Разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Тема : Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко»
Урок литературного чтения, 1 класс
Тема: Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко».
Цель: Учить детей обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.
ЗАДАЧИ
Личностные:
содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;
формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.
Предметные задачи:
продолжить работу по формированию представлений об особенностях авторской сказки;
способствовать формированию у учащихся умений выделять главную мысль прочитанного произведения.
Метапредметные:
содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, пользоваться словарём учебника и толковым словарём, понимать вопросы к тексту; анализировать доступные по содержанию художественные тексты (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, работать со словарем и с материалом предварительного чтения (регулятивные).
Оборудование:
учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 1 класс
карточки для работы в парах
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Работа с текстом до чтения
I. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте,
И на уроке не зевайте!
чему учит этот текст, какие слова употребляет автор в своём произведении
II.Актуализация
знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Давайте проверим домашнее задание, как вы его выполнили?
-А теперь вспомним, из каких произведений эти главные герои?
-С каким героем вы еще не знакомы?
Ответы детей
Соединяют на доске:
Бульдозер Шумный Ба-бах
Бегемот Буль-буль
Ба-бах Как ловкий бегемот…
Пудик ?
III. Выявление места и причины затруднения.
-Сможете ли вы сказать из какого произведения этот герой?
-Как вы думаете , о ком пойдет речь на нашем уроке?
-А что вы хотите о нем узнать?
-Чтобы вы хотели узнать, кроме содержания этого текста сегодня на уроке?
-Т.е. другими словами вы желаете познакомиться с художественными особенностями этого произведения и выяснить, чему оно учит.
-Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
-нет
-о Пудике
-Кто это? Какой он? Что с ним случилось?
-Чему нас учит это произведение. Какие особенности у этого произведения.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
-Что нам поможет дать ответы на эти вопросы?
-А что же для этого надо делать?
-учебник, тетрадь, наши знания, учитель.
-Думать, анализировать, слушать, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать
V. Реализация построенного проекта
Словарная работа
- Отгадайте загадку: Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
-Ребята, кто такой Пудик?
-А что вы знаете о воробьях?
-Найдите по содержанию произведение, которое мы будем сегодня изучать на уроке.
-Откройте тетрадь для самостоятельных работ с.28, давайте прочитаем слова, которые встретятся в этом тексте.
-Что обозначают эти слова?
-Кроме этих слов в тексте вам встретятся и такие слова:, чересчур, чадо, чин. Что они обозначают, найдите в сносках учебника.
-Воробей.
Ответы детей
М .Горький «Воробей» с. 42
Жёлтый и рот- желторотый
Глянет- выглянет- выглядывал
Бей- робей- воорбей- воробьиха
Чур- чересчур
Чванство- чваниться
Совы- высовывал
Покой- покоится-беспокоится
Бурак- чебурашка- чебурахнешься
Работа с текстом во время чтения.
Усвоение новых знаний и способов действий.
1 часть –чтение учителем
-Итак, предлагаю вам послушать произведение. Я читаю начало, а вы внимательно слушайте.
-Кто главный герой произведения? Запишите на карточке.
-Каким вы представили воробья? Запишите на карточке, используя слова для справок.
2 часть- чтение учителем
-Какое главное качество вы увидели в этой части?
-Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи.
-Что общего в этих словах? Что обозначает слово «Чив?»
3 часть- чтение учителем
-А каким вам запомнился воробей в 3 части?
-Глядя на его качества , какой мы можем сделать вывод? Он положительный или отрицательный герой?
-А кого он вам очень напоминает?
– Подумайте, с кем сравнивает Пудик человека?
-Как он объяснил тот факт, что у человека нет крыльев?
- Почему Пудик сказал: Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали?
Физкультминутка:
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Работают в парах по карточкам:
_________________________
Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный горделивый, воспитанный, любознательный.
Чересчур, черна, чив, чем ч. чванятся, чудо, чебурахнешься
Звук Ч
-С птицами
-Их оборвала кошка.
-По его мнению, в воздухе лучше, чем на земле.
Работа с текстом после чтения.
VI. Первичное закрепление во внешней речи
-А теперь давайте выполним работу в группе. Прочитайте задание. Читаем текст на стр.42 по цепочке.
-Выполните следующее задание в группе. Прочитайте по ролям разговор Пудика и мамы.
Чтение в группах
VII.Включение в систему знаний
-К какому жанру относится это произведение и почему?
- Прочитайте в конце произведения вопрос, который задал кот.
-Прочитайте вопрос, который задал Миша? Ответьте на него.
- Кого вам напоминает мама воробьишки?
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
-Самое первое чувство , которое познает человек-это любовь к своей маме. Чему учит нас это произведение?
-Это произведение мы прочитали в сокращении. А как вы думаете , что могло произойти с Пудиком дальше?
-Ваши предположения подтвердятся, если вы прочитаете это произведение целиком.
-авторская сказка
-наших мам
-Мама Пудика и наши мамы все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе.
-Всегда слушаться свою маму, беречь её , помогать ей.
Высказывают свои мнения.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
-Что нового вы узнали на уроке? Закончите высказывание : На уроке я узнал…
-Оцените свою работу на уроке, поднимаясь по лесенке:
1 ответ- 1 ступенька
2 ответа-2 ступенька
3 ответа-3 ступенька
4 ответа- 4 ступенька
5 ответов-5 ступенька
анализ собственной деятельности на уроке
Информация о д\з
-Каким вы представляете главного героя?
-Нарисуйте его портрет дома.
-Молодцы, благодарю вас за урок.
Ответы детей
ДУМАТЬ
АНАЛИЗИРОВАТЬ
СЛУШАТЬ
ЧИТАТЬ
ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ
РАЗМЫШЛЯТЬ
ДОКАЗЫВАТЬ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ