Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"" 3 класс
Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"
Составила Чурсина Юлия Владимировна –учитель начальных классов МКОУ «Ярковская СОШ»,Новохопёрского района, Воронежской области
Цели урока: образовательные:
продолжить работу над анализом художественного произведения,
отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;
познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты.
вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
повышение эрудиции и словарного запаса детей;
развитие фантазии, творческого воображения;
совершение доброго поступка по отношению к животным;
Оборудование:
– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1)
Учитель: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу.
Привет, сосед! Улыбнись и мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
II. Речевая разминка
Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. Упражнение «Роза», «Свеча», «Лифт»
А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.( хором) 3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)
- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. (слайд 3) Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.
А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
IV. Знакомство с новым произведением
Учитель:
- Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”. (слайд 5)
Какие произведения Л. Толстого вы читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам известны, а некоторые неизвестны. Я рекомендую прочитать эти книги.
Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как он относится к людям?
Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 6)
- Что помогают понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)
2.Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
– Открываем учебник с. Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (слайд 7)
– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).Чему мы должны сегодня научиться?
– Прочитайте слово под заголовком. (Быль) Что оно обозначает? Казакова Алина нашла значение этого слова в толковом словаре Ожогова.( ученик) и зачитает.
– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.
– А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?
Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
5. Чтение рассказа учителем.
- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!
(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)
- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.
чтение вслух детьми по цепочке .
словарная работа
- Ребята, какие слова вас непонятны ? (Лондон, барин...)
- Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.
Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек. ФИЗМИНУТКА
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
6. Работа над содержанием рассказа.
- Ответы на вопросы-1) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)
-2) Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста. - Выборочное чтение
- 3) В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)
- 4) Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)
- 5)Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)
- 6) Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)
- 7) В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)
-8) Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)
-9) От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)
( Слайд 8 ) Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства такие как, тревога, забота, доверие. Тоска , но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.
Прочитайте два последних предложения.
- Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)
- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд 9) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
7. Работа с пословицами (слайд 10)
– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
8. Организация художественного творчества
Творческие задания (Задание по группам)
1 группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.
2 группа: Найдите в рассказе завязку, кульминацию.
3 группа: Найдите в рассказе развязку.
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
9. Итог урока. Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)
Ученики: Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…
– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 11)
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.
– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?
– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 12)
“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”
– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
10. Домашнее задание (слайд 13)
Нарисовать плакат, посвященный защите животных.
Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.
Как вы думаете, кто заслужил сегодня пятёрки? (Выставление оценок с комментированием)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ