Технологическая карта урока о литературному чтению "Произведение классика отечественной литературы. А. С. Пушкин «Зимний вечер»" 2 класс
Пикалова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУСОШ №15 г. Тула
Тема урока: Произведение классика отечественной литературы. А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Учитель: Пикалова И. В.
Класс: 2 Б
Дата:18. 12. 2013 г.
Цель урока: расширить представления детей о внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи урока:
Образовательные: восприятие стихотворения, совершенствование навыков анализа поэтического текста.
Развивающие: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие и обогащение речи учащихся, развитие умения выделять средства выразительности речи.
Воспитательные: формирование духовно-нравственной компетентности.
Оборудование: В. А. Лазарева. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. 1 часть. Самара. – Издательство «Учебная книга». – Издательский дом «Фёдоров». 2012 г.4 презентация, компьютер с мультимедийным проектором.
Планируемые результаты:
создать условия для:
формирования интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
(личностные УУД)
Метапредметные:
Содействовать формированию у обучающихся умений:
Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);
Ориентироваться на страницах учебника, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ, обобщать, делать выводы (познавательные УУД)
понимать, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения;
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы04
формулировать собственное мнение и позицию.
(коммуникативные УУД).
Технологическая карта урока
Этапы урока
Планируемая деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Методический комментарий
1. Орг. момент.
Приветствие. Пожелание успешной работы на уроке.
Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.
Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;
самоопределение;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .
2. Актуализация знаний.
Посмотрите на портрет поэта. (слайд 2) С произведением какого автора мы будем сегодня знакомиться?
Вспомните, что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина?
Зимой 1825 г. Пушкин по приказу царя был сослан в далёкое и глухое село Михайловское за то, что в своих произведениях он смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Вместе с ним в ссылку поехала его няня Арина Родионовна. (слайд 3) Место ссылки находилось вдали от столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним в это тяжёлое для поэта время.
Слайд 4. На картине художника Н. Н. Ге изображён приезд в Михайловское друга Пушкина Пущина. Но такие счастливые приезда друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта, ей он читал свои произведения, которые сочинял, пребывая в ссылке.(слайд 5)
В один из таких зимних вечеров Пушкин пишет стихотворение «Зимний вечер».
Сегодня мы будем читать произведение А. С. Пушкина.
Ответы детей.
Рассматривание и беседа по картине.
Чтение стихотворных строк со слайда.
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;
3. Открытие новых знаний.
Чтение стихотворения учителем.
Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?
Прочитайте стихотворение про себя, отметьте непонятные слова.
Словарная работа. (слайды 6, 7)
О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворении? Подберите к слову буря слова близкие по значению. (слайд 8)
Слова близкие по значению называются синонимы. Они нужны для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи.
Чтение текста стихотворения с анализом.
1 строфа
С чем автор сравнивает бурю?
А как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, животными, т. е. с живыми существами?
Мы познакомились с ещё одним литературным «секретом», когда авторы с чем-либо сравнивают людей, явления природы, предметы. В литературе такой приём называется сравнением.
Почему автор начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?
2 строфа
О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?
Как называет няню? Найдите эти слова в тексте.
Какое настроение у Пушкина?
3 строфа
Найдите слова, в которых Пушкин говорит о своём настроении в этой части.
Прочитайте, как поэт обращается здесь к няне.
С какой просьбой он обращается к няне?
Зачем Пушкин просит няню спеть песню?
4 строфа
Прочитаем последнюю часть и проследим, изменилось ли настроение поэта в конце стихотворения или осталось прежним?
Подумаем вместе, случайно ли поэт так построил последнюю строфу. А для этого сравним первую часть с последней: одинаковые они по настроению?
Для чего Пушкин написал это стихотворение?
Стихотворение о чувствах человека называют лирическим.
Слушают стихотворение.
Дети обмениваются своими мнениями.
Читают стихотворение, отмечают непонятные слова.
Разбирают смысл непонятных слов.
Подбирают к слову буря слова близкие по значению.
Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы.
Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.
Читают самостоятельно, находят повторы.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез; обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого.
4. Включение новых знаний в систему имеющихся.
Слайд 9. Каково настроение поэта?
Прослушайте два музыкальных фрагмента из произведений П. И. Чайковского. Какой из них подходит по характеру к стихотворению?
Слайд 11. Отработка навыков выразительного чтения.
Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.
Прослушивают. Выбирают фрагмент, доказывают свой выбор.
Голосом показывают настроение поэта.
Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.
Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Познавательные: применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать других.
5. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Дети захотели нарисовать рисунок.
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.
6. Рефлексия.
Слайд 12.
- Я работал на уроке много и с удовольствием.
- Мне было интересно на уроке, но я работал мало.
- Я сегодня работал на очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.
Учащиеся выбирают позицию, комментируют.
Личностные: самооценка ; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ