Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Мороз, Солнце и Ветер"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 1имени А. М. Горького»











Конспект урока

по литературному чтению

во 2 классе

« Мороз, солнце и ветер»

русская народная сказка









подготовила

учитель начальных классов

Кушпелева Анна Георгиевна




г. Фролово


2013 г.



Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка.


Цель урока: Продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.


Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер». Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.

2.Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.

3.Воспитывать уважение и любовь к природе.


Оборудование:

Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд – во «Учебная литература», 2010; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.


Ход урока

1.Организационный момент.

Создание эмоционального настроения.

Учитель: В сказке, рассказе, даже во фразе-

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу

Строчка за строчкой, фраза за фразой.

Совет мой такой: забыть про покой,

А думать, читать, отгадывать.


2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.

Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.

-Это высказывание о загадках.

Учитель: Что знаете о загадках?

Дети: Загадки бывают авторские и народные.

-Загадки относятся к устному народному творчеству.

- Предмет может быть загадан через описание внешнего вида или действий.


3.Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.

Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.

Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.


4. Создание проблемной ситуации.

Летит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз)

Встало рано

Бело да румяно,

Умылось росою,

Увилось золотой косою. (Солнце)

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами.


Ветер

Мороз

Солнце

Учитель: Может быть, кто – нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».


5. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём- то скрипит половица

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.


6.Первичное восприятие текста.

Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.

Проверка эмоционального восприятия.

Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении.

Дети: Эта сказка о добре и зле.

-О споре Мороза, Солнца и Ветра.

-О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.

-Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?

Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.

Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?

Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.

-Волшебное число 3.

-Есть злые и добрые герои.

-Человек разговаривает с природными силами.

Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?

Дети: Олицетворение.


7.Работа над произведением.

Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.

Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.

Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Почитает верхняя прядь волос

Невдомёк недалёкий, простодушный, малознающий человек

Чубы выражает признание за заслуги

Простак не может догадаться, сообразить

Уважить оказать кому – нибудь уважение, выполнив его желание


Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.

(Читает ученик)

Учитель: Из каких частей состоит сюжет?

Дети: Завязка, кульминация, развязка.

Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?

Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.

Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки.

Если трудно, поработайте в парах.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Во что перерос спор?

Дети: Спор героев перерос в драку.

Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?

Дети: Нельзя считать себя самым лучшим.

- Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.

(Дети зачитывают предложение)

Учитель: Какая основная мысль сказки?

Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей.

Прочитайте.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Друзья познаются в беде.

Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.

Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова - ветер, солнце, старик, мороз.

(Задание даётся по вариантам).

Ответ сообщите на ушко учителю.

Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.

Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; Ветер - самодовольный, хвастливый;

Мороз – лютый и коварный.

Учитель: Как старик относится к силам природы?

Дети: Человек находится в зависимости от стихий.

- В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.

Учитель: Почему появилась данная сказка?

Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.


8.Итог урока.

Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?

Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.


9.Домашнее задание.

Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.

Дети: Прочитать сказку по ролям.

-Нарисовать иллюстрации главных героев.

-Попробовать сочинить свою сказку о других явлениях природы.

-Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер и Солнце».

Учитель: Вот и всё.

Последнюю закрываем мы страницу!

Очень быстро время мчится!

Но чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!





Список использованной литературы.


  1. Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд – во «Учебная литература», 2010;

  2. Т. А. Климова Золотой клубочек: - русские народные загадки-Иркутск:

Восточно – Сибирское книжное издательство, 1994.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ