Конспект урока по литературному чтению «Рифма и смысл» 1 класс
Коровина Л.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «Большеусинская СОШ»
Урок литературного чтения, 1 класс
Тема: «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н.Носова «Приключения Незнайки» (отрывок)
Цель: Выяснить «секрет» построения стихотворения.
Тип урока: открытия нового знания
Образовательная технология: технология продуктивного чтения
Задачи:
- выявить особенности стихотворных произведений: рифма и смысл;
- развивать умение находить рифму в стихотворных строчках;
Планируемые результаты:
Личностные:
-развитие читательской самостоятельности
Предметные :
-научатся находить рифму в стихотворных строчках;
-самостоятельно определять стихотворный жанр произведения;
Метапредметные:
- дети научатся читать стихи , понимать их содержание, пользоваться словарём учебника , понимать вопросы к стихам; анализировать доступные по содержанию стихотворные тексты (познавательные);
-научатся общаться в совместной деятельности (коммуникативные);
- научатся ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» (2 часть) Н. А. Чураковой, тетрадь на печатной основе О. В. Малаховской,
карточки – помощники, иллюстрации из произведений Н.Н.Носова, портрет писателя, песня «Если с другом вышел в путь…»
Ход урока:
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Работа с текстом до чтения
1
Мотивация, самоопределение к деятельности.
- Добрый день, я рада всех видеть. А какое слово-приветствие мы чаще других употребляем в речи?
- Что значит это слово?
- Здравствуйте, дети! Здравствуй, урок!
- Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок?
- Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок?
- Здравствуйте!
- Пожелание здоровья.
- Интересным, добрым, весёлым.
- Будем внимательными, старательными.
Личностные:
самоопределение;
2
Актуализация знаний.
Звучит песня: «Если с другом вышел в путь…»
- Хорошо ли, когда у тебя много друзей?
- Примете меня к себе в друзья?
- А в какие игры вы любите играть с друзьями?
- Давайте вспомним, в какие игры любили играть эти персонажи:
- иллюстрация из рассказа «Затейники»;
- иллюстрация из рассказа «На горке»;
- иллюстрация из рассказа «Живая шляпа»;
- иллюстрация из сказки «Приключения Незнайки».
- Да, в дороге с другом веселее, и ни какие трудности не страшны.
- Да
отвечают
- Валя и Петя – в «Три поросёнка»
- Котька любил кататься с горки.
- Володя и Вадик кидали картошкой по шляпе.
- Незнайка любил придумывать разные игры.
Регулятивные: умение сохранять поставленную задачу;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью
3
Введение в тему
- Что объединяет все иллюстрации? Показываю портрет Н.Н.Носова.
- К каким произведениям?
- Николай Николаевич Носов написал много интересных, смешных и поучительных рассказов и сказок, которые любят и взрослые, и дети.
- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
- Это всё иллюстрации к произведениям Н.Н.Носова.
«Знакомство с произведениями Н.Носова».
4
Постановка цели, задач урока
- Каждый человек перед началом своей работы ставит цель.
Знаю, что первоклассники открывают секрет пещеры «Эхо» и уже знают, что всегда должно быть в стихах?
- Значит, какую цель мы поставим?
- Наша цель - обращаю внимание на запись (на доске: Стих: рифма + ?), продолжите мысль...
- Рифма. Это созвучные концы стихотворных строк.
- узнать, что ещё есть в стихе кроме рифмы.
Работа с текстом во время чтения
5
Открытие детьми нового знания.
1)Отработка навыка чтения.
2) Работа над иллюстрацией
3)Чтение учителем 1 части. Работа над содержанием.
4) Чтение учителем 2 части. Работа над содержанием.
5) Чтение учителем 3 части. Работа над содержанием.
6) Чтение учителем 4 части. Работа над содержанием.
- Послушайте стихотворение, о ком оно?
Целый день гуляю я в городе Цветочном.
А друзей имею я миллион – уж точно!
В огромной шляпе голубой
Хожу, любуюсь я собой.
Каждый новый день со мной
Что-то происходит.
Каждый-каждый новый день чудеса приводит.
- Хотите узнать, что приключилось с Незнайкой на этот раз?
- Как можем узнать?
стр. 19 – 20 рабочей тетради.
- Прочитаем хором.
- Рассмотрите иллюстрации и скажите, кого из героев этой сказки вы узнали?
-Кем решил стать Незнайка?
-Кому он посвятил первые стихи?
-Почему Знайке не понравились его стихи?
-Почему Торопыжке не понравились стихи Незнайки?
-Какие стихи не одобрил Авоська? Почему?
-Понравилась ли вам сказка?
- Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал?
- Она грустная или весёлая?
- Что показалось смешным?
- Вы запомнили, про кого сочинял Незнайка стихи?
- Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?
- Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.
- Чем юмор отличается от сатиры?
-А у Незнайки юмористические или сатирические стихи?
- Это Незнайка.
- Да
- Прочитать.
- Эти герои из сказки Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
- В очках – это Знайка.
- Человечек в халате доктора – это Доктор Пилюлькин.
-- Самый главный герой сказки Незнайка – в большой шляпе.
-Он сказал, что не глотал никакого утюга.
Делятся впечатлениями
- Для рифмы.
- Весёлая
- Незнайкины стихи
- Про Знайку, Торопыжку и Авоську.
-Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.
- «Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».
-«Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».
-Юмористические
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, доказательство.
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью
Работа с текстом после чтения
7)Знакомство с писателем Н. Носовым
Все книги Носова. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы,
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью
6
Физминутка
Игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра – начинается … (игра).
Ры-ры-ры – у мальчика …(шары).
Ро-ро-ро – у Маши новое…(ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы…(игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный…( помидор).
Лу-лу-лу – сидит кот в …(углу).
Ша-ша-ша – мама моет …(малыша).
Жа-жажа – есть иголки у …(ежа).
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Са-са-са в лесу бегает…(лиса).
Су-су-су – было холодно в …(лесу).
От-от-от – спит в болоте … (бегемот).
7
Работа по теме урока
Работа в парах
- Прочитайте в тексте слова, которые Незнайка срифмовал.
- На карточках подчеркните цветным карандашом рифмующиеся слова.
- Проверим, получилась ли рифма у начинающего поэта?
- Почему Незнайка решил больше не сочинять стихов?
- Можно ли сказать, что главное в стихах – это рифма – спрашивает Кот?
- Ответили мы на вопрос урока?
читают
подчёркивают
- Да.
- Они не понравились коротышкам.
- Нет, стихи не должны быть обидными, в них должен быть смысл.
- Да.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью
8
Закрепление
- Сейчас прочитайте самостоятельно рассказ. Приготовьтесь выполнить проверочный тест.
1.Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:
…шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
О Торопыжке
О Знайке
Об Авоське
О Цветике.
2.Укажи, кому принадлежат слова:
Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
Знайке
Авоське
Цветик
Торопыжка.
3. Кто такой Цветик?
Поэт
Музыкант
Художник
Механик
4. Что такое рифма?
Два слова, связанные между собой по смыслу.
Звуковой повтор в конце строчек стихотворения
Слово или несколько слов, связанных по смыслу.
Два или несколько предложений, связанных по смыслу.
5. Найдите рифму к слову Коротышки.
Улыбка
Маленькие
Сказки
Малышки.
9
Итог урока
- В чём потренировались на уроке?
- Напомните цель урока.
- как вы на него ответите?
- Оцените свою работу на уроке. Отдайте свой голос одному из героев сказки
Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.
Кто что-то не понял – голос Ворчуну.
Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.
- Были ли мы настоящими друзьями? Спасибо вам за работу.
- В подборе рифмы
- узнать, что есть в стихе, кроме рифмы.
- Смысл.
Регулятивные: самооценка
Список используемой литературы:
Литературное чтение 1кл.: Методическое пособие\ Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - .: Академкнига/ Учебник, 2011. – 104 с.
Ресурсы интернета.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ