Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: «Сказки народные и литературные»
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А.Ефросининой
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Загоруйко Елена Анатольевна.
МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»
г. Ахтубинск
Тема урока: «Сказки народные и литературные.
Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение)
Тип урока: закрепление и обобщение пройденного.
Цель и задачи урока:
Предметные:
продолжать формирование понятия об авторской и народной сказках,
формировать навык сравнительного анализа литературных произведений,
развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении к людям ),
учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Метапредметные:
создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
способствовать развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: знать понятия литературная и народная сказка, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений
Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах.
Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», авт.Л.А. Ефросинина, 2 класс;
рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс, компьютер,
мультимедийный проектор, презентация МИМИО: изображение Снегурочки, таблица для сравнения сказок (общая для групповой работы и для самопроверки), таблица «Алгоритм определения жанра произведения», таблица «Приметы сказки», снежинки для целеполагания и планирования учебной деятельности, карточки с заданием для парной работы, фрагмент мультфильма «Снегурочка», портреты В.И. Даля и Л.Н. Толстого,
толковый словарь С.И.Ожегова,
художественные фотографии русской зимы,
блокноты для составления моделей обложек книг, готовые модели обложек,
иллюстрации к опере Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка»
Этапы урока
Предметная деятельность
Формируемые УУД
I Организационный момент
Физминутка (несколько дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности)
Введение в ситуацию успеха, психологический настрой на работу
II Мотивация учебной деятельности. Постановка учебных задач.
(слайд 2)
Целеполагание.
1. « Корзина идей»
-Урок литературного чтения. Над произведениями какого раздела мы работаем? («Идёт волшебница-зима»). Какую работу выполняем на уроках и что хотим сделать сегодня?
Эти действия и помогут нам познать секреты родной речи.
( ставим учебные задачи: на слайде расположены по кругу снежинки, на которых «открываем» слова слушать, читать, пересказывать, отвечать, сравнивать, исследовать. В центре снежинка со словом «хочу»).
-Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать выполнять свои желания? Почему?
(не знаем тему урока)
РегулятивныеУУД: постановка учебной задачи
Личностные УУД:
построение планов во временной перспективе
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
:
Определение темы урока.
(слайд 3,4 )
(слайд 5)
Актуализация знаний. Работа над словом. Подготовка к сравнению произведений.
(слайд 6)
(слайд 7)
(слайд 8)
Выполнение учебных задач.
III. Закрепление пройденного.
.
(слайд 9)
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 12)
(слайд 13)
III. Контролирующее задание.
(слайд 14)
(слайд 15)
(слайд 16)
IY. Итог.
Рефлексия.
(слайд 17)
(слайд 18)
-Тема урока таится в загадке. Что это? (Снегурочка)
-В каких изученных произведениях встречается это слово?
(«Девочка Снегурочка», «Снегурочка»)
-Вот теперь мы можем начать выполнять запланированное.
(появляется слайд со снежинками, на центральной-слово «могу»).
- Для определения значения слова «снегурочка» мы воспользовались «Толковым словарём» С.И. Ожегова.
2 парная работа.
А) - Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.
(на партах снежинки с записанными определениями)
1) Снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2)Снегурочка-внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских народных праздников.(С.И.Ожегов)
-Аргументируйте своё мнение.
Б) самопроверка
(определения на слайде).
3. работа над расширением активного словаря.
-А кого бы вы назвали родственником Снегурочки?
(снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
-Давайте выполнять наши задачи.
(слово «могу» на слайде заменяем словом «делаю»)
1. чтение текста русской народной сказки «Снегурочка» цепочкой.
-Давайте вспомним содержание сказки «Снегурочка», при чтении обратите внимание на зачин, вспомните главных героев произведения,…
2. уточнение авторской принадлежности
(после чтения )
-Уточните авторскую принадлежность, пользуясь алгоритмом
3. решение проблемной ситуации
-Снеговик, родственник Снегурочки, уверен, что сказку «Снегурочка» написал Л,Н,Толстой. Что скажете?
-Докажите аргументировано.
4.определение жанра
-Докажите, пользуясь таблицей примет, что это сказка.
5 моделирование обложки
(все в блокноте, один ученик у доски)
Теперь у вас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки. Составьте мини-обложки, используя фигуры-заменители жанра и цвет-заменитель темы.
-Обоснуйте свой выбор, работая по алгоритму.
(знаком круг обозначается жанр- сказка, жёлтым цветом – тема произведения : о детях.)
1. групповая работа.
-Самая главная снежинка на нашем уроке «сравнивать». Сравним два произведения про Снегурочку. Проведём небольшую исследовательскую работу. Будем работать по группам. Предлагаю поиграть в игру «Крестики- нолики». Если находите сходство, то в своих табличках ставьте одинаковые значки: «+», а если находите различия, то ставьте разные значки. Результаты исследований занесите в таблицу
2. самопроверка (проверка по готовому образцу)
-Группы, проверьте себя по образцу.
3. коллективное обсуждение результатов исследования.
(групповое обсуждение, защита коллективных решений)
1) название произведения (устные ответы)
«Девочка Снегурочка»
«Снегурочка»
2) автор
В,И,Даль
русская народная сказка
3)жанр
3) герои
Старик, старуха, Снегурочка, Медведь, Волк, Лиса, Жучка
Дед, баба, Снегурочка, подружки
4) модель обложки
- По своим блокнотам для моделирования сверьте модели обложек сказок.
5) зачин
6) концовка
4.обобщение по таблице.
-Посмотрите на таблицу. Какой вывод сделали?
5.творческая работа.
-Понравилось ли вам, как закончилась сказка «Снегурочка»?
Почему печально?
-Какое окончание придумали бы вы?
6. вывод по сказке.
-Снегурочка - одна из любимых героинь русских сказок. У сказки много вариантов. На основе народных сказок В.И.Даль создал литературную сказку «Девочка Снегурочка». Русский писатель А.Н.Островский написал поэтическую сказку для взрослых «Снегурочка», а композитор Н.А.Римский- Корсаков музыку к этой сказке. Так появилась опера «Снегурочка». По сюжетам этих произведений сняты фильм и мультфильм.
7. мультфильм.
-Мы сегодня исследовали и сравнивали 2 сказки. Для этого читали, слушали, отвечали на вопросы, сочиняли, т.е. выполняли всё, что задумали. Считаете ли вы, что мы напрасно провели эти минуты вместе?
(меняю центральную снежинку на снежинку со словом «получаю»
-Давайте подведём итог урока.
-Сколько учебных задач мы поставили в начале урока?
-Удалось ли их выполнить?
-Что нового и интересного узнали на уроке?
-Что в итоге каждый из вас получил?
-Покажите с помощью смайлика, какое у вас настроение после урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Познавательные УУД:
самостоятельное формулирование познавательной цели
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
выбор наиболее эффективных способов решения задания,
умение осознанно и произвольно строить высказывание
Коммуникативные УУД:
контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция, осознание того, что уже освоено и что предстоит освоить
,
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Личностные УУД:
личностное жизненное определение, построение планов во временной перспективе
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД:
умение точно и полно выражать свои мысли
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.
Личностные УУД:
Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ