Конспект урока по литературному чтению Тема: Введение в раздел «Летние путешествия и приключения». Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник». Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»3 Класс
Конспект урока по литературному чтению в 3 В классе. ОС «Школа 2100».
Дата: 16.09.2014г.
Учитель МБОУ СОШ № 32: Нилова Н.В.
Тема: Введение в раздел «Летние путешествия и приключения». Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник». Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2
1. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение стихотворений К. Бальмонта, Б. Заходера.
1
2. Введение в новый раздел.
– Мы прочитали первый раздел нашего учебника. Вспомните, как он назывался. («Прощание с летом».)
– Откроем учебник на следующей странице и прочтём название нового раздела. (Дети читают название раздела, комментируют иллюстрации.)
– Поднимите руку, кто любит путешествия и приключения. Куда можно путешествовать летом?
– Какие книги о путешествиях и приключениях вы читали?
– А можно играть в путешествие, находясь во дворе или дома, это тоже увлекательно. Но только для этого нужно кое-что знать о путешествиях и путешественниках. Попробуем разобраться, что же такое путешествия и приключения.
На доске запись:
Путешествовать – быть в пути, в дороге, идти или ехать вдаль.
Путешествие – странствование, ходьба или езда по чужим местам.
Путешественник – тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.
– Для чего, с какой целью люди отправляются в путешествия? Как они это делают?
– Каким может быть путешествие? Составьте словосочетания с этим словом. (Опасное путешествие, интересное, увлекательное, морское, космическое и т.д.)
– Путешествовать можно, оставаясь на месте, переносясь мысленно в дальние страны. Мы путешествуем в мечтах, в фантазиях. Любое путешествие станет незабываемым, если оно будет сопровождаться приключениями.
– А что такое приключение? Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.
Приключение – случай, происшествие, нечаянное событие, похождение.
– Как вы думаете, кто самые большие любители путешествий и приключений? (Дети.)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
2 4 1 1 2 3
I. Чтение стихотворения Ю. Кима «Отважный охотник».
1. Работа с текстом до чтения.
– Открывает раздел стихотворение Юлия Кима. Прочитайте его название. Как вы думаете, подходит ли оно к нашему разделу о путешествиях и приключениях? О ком оно?
– Подберите синонимы к слову отважный. (Смелый, бесстрашный.)
– Рассмотрите иллюстрацию. Есть ли что-то необычное, удивительное?
2. Работа с текстом во время чтения.
2.1. Самостоятельное чтение стихотворения.
– Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, от чьего лица оно
написано.
2.2. Беседа после чтения. Чтение авторского текста.
– Настя тоже прочитала стихотворение, и у неё возник вопрос к папе. Прочитаем об этом на с. 24. (читает ученик.)
– Что вы узнали об авторе стихотворения?
– Как вы понимаете выражение «люди, жаждущие приключений»? (Они ищут их, стремятся к ним.)
– Какие поступки вы бы назвали благородными? (Ответы детей.)
2.3. Повторное чтение стихотворения.
– Прочитаем это стихотворение по строфам, постараемся понять героя Ю. Кима. (При чтении 16-й строфы обратить внимание на слово манят (на постановку ударения для соблюдения рифмы и усиления действия), манить – звать; пути, дороги – синонимы.)
– Чем заряжено ружьё отважного охотника? Эти патроны изобразил художник. (Картечь – это крупная дробь для охотничьего ружья.)
После чтения 2-й строфы:
– Обратите внимание, как заканчиваются 1-я и 2-я строфы. Как вы понимаете последние строчки? (Для героя важны мечта, приключения, преодоление трудностей, а совсем не охота.)
После чтения 3-й строфы:
– Воспользовался ли герой стихотворения своими патронами с картечью? Почему?
2.4. Работа над выразительным чтением.
– На что похоже стихотворение? (На песню.)
– В каком ритме его нужно читать? (Бодрый, маршевый ритм.)
– Действительно, со словами этого стихотворения-песни хорошо отправиться в поход, бодро маршируя. Каким вы увидели героя стихотворения? (Он смелый, мужественный, отважный, не боится встречи с бандитами и дикими зверями, идёт вперёд, не страшась непогоды, благородный, всегда готов защитить тех, кто в нём нуждается, скромный.)
– Прочитайте стихотворение, стараясь передать его ритм.
Чтение стихотворения 1–2 учениками.
3. Работа с текстом после чтения.
– Как вы думаете, для чего Ю. Ким написал это стихотворение? Что он хотел донести до читателей? О чём оно? (Автор показывает, каким должен быть настоящий путешественник...)
– А что же главное должно быть в нём? В каких строчках об этом говорится?
Не нужен мне ни порох,
Ни пули, ни пыжи,
Пока в моих патронах
Огонь моей души.
(Учитель объясняет значение слова пыж – прокладка из войлока или картона, отделяющая порох в патроне от пули, дроби.)
– Таким «отважным охотником» можно назвать и самого Ю. Кима.
В душе его ярко горит огонь любви к жизни, к детям, к природе, к Родине.
Обо всём этом его стихи, песни, об этом поёт его гитара. Этого человека можно назвать оптимистом.
– Почему оптимистом и что такое оптимизм, вы узнаете, отыскав слова и их значения в словаре. Толковый словарь поможет вам уточнить значение слова романтик.
II. Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».
1. Работа с текстом до чтения.
– Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын? Перелистайте страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части. Мы будем читать три главы.)
– А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия представленных глав, рассмотрите иллюстрации
Возможные вопросы:
– Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о приключении, о каком-нибудь путешествии.)
– Кого изобразил художник на 1-й иллюстрации? О чём рассказывает эта иллюстрация?
– Что могло так заинтересовать героя (героев)?
– Можно ли предположить, какие события произойдут?
– Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество. А вот кто такие изыскатели?)
– Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.)
– Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо.
На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.
Начнём читать первую главу. Она называется… (Дети читают вслух название.)
– Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за роковые последствия? (Рок – судьба, участь, что-то неминуемое. Роковые последствия – тяжёлые последствия.)
– Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте!
- Прочитайте 1 часть главы.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Итог.
- Что нового для себя открыли?
- Что удивило больше всего?
ΙV. Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать главу 1 повести С. Голицына.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ