Конспект урока по литературному чтению "Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера" 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием ЭОР ( мультимедийной презентации)


Тема урока: Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера

Цель урока:

Продолжать обсуждение с детьми тех художественных приемов (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэты и художники делают свои наблюдения и открытия достоянием читателей и зрителей и создают яркие, наполненные жизнью образы..

УУД: учить умению наблюдать то, что можно увидеть глазами и то, что трудно увидеть глазами; умению обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Учить находить связи между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, олицетворение).

Учить контролю и самоконтролю, оценке и самооценке процесса и результатов деятельности

Учитель: Лебедева Наталья Александровна

ХОД УРОКА

Структура урока

Цель этапа

средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-ориентировоч-ный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке

Тихая плавная мелодичная музыка о весне

Приветствие гостей, учащихся. Настрой на урок.

Приветствие гостей. Включение в ритм урока.

Практический этап

1)актуализация опорных знаний

Проверить усвоение пройден-ного материала

Презентация

учебник



Предлагает ответить на вопросы:

1. какой раздел изучаем?(слайд 1)

2. Какие произведения вам уже знакомы? Какие тайны (авторские приёмы) мы уже открыли? (слайд 2)

3. Какой вывод мы с вами сделали на прошлом уроке? (слайд 3)


Ответы учащихся


Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученные произведения и приёмы олицетворения и сравнения.

2)Определение темы, постановка цели


3) поисковый этап

Обеспече-ние мотивации и принятия учащимися цели и учебно-познавательной деятельно-сти


Презентация

Оглавление


учебник

С. 20



Предлагает прочитать текст на слайде 4.

-Что это за произведение? (хокку)

-Что я вам пожелала на урок?

-Произведения какого жанра будем сегодня изучать? (хокку, поэзия)


Предлагает вспомнить, что такое ХОККУ.

(слайд 5), посмотреть в оглавлении, какие хокку будем изучать сегодня.

На слайде появляется план (слайд 6)


-Сформулируйте тему нашего урока по плану. Для чего вы будете знакомиться с этими произведениями?


-Какой приём мы с вами рассматривали на прошлом уроке?


Учащиеся сами формулируют тему и цели урока












Вспоминают приём олицетворения



4) Изучение нового материала

Обеспече-ние усвоения новых знаний, проверка понимания

Презентация

Учебник стр.20-23


1. Предлагает сравнить ХОККУ двух авторов: Дзёсо и Басё стр. 20 учебника и найти олицетворения (работа в паре), ответить на вопрос «Почему поэты часто прибегают к олицетворениям?»

-Прочитайте мнение Маши, вы с ним согласны? Давайте обоснуем свои ответы. (слайды 7-10)



2. Предлагает познакомиться с произведением В.Шефнера «Середина марта»(слайд 11)

-Найдите это произведение в учебнике. Какой это текст? (стихотворный)

-Каков план работы со стихотворным текстом? (план появляется на слайде)


3.Организует работу с произведением по плану.

Дети слушают чтение учителя, делятся впечатлениями, самостоятельно перечитывают стихотворение, отвечают на вопросы стр. 21 учебника


4. Предлагает найти авторские приёмы, которые так чётко показывают приметы весны в этом зимнем пейзаже.


5. предлагает вспомнить ещё один приём, которым пользуются авторы, не называя его. Для этого предлагает прочитать хокку Басё, предварительно вспомнив его биографию (слайд 12), стр. 22 учебника


6.Организует анализ хокку с выделением авторского приёма (слайд 13)

-Какое противопоставление вы нашли? (уродливый – прекрасный)

-А вот волшебница сказала, что тут их несколько. Предлагаю вам их найти.


7.Какой приём использовал автор? (сдайд 14) Дайте ему определение.

Читают и сравнивают два хокку (в паре)












Знакомяться с произведением с использованием плана работы над стихотворением









Дети называют приёмы олицетворения и сравнения, доказывая своё мнение






Читают и анализируют произведение, называют приём контраста, доказывают своё мнение





5)Первичное закрепление учебного материала

Формиро-вать навыки использования изученного материала

презентация

1. Предлагает сделать вывод, какими приёмами пользуются поэты и для чего?

2. Предлагает прочитать японскую мудрость (слайд 15) и ответить на вопрос, чему учит хокку? (слайд 16)


3.Предлагает путешествие в Музейный дом на стр.22-23 учебника) (слайды 17-18)

-Только ли поэты умеют всматриваться и видеть красоту в простом и повседневном?

Отвечают на вопросы, анализируют, доказывают правоту своих ответов





Анализируют картину И.Грабаря «Мартовский снег», делают вывод

Рефлексивно-оценочный этап


Формиро-вать личную ответствен-ность за результаты своего труда.

Слайд 38

Возвращает детей к поставленной цели, предлагает учащимся ответить на вопросы «Чему научились?», «Кому было трудно?», «Кто доволен своей работой?»

Теперь я знаю……(продолжите)

Каков итог урока? (слайд 19)

Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели.

Домашнее задание

Дифференцированный выбор д/з

Слайд 39

Предлагает выбрать д/з

Благодарит за работу (слайд 20)

Организует выбор д/з (дифференцированно), благодарит за работу.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ