Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Обобщение творчества Крылова»

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»

Куженерского района п. Куженер Республики Марий Эл







Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

«Обобщение творчества Крылова»



подготовила

учитель начальных классов

Гребнева Галина Николаевна





















п.Куженер

2012





Тема: Обобщение творчества И.А.Крылова.

Цели: 1.Понакомить с новыми баснями И.Крылова

2.развивать выразительность чтения, умение сравнивать, обобщать

3.воспитывать любовь к творчеству И.Крылова


Оборудование:

компьютер, портрет И.А.Крылова, рисунки учащихся, сочинения, кроссворды, викторина, и инвентарь (крылья, очки, топор, шаль), словарь.

Ход урока:

1.Организационная часть.

-Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть, как умеем дружно, хорошо, сообща трудиться.

2.Определение темы и целей урока.

-Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на доску, на портрет, на ваши книжки, рисунки и скажите, как можно назвать тему нашего урока?

-Тема нашего урока Басни И.А.Крылова. (слайд 1)

-Прочитайте эпиграф нашего урока, и скажите ,чем мы сегодня будем заниматься? («Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов» (Слайд 2)

-Сегодня у нас обобщающий урок. Вспомним с вами все, что мы с вами изучили на прошлых уроках: о творчестве Крылова ,его басни и т.д.

Итак, мы с вами знаем, что басни Крыловым были написаны более 150 лет назад. Зачем же вам, современным людям 21 века, в век мобильной связи и компьютеризации изучать басни Крылова?

(Потому что человеческие пороки существуют и у современных людей. А басни помогают посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков)

-Что же такое басня? (короткое смешное стихотворение, в котором под видом животных, высмеиваются пороки людей)

-Давайте посмотрим значение слова «Басня» в толковом словаре. Найдите и прочитайте.( Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные … Википедия)

3.Повторение изученного материала.

-На предыдущих уроках мы узнали, что басня имеет давнюю историю .Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец)

-Кто же был первым баснописцем? (Эзоп)

-Что вы о нем знаете? (Раб, живший в Древней Греции в 4 веке до нашей эры)

-Что заставило его писать басни? (Он не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью. Он рассказывал истории ,которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает поступки людей)

-Существует в народе такое выражение «Эзопов язык». Что оно означает? (иносказание)

-Что такое иносказание? (баснописец под видом животных ,птиц имеет ввиду людей)

Вывод : -Читая басни мы учимся понимать Эзопов язык.

-Какую басню Эзопа вы знаете? («Голодная лиса»)

-Кто может ее вспомнить? ( Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: "Они еще зеленые!" )


Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. (

-Что высмеивает Эзоп? (изворотливость)

-О каких животных любил писать Эзоп? Почему? ( о лисе- хитрость, о волке – злость, о вороне –глупость)

-Каких еще баснописцев вы знаете. (Лафонтен – французский баснописец.)

-Кто из русских поэтов любил читать его басни, на французском языке? (Пушкин А.С.)

-Что он сказал о Лафонтене, прочтя его произведения? (Ванюшка Лафонтен)

-Почему он так его назвал? ( его герой наделены русским характером)

-Каков он русский характер? (простодушие, доброта, леность )

-Благодаря кому мы узнали об Эзоповских баснях? (Крылову И,А,)

-Что вы можете о нем рассказать?

-великий русский баснописец из бедной семьи;

-народ зовет его дедушкой Крыловым;

-в Летнем саду в Санкт-Петербурге стоит памятник, на котором изображены персонажи его басен;

-создал 200 басен;

-писал стихи, водевили.

  • В России было много баснописцев, но почему крыловские басни особенно любимы? (простые, понятные)

На уроках мы с вами анализировали басни. Назовите их особенности:

-короткий сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-герои-животные;

-стихотворная форма;

-прием иносказание;

-мораль.

-Итак, что же высмеивал Крылов? (пороки)

-Что такое пороки?(отрицательные черты характера)

-Назовите их? ( трусость, хитрость, изворотливость, двуличие и другие)

-Мы выяснили, что высмеивал Крылов в своих баснях. А чему же учат басни? (Дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству).


4.Прослушивание грамзаписи. «Стрекоза и Муравей»

-А теперь, прежде чем вы начнете читать басни, прослушайте запись, на которой актер читает басню Крылова и обратите внимание на выразительность, логические ударения, на смену голоса и настроение.

5.Исценирование басни «Стрекоза и Муравей» и «Ворона и Лисица» (мораль, что высмеивает, чему учит)

6.Чтение басен (мораль, чему учит)

-Какие басни читали? Чем нравятся?

7Викторина +кроссворд» (слайды)

1.Кто смеялся «вперед чужой беде»? (голубь)

2.Героиня,которая увидела свой образ в зеркале? (обезьяна)

3У кого к зиме под мостом, был готов и стол, и дом (муравей)

4.Она осталась без обеда, благодаря своей глупости? (ворона)

5.Кто без драки хочет попасть в большие забияки? (моська)

6 Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (рак)

7.Кого по улице водили как будто напоказ? (слон)

8.Чтение сочинений «Мой любимый Крылов»

9.Итог урока.

-Давайте обратимся еще раз к эпиграфу. Прочитайте еще раз и скажите ,чем же мы с вами сегодня занимались на уроке? что же мы «щипали»? (человеческие пороки)


-Урок хочу закончить словами Сенека:

Забавой он людей исправил

сметал он с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта - наша быль.

И, не забудут этой были

Пока по-русски говорят

Ее давно мы затвердели

ЕЕ и внуки затвердят.











Список использованной литературы


1. Литература:



Канакина В.П. Радость познания - в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки в начальных классах. Москва:Новая школа, 1996г.



Титкова Т.В., Горбачева Э.З. Открытые уроки в 1-4 классах. Москва: ВАКО, 2009г.



Журналы начальная школа.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ