Конспект урока по литературному чтению "Спящая красавица" 4 класс
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "В.А. Жуковский «Спящая царевна»"
Программа: Начальная школа ХХI века
Изучается в учебнике:
Литерататурное чтение: 4 класс Ч.1/ авт.сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова—М.Вентана-Граф, 2012;
в разделе
Произведения В.А. Жуковского
После произведений фольклора, басен И. Крылова, Л.Толстого, И.Хемницера, А.Измайлова.
Раннее изученные произведения В.А.Жуковского :
«Жаворонок»( учебник «Литературное чтение».2 класс, ч. 2);
4 класс
«Песня», «Ночь», «Воспоминание», «Вечер», «Там небеса и воды ясны…», «Загадки»
Цель урока: познакомить детей с произведением В.А.Жуковского «Спящая царевна»
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка
Учить давать жанровую характеристику, определять главную мысль, выделять факты и информацию о герое;
Научить характеризовать героев положительных и отрицательных ;
Научить находить особенности формы и содержание языка;
Повторить, что такое сравнения
Формировать навык чтения
Развивающие:
Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
Развивать воображение, память
Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные:
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским писателям;
Формировать интерес к предмету.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент: 0 мин.
Приготовились к уроку. Встали. Настроились на работу.
Посмотрите, чтоб у Вас было всё необходимое для урока.
-Садитесь.
Дети приготовились к уроку, встали, смотрят на учителя, слушают.
Садятся.
2.Сообщение темы урока: 3 мин.
Сегодня наш урок посвящён творчеству В.А.Жуковского.
Какие стихи В.А. Жуковского Вам уже известны?
С какими стихотворениями мы ещё знакомились?
Что Вы помните о жизни и творчестве поэта Василия Андреевича Жуковского?
В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир - состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана " Сказка о царе Салтане", а Жуковским " Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке" и "Сказка о царе Берендее". А в последующие годы - множество баллад, поэм, легенд.
Поэт был разносторонне-одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал,
сам иллюстрировал многие свои произведения.
В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические.
- Послушайте одно из таких стихотворений.
Цветок.
Минутная краса полей
Цветок увядший, одинокой,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! Нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает,
С тебя листочек облетел-
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри, : очарованья нет;
Звезда надежды угасает:
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?
-«Песня», «Ночь», « Воспоминание»
-«Там небеса и воды ясны», «Загадки», «Вечер»
- В.А.Жуковский закончил Московский университетский институт на одни пятёрки.
Его имя " лучшего из лучших учеников" было занесено на мраморную доску в зале пансиона.
Он переводил басни, стихи, поэмы с французского и английского языков.
Писал стихи для детей.
3.Подготовка к восприятию. Первичное (ознакомительное)чтение сказки:
10 мин.
Посмотрите, пожалуйста, какое следующее произведение мы с Вами будем читать?
Откройте учебник на стр. 51, знакомо ли Вам название?
Я буду читать, а Вы следите по тексту.
Учитель полностью читает сказку сам.
Дети открывают учебник.
-Да. Спящая царевна.
Дети слушают и следят по книгам.
4. Этап выявления особенностей восприятия. 2 мин.
-Понравилась ли Вам сказка?
Чем понравилась сказка?
Удалось ли поэту написать не, сколько поучительную, сколько увлекательную сказку?
Ответить на этот вопрос можем?
- Почему?
-Какая это сказка?
Почему волшебная? Что волшебного в ней?
- Знаком ли Вам сюжет данной сказки?
-На какую сказку похож сюжет?
-Мне понравилась.
Понравилась тем, что сказка закончилась хорошо, проснулась красавица.
-Я думаю, что удалось, так как
я представляла себе, что я принцесса. Ждала, что будет дальше.
-Да, автор написал увлекательную сказку, хотелось знать, чем она закончится, проснётся или нет, найдётся ли царевич, который сможет расколдовать это зло.
-Авторская, волшебная.
-Волшебная сказка, потому что очень много нереального: говорящий рак, не засыпают от укола веретена, нельзя заснуть на триста лет, нельзя уснувши на триста лет проснуться от поцелуя.
- Знаком.
-Сюжет похож на сказку А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
5. Физкультминутка 1 мин.
Учитель включает музыку.
-Садитесь.
Дети под музыку выполняют движения.
Дети садятся на свои места.
6.Этап перечитывания и анализа текста: 27 мин.
Давайте сейчас прочитаем в учебнике на стр. 63 о том, кто же первый использовал подобный сюжет.
-Эту сказку Ш.Перро написал в 17 веке.
Затем в начале 18 века братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом.
-Как Вы думаете, о чём может быть сказка «Шиповничек»?
Давайте прочитаем начало нашей сказки.
О чём говорит начало сказки?
Представьте героев сказки «Спящая красавица» .
Вспомните и назовите положительных героев, чем они положительные.
-Почему рак положительный ?
Докажите строками из текста.
- Кто ещё оказался положительным героем?
-Прочитайте отрывок, когда чародейки говорили свои пожелания.
Прочитаем по ролям.
Сколько у нас будет персонажей?
Давайте прочитаем.
-Молодцы!
- Почему их было 11 на пиру?
-Значит, колдунья была каким героем?
Как Вы себе её представляете?
Посмотрите, как изобразил её художник, учебник с. 53.
-С каким чувством она говорила свою речь?
-Найдите и прочитайте слова 12 чародейки.
Не забывайте читать выразительно!
- Как Вы думаете, почему невзлюбила злая колдунья молодую красавицу?
- Как называет колдунью автор стихотворения?
Найдите и прочитайте.
- Что значит незваная?
-Какой подарок приготовила незваная гостья? Прочитайте.
- Сколько лет будет спать царевна?
- Скажите, а что такое веретено, кто видел этот предмет.
Прочитайте в конце сказки, что такое веретено.
Прочитайте ещё значения незнакомых слов и выражений.
-Ланиты-щёки, чело- лоб, а как будут глаза, рот?
-Молодцы!
-Найдите и прочитайте про себя , как выглядела царевна, когда заснула. Найдите там слова очи, чело, ланиты, уста, подчеркните в учебнике.
Учитель проходит по классу и смотрит выполнения задания детьми.
- Как Вы думаете, почему поцеловал её царевич?
-Что в ней было красивое? Прочитайте?
Посмотрите, как ласково называет автор губы и ноги.
С кем сравнивает царевну автор?
-Какие у неё очи? Прочитайте.
Найдите ещё сравнения. Прочитайте.
Как Вы думаете, почему он её поцеловал?
-Как он чувствовал себя перед тем, как её хотел поцеловать, что с ним происходило. Докажите словами из текста.
-Как спасает молодой царевич царевну?
- Почему царевна проснулась? Прочитайте.
Почему раньше никто не мог разбудить царевну? Кто-то ещё её хотел разбудить, почему не мог разбудить?
-Он её поцеловал, что происходит? Прочитайте.
Дети читают.
-Первый использовал подобный сюжет Ш.Перро.
-В этой сказке главный герой уколется о шиповник, но конец будет добрым, хорошим, так как сказка называется ласково.
Дети читают первое четверостишье.
- Что у доброго царя и царицы не было детей.
Первый рак, который предсказывает, что у них родится дочь.
- «Мне тебя царица жаль,
Но забудь свою печаль»
- Он сочувствует и жалеет царицу, потому что у неё нет детей.
- 11 чародеек, они пожелали на пиру самого лучшего для дочери.
-Первая чародейка, незваная, последняя чародейка, автор.
Дети читают.
-Царь не позвал 12 , так как она была злой.
-Отрицательным?
-Злая, в чёрном одеянии, с большим носом.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Со злостью, ненавистью.
Дети находят и читают с выражение.
-Её не пригласили на пир, все восхищаются не ей, а красавицей.
Злую колдунью даже не пригласили.
- Дети ищут.
-А незваная стоит
Над царевной и ворчит:….
- Автор называет её незваной.
- Её никто не звал, не приглашал.
Дети читают отрывок( уколется на шестнадцатом году веретеном и уснёт на триста лет)
-Триста
-Я видела в деревне у бабушки.
- Веретено—приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом.
Дети читают, что такое:
Пророк, без пути, сучить, хорунжий, ланиты, чело.
- Очи, уста.
Дети читают про себя, подчёркивают слова.
- Царевна была очень красива.
Дети читают вслух отрывок (ланиты, ресницы, щёки, косы, кудри, грудь, губки, ножки).
- Как дитя, лежит она,
Распылалася она…… ( дитя)
- Ночи тёмныя темней (глаза как ночь –чёрные)
-Ножки-чудо красотой,
(ножки-красота)
-Красивая , понравилась сильно, влюбился.
Дети читают отрывок ( очи горели, лицо пылает огнём, щёки жаркие, не удержался и поцеловал).
-Царевич спасает её страстным поцелуем.
- Прошло триста лет сна.
«Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт, И царевна оживёт……».
-Никто не мог разбудить её раньше, пока не пройдёт триста лет. Колдовство действовало ровно триста лет.
- Всё просыпается от долгого сна.
« Снова говор, крик, возня …….».
7. Итог урока: 1 мин.
Как Вы думаете, какой финал в этой сказке.
Прочитайте присказку.
В.А.Жуковский стремился к тому , чтобы детская литературная сказка "представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя».
- Как Вы думаете, ему это удалось?
-Но ведь была в сказке злая чародейка, она не оставила злой образ?
- Я тоже так думаю, молодцы.
Сегодня все хорошо работали, анализировали сказку, хорошо читали. Молодцы те ученики, которые с выражением прочитали сказку по ролям.
Спасибо за урок.
-Счастливая свадьба.
Дети читают последние строки сказки.
- В присказке говорится о свадьбе.
-Добро победило зло.
-Удалось.
-Нет, так как она сделала зло в начале сказке, а после было столько красивых событий, что мы даже смогли забыть про неё, про её колдовство.
8.Этап постановки домашнего задания. 1 мин.
Послушайте домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение отрывка (по желанию);
нарисовать иллюстрацию к данному произведению (по желанию);
выполнить все задания по сказке в тетради;
познакомиться в библиотеке с книгами сказок В.А.Жуковского.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ