Конспект урока по литературному чтению «Создание текста на основе художественного произведения» 2 класс
Автор: Андросик Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: урок применения полученных знаний
Вид урока: урок развития речи
Дата проведения: по выбору учителя
Технологическая карта изучения темы
«Создание текста на основе художественного произведения»
Тема
«Создание текста на основе художественного произведения»
Цели
- учить созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии);
- учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
- воспитывать культуру поведения при оценивании процесса и результата решения коммуникативной задачи
Основные понятия
текст, автор, сказка, воображение, слова-ключики, анаграмма
Межпредметные связи
русский язык, изобразительное искусство
Формы работы
фронтальная, парная, групповая
Этапы урока
Ход урока
I. Организационный
момент
-На уроке мы будем работать в группах.
-Чтобы узнать, в какой группе вы будете работать, возьмите листочки, которые лежат у вас на столах, и решите анаграмму.
-Назовите слова, которые у вас получились. (Ключ, слово, автор, сказка.)
Доска: ключ автор
слово сказка
-Как вы думаете, почему эти слова были предложены в задании?
Ответ на вопрос вызовет затруднение.
-Вернёмся к этому вопросу в конце урока. А пока займите свои места за столами, где вы будете работать.
II.Актуализация знаний
-Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? (Золотым ключиком открыли секретную дверь.)
-Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это слова-ключики. Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
-Возьмите из конверта №1 лист с заданием.
Задание 1.
Прочитайте стихотворение Г.Сапгира.
В этом тексте автор спрятал важную информацию.
Отыщите её с помощью слов-ключиков (подчеркните их).
Футбол
Сказала тётя:
-Фи, футбол!-
Сказала мама:
-Фу, футбол!-
Сестра сказала:
-Ну, футбол…
А я ответил:
-Во футбол!
-Проверяем.
-Какие слова-ключики вы нашли? (фи, фу, ну, во)
-Как вы рассуждали?
(Если дети затруднились в выполнении задания, учитель даёт объяснение сам.)
-Слова-ключики здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью Генрих Сапгир показал разное отношение людей к футболу.
У женщин эта игра вызывает презрение (фи), пренебрежение (фу), разочарование (ну), а у мальчика – восторг (во).
-Представьте, с каким выражением лица произносили, и какими жестами сопровождали эти слова все персонажи.
-Прочитайте стихотворение и передайте все эмоции, которые испытывали его герои. (По 1 – 2 человека от группы)
-Надеюсь, что теперь, читая текст, вы будете внимательно вглядываться в каждое слово и искать волшебные слова-ключики, помогающие лучше представить и понять то, что описано в тексте. Это умение пригодится сегодня на уроке.
III. Работа над текстом
-Скажите, с помощью чего можно рисовать? (Можно рисовать красками, карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, углём, палочками на песке, пальцем по стеклу…)
-Вы, конечно, правы, но есть ещё один способ рисования: рисовать можно словами. Да-да, не удивляйтесь! Поэты и писатели именно с помощью слов рисуют удивительные картины. Вы сможете их увидеть, если позовёте на помощь своё воображение.
-Как вы думаете, что такое воображение?
Воображение – способность человека к созданию новых образов.
-Воображение помогает нам увидеть то, что мы, может быть, никогда не видели раньше. Садитесь поудобнее. Если хотите, можете положить голову на парту и закрыть глаза. Представьте, что перед вашими глазами появился большой экран, как в кинотеатре. Постарайтесь на нём увидеть всё, что происходит в тексте.
1.Знакомство с текстом.
Учитель читает текст.
Тим Собакин
КАК ЛОВКИЙ БЕГЕМОТ ГОНЯЛСЯ ЗА НАХАЛЬНОЙ МУХОЙ
В ТЕСНОЙ КОМНАТЕ, ГДЕ БЫЛО МНОГО СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДЫ
ж жжж жжжжжжжж жжжжж жжжжжжжжжж БАЦ! ж…ж… жжж
жжжжжжжжжжжжж БАЦ!БАЦ! жжжжжж ТОП. жжжж
ТОП-ТОП. жжжжжжжж ТОП-ТОП-ТОП. жжжжжжжжжжжж ШЛЁП!!!
…………..
ШМЯК. И стало тихо.
2.Проверка первичного восприятия.
-Расскажите, что здесь происходит?
-Что делает муха? Какой вы её «увидели»?
-Что делает бегемот? Каким вы его представляете?
-Чем всё заканчивается? А как это выглядит в вашем воображении?
Учитель выслушивает все варианты ответов, не вмешиваясь и не поправляя детей.
-Объясните, как вам удалось обо всём этом догадаться? (Нам помогло воображение и слова-ключики.)
-Назовите слова-ключики, которые вы услышали? ( Бац, топ, шлёп, шмяк, тихо.)
Физминутка
(Дети изображают летающую муху и ловкого бегемота из сказки.)
-Какие задания вы предлагаете выполнить с этим текстом? (Прочитать выразительно, прочитать по ролям, инсценировать, сочинить продолжение сказки или свою историю…)
IV. Формулирование темы и целей урока
-Сформулируйте тему и цели урока.
V. Работа над текстом (продолжение)
3.Работа над содержанием.
-Возьмите из конверта №2 лист с заданием.
Задание 2.
1 группа
Прочитайте сказку выразительно.
2 группа
Прочитайте сказку по ролям. Работайте в парах.
3 группа
Распределите роли и инсценируйте сказку.
4 группа
Замените авторские слова-ключики своими так, чтобы смысл произведения не изменился.
Прочитайте свой вариант сказки выразительно.
-Проверка.
-Как выдумаете, зачем Тим Собакин сочинил эту историю?
-Каким вам представляется сам автор?
4.Творческая работа.
-Предлагаю вам тоже превратиться в писателей-юмористов и выполнить задание по выбору: сочинить свою историю или придумать продолжение этой сказки.
-Что нам потребуется для успешной работы? (Воображение и свои слова-ключики.)
-Возьмите из конверта №3 листы для выполнения задания.
Задание 3.
-Что заметили? (На листах кроме строчек для письма есть пустой прямоугольник.)
-Как вы думаете, зачем? (Мы можем в нём нарисовать эпизод сказки.)
-Есть ли вопросы?
-Приступайте к работе.
-Проверка. (Заслушивается несколько работ.)
VI. Итог урока
-Молодцы, хорошо потрудились. Итогом нашей работы стали ваши сказки. Как вы думаете, если мы соберём их под общей обложкой, что получится? (Книга – сборник сказок.)
-Кому мы можем её почитать? (Ребятам из других классов и родителям.)
-Вернёмся к вопросу о словах, которые вы получили, решив анаграммы.
Доска: ключ
слово
автор
сказка
-Почему эти слова были предложены в задании? (Мы узнали о словах-ключиках, читали сказку, были авторами своей сказки.)
VII. Рефлексия
Свет молнии. Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.
-Предлагаю каждому из вас оценить работу вашей группы на уроке и свою работу, использовав одно слово-ключик.
(Увлечён, полезно, заинтересован, нужно, узнал и т.д.)
VIII. Домашнее задание
-Закончить сочинение сказки. В прямоугольнике нарисовать иллюстрацию к своей сказке или вариант обложки будущей книги.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ