Конспект урока по литературному чтению «Обобщающий урок по разделу Устное Народное Творчество» 3 класс
МБОУ «Соловьихинская СОШ»
Алтайского края Петропавловского района с.Соловьиха
Урок по литературному чтению в 3 классе с темой «Обобщающий урок по разделу Устное Народное Творчество»
УМК «Школа России»
Работу выполнила
Григорьева С.Н.
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория
Пояснительная записка
(к уроку литературного чтения)
В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного овладения навыком чтения ставятся задачи литературного развития младших школьников. И проблему литературного развития можно и нужно решать на любом материале по чтению. Мне же представляется весьма ценным фольклорный материал. Малые фольклорные жанры такие как пословицы, поговорки, песни, потешки, считалки, загадки всегда любопытны, нацелены развивать речь, память, артистические способности, воспитывают интерес к устному народному творчеству. Планируя этот урок, я использовала элементы модульной и игровой технологии. Игровая технология представлена в виде игр-заданий Урок структурирован по модульному типу, что содействует развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала. Конкурсные задания выполняются поэтапно посредством дифференциации содержания, а так же организации учебной деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах.
Основные цели:
Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:
Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
Совместного проживания содержания художественного материала;
Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
Совместной групповой и коллективной работы;
Развития воображения и творчества учащихся.
Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
презентацияк уроку PowerPoint 2003г
Раздаточный материал:
вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.
Задачи урока:
Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
Научить ребят творчески решать проблемные задания.
Авторский медиапродукт
- презентация 25слайдов (среда PowerPoint 2003).
Целесообразность использования:
сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )
Ход урока
Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.
Учитель.(слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Учитель.Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?
-«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.
«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.
«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.(слайд 2)
- То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.
(Дети рассказывают своими словами).
Учитель.Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Давайте предоставим слово Ксюше. Она приготовила нам доклад об УНТ.
- Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашем уроке. Вас ждут пословицы, поговорки, считалки.
Учитель. Замечательно! Сегодня мы поведём разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Работать будем в парах, группами и индивидуально.
-Я беру лепесток цветка на котором написано определение какого-то жанра. Мы должны отгадать вид жанра и выполнить данные задания по этому жанру. Поможем зацвести цветку?
1 лепесток: Пословица- краткое изречение с назидательным смыслом, в котором содержится народная мудрость.
Учитель: 1задание Что обозначает это выражение? (работа в группах)
(3 слайд)
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.
2 задание «Закончи пословицу» (индивидуальная работа)
Без труда не вытащишь …
Поспешишь …
Волков бояться, …
Как аукнется, так и …
Мороз не велик, а …
Век живи, …
Глаза боятся, а …
Дальше в лес, …
По одёжке встречают, …
Семь раз отмерь,..
Под лежачий камень … (и вода не потечет).
Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).
Делу время, … (потехе час).
Старый друг … (лучше новых двух).
Корень учения горек, … (да плод его сладок).
Ученье свет, … (а неученье тьма).
Своя ноша … (не тянет).
Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).
Игра «Собери пословицу»(работа в парах)
Дрожит, осина, лист.
Дело, боится, мастера.
Чьё, знает, мясо, кошка.
Жить, кошка, собака.
Сани, зима, лето, телега.
Вывод:Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.
Физминутка
-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной.
Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость.
(вывешивается лепесток на доску)
2 лепесток: Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, требующее разгадки, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.(Это загадка)
Задание: Отгадать загадку.(работа в группах)(по 3 загадки каждой группе) (4 слайд)
1.Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2.Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)
3.Быстрый маленький зверек По деревьям скок-поскок. (Белка)
4.Ползун ползет, Иголки везет. (Еж)
5.С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)
6.Хвост крючком,Нос пятачком.
(Свинья)
-О ком все загадки?
-На какие группы можно разделить этих животных?
Учитель:Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
Следующий лепесток: Что это- шуточные, весёлые, забавные, короткие истории в стихах.(Потешки, шутки, прибаутки)
(5 слайд) (картинка песни-заклички)
(каждой группе по 1 потешке обыграть)
-Собака, что лаешь? -Я медведя поймал!
-Волков пугаю. -Так веди сюда!
-Собака, что хвост поджала? -Не идет.
-Волков боюсь. -Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
-Какими оказались собака и охотник?
-Веселые истории приключились с их героями?
Шутки- прибаутки
1) – Федул, что губы надул? Ты чем занят?
- Кафтан прожёг… Ничем!
- Зачинить можно? А он что делает?
- Да иглы нет… Мне помогает.
- А велика ли дыра? Ну и ну!
- Да один ворот остался.
Учитель: Вот и ещё один лепесток раскрылся)
4 лепесток: О чём идёт речь? Они бывают :колыбельные, шуточные, плясовые, заклички, (о песне)
следущее задание: Определите тему песни (работа в группе))
1.А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота.
ворота-то: скрип, скрип!
А Коленька спит, спит.
Ответ: Колыбельная.
2.Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучала,
Руки, ноги отморозила.(песни-заклички)
В них перечислялись блага, которые ждут от наступления весеннего тепла и лета: главным было ожидание здоровья.)
И исполнит нам русскую народную песню- Подымских Таня.
Молодцы, ребята. У нас раскрылся ещё один лепесток.
5 лепесток.Это - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких, для того чтобы вадить.(Это считалка)
1 задание.Каждой группе вспомнить по одной считалке.
2 задание. Разучим ещё одну считалку.
Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.
Я очень довольна вашей работой. У нас появился ещё лепесток.
6 лепесток - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (Небылицы) (слайд 6)
Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Молодцы!
Мы помогли раскрыться ещё одному лепестку.
7 лепесток. - Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, , с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. «Скороговорки»
Задание Мы сейчас проведём артикуляционную физ.минутку . Подготовимся к чтению текста.
Учащиеся выбирают скороговорку и в течение 1 минуты тренируются проговаривать скороговорку.
- Проговорите свою скороговорку 2 раза и скажите какие звуки часто повторяются?
1. Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
2. У пеньков опять пять опят.
3. Слышала старушка,
Как куковала кукушка на опушке.
4. Ушёл косой козёл с козой.
5. Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.
6. Нисколько нескользко,
Нескользко нисколько.
7.На дворе трава,
На траве дрова..
8.Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
8 лепесток. Эти произведения из большого жанра. Вымышленные истории с чудесами, в которых добро побеждает зло.(Это сказка)
(7 слайд)
Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)
Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка)(8 слайд)
- Определите зачины и концовки: (работа в группах)
«За тридевять земель, в тридесятом царстве…»
«Жили – были…»
«Стали они жить – поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Слайд3
Следующее задание . По отрывку определить сказку.(по 3 сказки каждой группе)-читать сказки по очереди
Беги скорее к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью маслица.
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
Молодцы!
Ребята, вспомните кто из художников создал много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказкок.
(11 слайд)
(12 слайд)
Учитель: Красна песня ладом, а сказка – складом!
Исполняется сценка «Уля и Филя»
Уля: - Здравствуй, Филя!
Филя: - Здравствуй, Уля!
- Где ты был?
-У бабушки!
- Что бабушка прислала?
- Настюшку!
- А где она?
- Я ее в хлев отвел, водой напоил, сеном накормил.
- Экий ты, Филя, простофиля! Ты бы ее за стол усадил и чаем напоил!
(дети расходятся, а затем вновь сходятся под мелодию русской народной песни «Полянка»)
Уля: - Здравствуй, Филя!
Филя: - Здравствуй, Уля!
- Где ты был?
- У бабушки.
- Что бабушка прислала?
- Поросеночка.
- Где же он?
- Я его за стол усадил и чаем напоил.
- Экий ты, Филя чудак!
- Ты бы его в хлев отвел, водой напоил, сеном накормил!
(вновь расходятся и вновь сходятся под туже мелодию)
Уля: -Здравствуй, Филя!
Филя:- Здравствуй, Уля!
- Где ты был?
- У бабушки.
- Что бабушка прислала?
- Оладушки.
- Где же они?
- Я их под лавку положил.
- Экий ты, Филя чудак! Ты бы их в печку поставил.
Следующий диалог:
Уля: - Здравствуй, Филя!
Филя:- Здравствуй, Уля!
- Где ты был?
- У бабушки.
- Что бабушка прислала?
- Сарафан.
- Где же он?
- Я его в печку положил.
- Экий ты, Филя, чудак! Ты бы его в шкаф повесил.
Следующий диалог:
Уля: - Здравствуй, Филя!
Филя – Здравствуй, Уля!
- Где ты был?
- У бабушки.
- Что бабушка прислала?
- Теленочка.
- Где же он?
- Я его в шкаф повесил.
- Экий ты, Филя простофиля! Ты бы его в хлев отвел, водой напоил, сеном накормил!
Учитель: Сказке конец, кто слушал – молодец!
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вот и подошел к концу наш урок
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
Что понравилось на уроке?
Что бы вы изменили?
Оцените работу своей группы?
Все ли вам удалось?
Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?
Обсуждение результатов проходит по группам(вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
Д/з Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.
(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )
Список использованной литературы:
Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г., №9
Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека “Первого сентября”. Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.
Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.
Иванова Н.В. “Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе”. //Начальная школа.-2004, №2.
Самоанализ.
Мне очень нравится, что на уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. На уроке закрепили понятия об устном народном творчестве.
1. При подготовке к данному уроку были учтены следующие особенности этого класса: дети два года обучаются в школе, уже сформировались навыки внимания.. Дети уже умеют оформлять свои мысли и выражать их в устной речи.
2. Образовательные цели были реализованы, а над развивающими и воспитательными целями следует продолжить работу. На уроке был использован в основном проблемный метод обучения через игровой приём. Перед каждым заданием я предлагала детям выполнить задачу
3. Выработанные на этом уроке знания будут использованы для дальнейшего изучения произведений устного народного творчества. На уроке были использованы словесные (рассказ, беседа, чтение), наглядные, практические методы.
4. Основная часть урока была посвящена игре с элементами соревнования. В ходе игры, благодаря проблемным заданиям ребята показали основные знания русского фольклора.
5. Вопросы, которые я задавала, были понятны детям, большое количество рук показало, что работа была интересна для детей.
6. Я считаю, что цветок во время игры стимулировал познавательную активность учащихся, побуждал к трудовой деятельности. Использованная репродукция развивала зрительную память, в рисунках детей проявилось и их творчество. Считаю, что игра как основная технология выбрана наиболее верной, т. к. в начальных классах является одной из главных.
7. На протяжении урока проведено 14 видов деятельности. Проводилась работа в парах, группах и индивидуальная.Частая их смена позволила избежать переутомления. На уроке были использованы физкультминутки для урока чтения.
8. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).
9. Весь ход урока показал, что дети работают с удовольствием. Обстановка на уроке рабочая. Ни одна минута не пропала впустую. Правильные ответы я поощряла словом. Я хотела создать на уроке комфортную обстановку.
10. При переходе от одного задания к другому в игровой форме был сделан акцент на формирование аналитической деятельности: дети должны были угадать жанр устного народного творчества. Я старалась включить в работу всех детей.
11. Более углубленного изучения требуют пословицы и поговорки. Им я стараюсь уделять больше внимания, провела 3 игры-задания с пословицами. Применяю их и на уроках русского языка, природоведения, изобразительного искусства. Почему так важно изучение произведений русского фольклора? Потому, что это основа всей русской классической литературы. На протяжении всех уроков, посвящённых русскому народному творчеству, я старалась обратить внимание детей на четыре важных жизненных человеческих императива: добро, правда, совесть и трудолюбие. Ведь на этом основана вся русская классическая литература. Здесь можно говорить о преемственности со средним звеном школы, где уделяется огромное значение этим заповедям мудрого фольклора. Конечно, мне стоит продолжать работу над развитием грамотной устной речи, умением выражать свои мысли, над выразительным чтением.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ