Конспект урока по литературному чтению Тема : Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей на примере произведения И. Дика «Красные яблоки» 3 класс
Автор: Андросик Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Вид урока: урок-поиск
Дата проведения: декабрь
Технологическая карта изучения темы
«Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей на примере произведения
И. Дика «Красные яблоки» (2 урок)
Тема
«Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей на примере произведения И. Дика «Красные яблоки»
Цели
-учить определять главную мысль произведения и понимать её отражение в названии рассказа;
-учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других;
-развивать речь как средство передачи мыслей, чувств, настроения, внутреннего мира человека;
-воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения
Основные понятия
рассказ, главная мысль
Межпредметные связи
русский язык, изобразительное искусство
Ресурсы:
-основные
-дополнительные
-Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. Ч. 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс ; Издательство Школьный дом, 2012. – 208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100», серия «Свободный ум»);
-корзинка с 5 зелёными яблоками и листочками на них;
-электронная книга;
-С.И.Ожегов «Словарь русского языка» (под ред. Н.Ю.Шведова, М., «Русский язык», 2003. – 924 с.)
Формы работы
фронтальная, парная, групповая
Этапы урока
Ход урока
I. Организационный
момент
-Урок литературного чтения.
-На уроке текст мы будем …(читать),
Информацию из текста … (извлекать),
Точку зрения … (высказывать),
На вопросы …(отвечать),
И речь при этом … (развивать).
Доска: отвечать, извлекать, читать, развивать, высказывать. (Дети выбирают нужное слово из списка.)
II.Актуализация знаний
-С каким произведением будем работать, кто его автор, как оно называется, мы узнаем, выполнив задание.
-Как будем работать? (В парах.)
-Возьмите лист с заданием. Прочитайте задание №1. Вопросы? Выполняйте.
Задание 1.
1 ряд
Постройте логическую цепочку. Назовите имя писателя. Обоснуйте свой выбор.
война геолог писатель подрывник
2 ряд
Определите жанр произведения.
Это слово соответствует схеме: .
Корень, как у слова «сказка».
3 ряд
Найдите в тексте предложения, которые встречаются в этом произведении. Прочитайте их. Назовите произведение.
Наступила долгожданная зима. Белый снег покрыл землю пушистым ковром. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. Пешеходы торопились скорее перейти дорогу и дойти до своего дома. На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся! Хорошо зимой!
Проверка.
Доска: И.Дик и портрет писателя
рассказ
«Красные яблоки»
III. Формулирование темы и целей урока
-Сформулируйте тему урока. (И.Дик «Красные яблоки».)
Доска: И.Дик «Красные яблоки»
-Нам знакомо это произведение? Какую работу с текстом мы уже выполнили? (Прочитали, разделили на части, ответили на вопросы.)
-Возьмите лист с заданием. Выберите ту цель, которая, по мнению вашей пары, должна быть реализована на нашем уроке.
Цели урока.
1 ряд
Учиться осознанно, грамотно, выразительно читать текст.
Учиться определять главную мысль произведения и понимать её отражение в названии рассказа.
Учиться делить текст на части и озаглавливать их.
2 ряд
Развивать речь, воображение, мышление.
Развивать речь как способ выразить мысли, чувства, настроение человека.
Развивать умение грамотно и осознанно выражать свои мысли.
3ряд
Воспитывать нравственные качества, стремление изменить себя к лучшему.
Воспитывать культуру поведения во время парной и групповой работы.
Воспитывать чувство уважения, ответственности по отношению к близким.
Проверка.
-Какова главная задача уроков литературного чтения? (Они нас учат, как стать настоящими людьми. Мы учимся жизни.)
-Уточните тему урока.
Доска: Уроки жизни. И. Дик «Красные яблоки»
-Обратимся к рассказу, подумаем, поразмышляем о том, какие уроки жизни даёт нам автор. Нас ждёт урок-поиск.
IV. Работа над содержанием произведения
-Цели определены. Работа предстоит большая и очень серьёзная.
-Как предлагаете организовать работу на уроке? (В группах.)
-Разбейтесь на группы по правилу «Мы – ученики» и распределите поручения в группе.
-Вспомним содержание рассказа. Структурируем события.
-Возьмите лист с заданиями. Выполните задание №1.
Задание 1.
Восстановите последовательность событий в рассказе.
мальчики
дяденька
бабушка
женщина
красные яблоки
ссора
мама
Проверка.
-Мы вспомнили содержание рассказа.
-Назовите главных героев произведения. Давайте поговорим о них подробнее.
-Возьмите лист с заданиями. Выполните задание №2.
Задание 2.
1 группа
Как менялось настроение мальчиков в зависимости от происходящих событий?
2 группа
Почему настроение Валерки изменилось, а Севки нет?
3 группа
Как вы думаете, Валерка и Севка – друзья или приятели?
4 группа
Найдите в толковом словаре объяснение слова «приятель».
5 группа
Найдите в электронной книге объяснение слова «друг».
Проверка.
-Мы услышали толкование слов «друг» и «приятель», услышали мнение ребят из 3 группы. Как вы думаете, Валерка и Севка – друзья или приятели?
(Если мнение единогласное, то переходим к следующему заданию. Если мнения разошлись, то проводим упражнение «Уголки».)
-Как вы относитесь к развлечению, которые придумали мальчики?
-Как бы вы поступили на их месте?
-Очень хочется верить, что и Севка со временем тоже изменит отношение к людям. Мне очень этого хочется, а вам?
-Давайте представим, что это происходит на наших глазах. Побываем в роли писателя: изменим окончание рассказа.
-Возьмите лист и выполните задание № 3.
Задание 3.
1 группа
Выберите из текста предложения, которые передают основные события рассказа.
Вопрос классу: Какая часть рассказа для изменения содержания нам нужна? (Последняя.)
2 группа
Подготовьте чтение по ролям отрывка со слов «Валерка был уверен…» и до конца рассказа (с.114).
Вопросы классу: Что произошло с Валеркой? В какой момент произошло это изменение?
3 группа
Севка изменил свое отношение к людям. Придумайте окончание рассказа.
4 группа
Севка изменил свое отношение к людям. Придумайте окончание рассказа.
5 группа
Севка изменил свое отношение к людям. Кто теперь Валерка и Севка: друзья или приятели? Обоснуйте свое мнение.
Проверка.
-Хочется верить, что Севка поймет свою ошибку и изменится.
Физминутка (релаксация)
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Пусть оно освещает нам дорогу в этой нелегкой жизни.
-Продолжим работу.
-Возьмите лист и выполните задание № 4.
Задание 4.
1 группа
Ответьте на вопросы.
Над чем мальчики «закатывались от смеха»?
Как эта ситуация характеризует Валерку и Севку?
Выберите из списка слово, которое характеризует поступок героев.
радость равнодушие
тревога понимание
2 группа
Ответьте на вопрос.
Почему Валерка хотел увидеть лицо женщины?
Выберите из списка слово, которое характеризует его состояние.
радость равнодушие
тревога понимание
3 группа
Ответьте на вопрос.
Почему Валерка стал помогать маме снимать пальто, чего раньше никогда не делал?
Выберите из списка слово, которое характеризует настроение мальчика.
радость равнодушие
тревога понимание
4 группа
Ответьте на вопрос.
Что хотел сказать автор своим произведением?
Выберите из списка слово-название состояния, к которому приходит Валерка в конце рассказа.
радость равнодушие
тревога понимание
5 группа
Выберите пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа. Объясните свой выбор.
1.Игра не доводит до добра.
2.Чего себе не хочешь, того и другому не желай.
3.Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Проверка.
Доска: равнодушие
тревога
радость
понимание
-Посмотрите, какие разные чувства испытал Валерка, чтобы прийти к пониманию, что чужой беды не бывает.
-Во что верит автор, описывая состояние мальчика в конце рассказа? (Автор верит, надеется, что Валерка стал лучше относиться к людям.)
Доска: надежда
-А всем нам автор хочет сказать, что не нужно совершать поступки, за которые потом нам будет стыдно.
Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
V. Итог урока
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Красные яблоки», ведь яблоки просто упоминаются в тексте?
-Посмотрите на иллюстрацию к тексту (стр.112). Как одета мама? Почему пальто красное?
-Кто еще в красном? Почему?
-Значит, красный цвет – это цвет чего? (Цвет опасности, тревоги.)
-Цвет яблок автор выбрал не случайно. Красный цвет предупреждает об опасности, это сигнал к остановке. Остановись, подумай, как бы не было поздно. Красный цвет – предупреждающий. Автор хочет дать герою возможность измениться.
-А какого цвета рубашка у Валерки?
-Как вы думаете, что символизирует, обозначает зеленый цвет?
VI. Рефлексия
-У меня в корзинке зеленые яблоки. На каждом яблоке – листочки. Организаторы возьмите для вашей группы по одному яблоку. Обсудите в группе и выберите листочек с одним словом. Оно должно обозначать то качество, которое очень важно в жизни, то, к чему призывает нас, читателей, Иосиф Дик своим рассказом.
Проверка. (К доске выходят спикеры.)
-Наш урок-поиск подходит к концу. Назовите, какие уроки жизни мы нашли в рассказе И. Дика «Красные яблоки»?
-Посмотрите на обратную сторону ваших листочков. Что вы видите? (Сердечко.)
-Я очень надеюсь, что наш урок оставил след в ваших сердцах.
-Сложим яблоки в корзину.
-Кому мы могли бы подарить эту корзину с яблоками?
-Предлагаю оставить ее у нас в классе. Будем стараться, чтобы нам не было стыдно за наши слова и поступки.
-А вы заметили, какого цвета листочки, на которых вы работали? (Зелёного.)
-Я верила в вас, надеялась, что у нас всё получится, и мы друг друга не подвели. Отметки за урок …
VII. Домашнее задание
-Предлагаю домашнее задание на выбор:
1.Представьте, что вы стали участниками похожей ситуации. Расскажите об этом.
2.Составьте письмо – обращение к Севке.
3.Проиллюстрируйте рассказ, составив диафильм.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ