Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: О. Пройслер «Неприятности» 3 класс

Конспект открытого урока по литературному чтению

Тема: О. Пройслер «Неприятности»

Дата проведения: 4 февраля 2014 год

Цели и задачи урока:

  • Введение в раздел, создание психологического настроя на восприятие тематического материала, формирование представлений о творчестве О.Пройслера, совершенствование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения текста и правильного его воспроизведения, обучение составлению краткой характеристики героя сказки по описанию, речи, поступкам;

  • Развитие речи, образного и ассоциативного мышления, внимания, памяти;

  • Воспитание интереса к чтению и ответственного отношения к учебному труду.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, презентация по биографии автора.

Ход урока

Введение в раздел

- Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем они вам сообщили?

В этом разделе будем читать и анализировать произведения о школе, учениках, прилежных и ленивых, порой очень необычных, как и истории, которые с ними приключаются.

Древнегреческое слово схоле, по нашему школа, обозначало свободное время, досуг, отдых. Видимо работа и в древности была столь тяжкой, что ученье казалось отдыхом! В настоящее время учеба – напряженный, упорный труд, и педагоги постоянно думают, как сделать учение веселым, превратить учебу в игру, в удовольствие. Писатели так же не остаются в стороне. Появляются веселые учебники, интересные произведения, в которых заложено много разных сведений из школьной программы. Именно такие книги представлены сегодня на нашей выставке.

И.Токмакова «Может нуль не виноват», «Аля, Кляксыч и буква А».

В.Коростылев «Вовка в тридевятом царстве».

Л.Гераскина «В стране невыученных уроков».

А.Хайт, А.Левенбух «Веселая грамматика «Радионяни».

О. Соболева, В.Агафонов «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным».

Э.Успенский «Школа клоунов».

2. Фаза вызова интереса

- Запишите в тетради слово Баба-яга. Что вы представляете себе, когда слышите это слово? Запишите ассоциации.

Чтение ассоциаций.

Эти ассоциации возникли у вас после чтения сказок. Вспомните сказки, в которых есть Баба-яга.

- Читали ли вы сказки, в которых Баба-яга добрая?

3. Целевая установка

- Сегодня мы будем читать и анализировать отрывок из сказочной повести немецкого писателя Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-яга». Обратите внимание на то, какой образ Бабы-яги получился у писателя.

4. Работа над произведением

1. Подготовка к восприятию.

2. Рассказ о писателе.

Знаменитый детский писатель Отфрид Пройслер родился в 1923 году в маленьком, почти сказочном, немецком городке, который «прятался» среди лесов и горных речушек. Казалось, что там обязательно жить водяные, гномы и другие необыкновеннее существа. Родители писателя были учителями. Отец в свободное время увлекался изучением местных сказок и преданий, а бабушка слыла прекрасной рассказчицей и помнила много легенд. Кроме того, в доме была огромная библиотека – около шести тысяч книг! Так, с детства мальчик полюбил читать и слушать сказки.

Взрослая жизнь будущего писателя началась на фронтах Второй мировой войны. В 1944 году он попал в советский плен, где провел пять лет.

Вернувшись домой, Отфрид Пройслер завершил образование, женился и решил стать учителем начальных классов. Директор школы, в которую он поступил на работу, посоветовал молодому педагогу не кричать на детей, если они не слушаются, а рассказать им что-нибудь занимательное. Отфрид Пройслер проработал в школе более 20 лет, даже стал ее директором, и все это время не переставал сочинять для детей волшебные истории. Среди самых популярных сказок немецкого писателя – «Хербе Большая Шляпа», «Гном Хербе и леший», «Маленький водяной», «Маленькое привидение» и «Маленькая Баба – яга»

3. словарная работа

- Первая глава сказочной повести «Маленькая Баба-яга» называется «Неприятности». Как вы понимаете это слово?

4. целевая установка.

- Давайте прочтем главу, чтобы узнать, какие неприятности могут преследовать Бабу-ягу. Во время чтения постарайтесь представить себе главную героиню.

5. чтение текста учителем

6. проверка восприятия

- Какое впечатление на вас произвела сказка?

- Какой вы себе представили Бабу-ягу? Похожа она на Бабу-ягу из сказок?

7. повторное чтение. Анализ.

Учащиеся читают текст по абзацам (до слов «Должен быть дождь!»), отвечают на вопросы. Готовясь к пересказу, дети в каждом абзаце выделяют ключевое слово. Эти слова – опоры записывают в тетрадь.

- Сколько лет было Маленькой Бабе – яге?

- Где она жила? Найди в тексте и прочитай описание избушки Маленькой Бабе-яги?

- Почему без огромной печи избушка не была бы настоящим домом Бабы-яги?

- Кто жил в избушке вместе с Бабой – ягой? Что вы о нем узнали?

-Как Маленькая Баба-яга готовилась стать настоящей ведьмой? Расскажи о е занятиях.

- Какое упражнение пыталась выполнить Маленькая Баба-яга? Почему ворон Абрахас был мрачен?

8. самостоятельная работа.

- У Маленькой Бабы- яги никак не получалось упражнение в вызывании дождя. И ей необходимо было снова и снова повторять урок. Прочитайте текст от слов «Должен быть дождь!» и до конца главы. Подумайте над следующими вопросами:

- Почему Маленькая Баба-яга не смогла вызвать дождь?

- Как в словах и поступках Бабы-яги и ворона Абрахаса раскрываются их характеры?

9. ролевое чтение

Свое понимание характеров, чувств, настроения героев нужно уметь выразить в чтении. Именно такому чтению – выразительному, то есть чтению с пониманием, мы и учимся на наших уроках.

Учащиеся работают в паре, они распределяют роли, отмечают реплики персонажей, изучают авторские ремарки, подбирают верную интонацию.

5. Итог урока

- Из какого произведения вы читали отрывок?

- Кто его автор?

- Как называется прочитанная глава?

- Какую мысль хотел донести до вас автор?

6. Домашнее задание

Пересказ по опорным словам первых пяти абзацев.

Подготовка к выразительному ролевому чтению остальной части главы.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ