Разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка»

Формирование универсальных учебных действий младших школьников

через проектную деятельность


Коровина Людмила Артимоновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Большеусинская СОШ»


Единственный путь,

ведущий к знаниям, - это деятельность.

Бернард Шоу

Стандарты второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее способность к непрерывному обучению в течение всей жизни. Важнейшей задачей современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Одним из верных путей в данном направлении мы считаем обучение младших школьников проектной деятельности.

Рассмотрим метод проектов и специфику его применения в начальной школе. Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.

Виды проектов:

По доминирующей в проекте деятельности:

практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);

исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);

информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);

творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

По характеру контактов между участниками:

внутриклассные;

внутришкольные

По количеству участников проекта:

индивидуальные;

групповые.

По продолжительности:

мини-проекты (укладываются в 1 урок);

краткосрочные (4-5 уроков);

среднесрочные;

долгосрочные.


Требования к учебному проекту:

1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование действий по разрешению проблемы

3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).

4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.

5. Представление конечного продукта деятельности.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.


Этапы проектной деятельности младших школьников:

мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При таком построении проектной деятельности обучающиеся оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленных целей.

Осуществление проектной деятельности в начальной школе должно соответствовать возрастным возможностям детей. Переносить способы работы из основной школы в начальную нельзя. Поэтому обучение проектированию предполагает совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Основоположник психолого-педагогической теории Л.С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. Проектная деятельность в младшем школьном возрасте опирается на естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению, предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

В 1 классе лучше начинать работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока. «Словарь добрых слов», «Наши имена», «Необычный подарок», «Иллюстрируем книгу» и др.

В первом же классе можно поработать и над краткосрочным проектом (1-2 недели). Например, в начале изучения нумерации можно предложить тему проекта «Любимая цифра и число». Перед детьми ставится следующая задача: Что я могу рассказать про свою любимую цифру? Ребята могут объединиться в малые группы и собирать информацию об этой цифре и числе. Это могут быть придуманные математические сказки, истории, рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы могут стать объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года.

Более продуктивная проектно – учебная деятельность возможна со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.

Возможные темы проектов:

  • Путешествие ботаника вокруг школы

  • Экологическая сказка

  • Лесной календарь

  • Секреты здоровья

  • Пернатые друзья

  • Математическая сказка

  • Букет вежливых слов

  • Вместе делаем книгу

  • Удивительное рядом

  • Из истории вещей и др.

Грамотно организованная проектная деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для формирования универсальных учебных действий. Ведь в процессе работы над проектом ученик должен научиться организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, овладеть навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы. Проектная деятельность способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ