Конспект урока по литературному чтению «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
«А. Митта. Шар в окошке.
Е. Пермяк. Две пословицы»
УЧИТЕЛЬ: Бугакова Ольга Григорьевна
Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради
Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
План рассказа составлять,
Выразительно читать.
2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.
1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В.Сутеева. Готовьте свое задание у доски.
2 группа разыскивала героев сказок В.Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.
-
Герои сказок Сутеева
3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.
- Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?
4 группа отрабатывала выразительное чтение.
- Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.
- Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка - это произведение устного народного творчества. Главное в сказке - вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).
-Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?
Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.
- А каких героев сказок В.Г.Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.
- Ребята, а кого бы вы еще дополнили?
Работа в тетрадях.
- Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».
- Какой была девочка?
- Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?
- Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.
3. Сообщение новой темы урока.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?
- На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.
3.Речевая разминка.
- Итак, вперед, разминка ждет!
Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.
- Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.
Упражнение 2. Развитие высоты голоса.
а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:
У У У У
У У У У
У У
О О О О
О О О О
О О
а а а а
а а а а
а а
и и и и
и и и и
и и
э э э э
э э э э
Упражнение3. Дыхательная гимнастика.
Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)
Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи.
Мы завтра идем в поход.
Прочитайте
Печально
Удивлённо
Радостно
- Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.
-Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
- Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке».
(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)
- Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.
Работа с текстом.
- Почему Коле стало хорошо?
- Какие друзья у Коли?
5. Организация осмысления учащимися нового материала
- Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.
Составление плана.
Определение тона чтения.
- Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
В начале текста? (печальный, скучный)
В середине текста? (удивленный)
В конце текста? (радостный)
Словарная работа.
- Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.
Компресс
- Поднимите руки , кому мама хоть раз ставила компресс.
-Четко проговаривайте за мной.
Нос от капель щиплет
- Обратите внимание на длительную паузу.
Нельзя,//заразиться могут.
Чтение текста по составленному плану.
6. Первичная проверка понимания рассказа
Пересказ по плану.
-Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.
Составление модели обложки.
-Автор, тема, жанр произведения, название.
7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
- О ком или о чем этот рассказ?
- Какими вы представляете друзей Коли?
- Какая пословица подходит к этому рассказу?
Физкультминутка (по Базарному).
Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).
8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения
Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы».
- Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».
Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.
Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.
Словарная работа.
Ярмарка - большая торговля с развлечениями
Пригоршня – горсть (ладонь)
Медяки – медные копейки
Пятак – 5 копеек
Гривенник -10 копеек
Глазеть – смотреть с удивлением
Плотвичка – вид мелкой рыбы
Кудлатая (……….) собака
Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)
Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.
9. Организация осмысления учащимися нового материала
Составление обложки.
- Кто автор?
- Жанр, тема? Почему?
- Как называется это произведение?
Работа по тексту. Выборочное чтение.
- Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.
- Кто помогал Косте?
- Что шепнула собака Косте на ярмарке?
- Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.
-С чего начинается сюжет сказки?
-Как развивается действие?
- Самый напряженный момент?
- Как продолжается действие?
- Чем заканчивается сюжет сказки?
( на экране появляются две пословицы)
- Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.
Вывод.
- Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?
- О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.
Друг в беде не бросит .
Лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий
Верный друг!
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)
- Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.
- В чем отличия?
- Чем похожи эти произведения?
- Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?
- Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»?
12. Разноуровневое домашнее задание.
Прочитать два текста с.47-50
Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».
1 группа. Разбить сказку Е.Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.
2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».
13. Рефлексия.
- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ