Конспект урока по литературному чтению "И. С. Никитин "Русь" 3 класс
Дата: 14.01.2014
Класс: 3
Учитель: Попова М.С.
Тема урока "И. С. Никитин "Русь".
Цель:
1) формировать начальное представление о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении;
2) формировать систему читательских умений, учить сопоставлять произведения одного автора на сходные темы, выделять поэтический мотив.
3) формировать умения работать с ИКТ.
4) развивать у учащихся познавательные способности в области иcтории Отечества, формировать межпредметные связи: с русским языком, окружающим миром, историей, изобразительным искусством.
Оборудование: презентация И.Никитин «Русь», карточки со словами для словарной работы, карточки с четверостишиями – отрывками из стих-ия, портрет писателя, карточки с фразой о важном значении книги и любви к книге, ролик «Мой край», цв.бумага, листы бумаги для работы в группах, клей.
Ход урока.
Оргмомент.
Тема урока
1.Определение темы детьми. Просмотр видео-ролика о России
2. Беседа.
- Как вы считаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
- О чем слова песни этого ролика?
- Почему именно о России?
- Как можно восхвалять Россию? (в стихах, песнях, картинах, рассказах)
3. Доскажи предложения. Слайд 1.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о ….. (России)
- Мы познакомимся со стих-ем ….(«Русь»)
- Подготовимся читать … (стих. выразительно).
- Это значит будем соблюдать …. (паузы, логическое ударение,)
- Выберем нужный … (тон) и (темп чтения)
4. Физминутка «Край родной» (под фонограмму)
III. Работа по теме.
Работа с презентацией. Чтение и анализ текста.
Слайд 2. Краткий рассказ учителя о писателе. Чтение детьми текста на слайде.
Первичное восприятие стих. Чтение стихотворения учителем.
Выбор цвета настроения. Обоснование.
Какие чувства вы испытали? Покажите, пожалуйста, цветом и обоснуйте свой ответ, почему выбрали именно такой?
Слайд 3. Словарная работа.
Шатер, грань, нужда, степь, мурава, слава, поклон, кишит.
Слайд 4 – 10
Чтение стих-ия выразительно (одно четверостишие читают несколько человек для выбора детьми лучшего чтеца, выделения наиболее точной передачи настроения)
Лучший чтец – выбор.
- Свой ответ обоснуйте.
Работа над планом. Слайд 11.
-Что такое план? Что значит составить план?
Слайд 12 – досказать предложения. Слайд 13 – проверка.
Iv. Заключение.
Сам.работа. (2 минуты) Работа над текстом. Разделите текст на части.
Проверка сам.работы.
- О чем говорится в начале стих-ия? (описывается природа)
- В центре стих-ия? (исторические события).
- Как заканчивается стих-ие? (автор прославляет Русь)
Слайд 14 – показ плана.
Работа в группах.
- Давайте поделимся на на 3 группы по рядам. 1 ряд – отвечает за описание природы. 2 ряд – любовь к России, православной родине. 3 ряд – показывает историю Руси. Цель: изобразить цветом свою часть, чтобы остальные смогли понять, о чем вы хотите сказать. На работу 2 мин.
Проверка групповой работы.
1)Работа над 1 частью стих-ия
- Чему посвящена первая часть? Каким цветом вы это изобразили? Почему?
Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.
- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?
- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?
- Какой образ Руси создаёт поэт?
- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )
- Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )
- Прочитайте выразительно 1 часть
2) Работа над 2 частью стих-ия
- О чем говорится во 2 части? Какой цвет вы выбрали?
- Какова главная мысль 3 части? Какими красками можно показать эти события? Почему?
-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? ( Богатсво и сила Руси) )
- Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.--Требуют ли ответов эти вопросы? Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.
3) Работа над 3 частью стих-ия.
-Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? (Утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым. )
Работа в Р.Т. Задание 1, 2.
Проверка задания.
V. Рефлексия урока.
- Мне понравилось на уроке…
- Я понял(а) ….
- Я узнал(а)
- Я научился «рисовать» ….
- Россия для меня - ….
Дом.задание: сформулируйте задание для дом.работы. Запишите, пожалуйста, в дневники.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ