вот какой рассеянный»), «Дама сдавала в багаж...» («Багаж»), «Мой весёлый, звонкий мяч...» («Мяч»), «Впервые на арене/Для школьников Москвы...» («Цирк»).

А теперь вспомним переводы С. Маршака: «Вышли мышки как-то раз...» («Мышки» из английской народной поэзии), «Где ты была сегодня, киска?..» («В гостях у королевы»).

А какие сказки он написал? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»...)

Уже много-много лет живут на свете ни за что не желающие стареть стихи, сказки С. Маршака. Сам он считал, что быть детским писателем труднее, чем писать для взрослых: «Ведь мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Мы не зовём к ним менее опытных врачей».

К.И. Чуковский видел в лице Самуила Яковлевича пять Маршаков: Маршак – детский поэт, Маршак – драматург, Маршак – лирический поэт, Маршак – переводчик, Маршак – сатирик.

Какого Маршака знаете вы? (Маршака – поэта и сказочника, переводчика, драматурга.) Вы будете взрослеть, и давно знакомый автор будет открываться для вас с новой стороны.


Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


ΙΙΙ. Итог.

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?



ΙV. Домашнее задание.

1. Перечитать пьесу-сказку, подготовить инсценировку.

2. Составить план из пословиц (задание 2 в тетради, с. 34).




© ООО «Баласс», 2013

5

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ