Конспект урока по Музыке "Народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства" 9 класс
Ноябрь 2013г
Открытый урок музыки в 9 классе МОУ СОШ №23
Учитель музыки Самарцева Т.В.
Тема: Народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.
Цели:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа.
Рассмотрение музыкальных произведений в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в музыкальных произведениях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок носит интегрированный характер (литература, история, музыка, изобразительное искусство).
Методы и приемы: диалогический, проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).
Оборудование и оформление кабинета: компьютер, проектор
В. Васнецов «Богатыри»”, народно-эпическая былина «Об Илье Муромце», Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», Бородин А.П. “Князь Игорь”, Римский-Корсаков Н.А. “Сеча при Керженце”, портреты русских композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А.П. Бородина.
Ход урока
Урок начинается своеобразным зачином, настраивающим присутствующих на старинный лад. Звучит гусельный перебор (аудиозапись).
(говорю под музыку)
Слайд
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Но кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится, тот через это и срамится.
Здравствуйте, ребята!
Слайд
И первый вопрос к вам. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «эпос».
(Эпос - произведения народного творчества - героические сказания, песни.
Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания,
поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.
Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся
значительностью, величием.)
На каких уроках вы еще сталкивались с понятием, термином «эпос», «эпический»? (ответы детей)
Слайд
Тема нашего урока: Народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.
Ребята, сегодня мы погрузимся в мир древнего эпоса русского народа.
Слайд- Васнецов «Богатыри»
“Здесь сила, торжествующая, спокойная, важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по своей воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа”, – так писал об этой картине известный критик Стасов. Надеюсь, все узнали эту картину?
Вопр: Кто автор этого полотна? Как оно называется?
Кто изображен на нем?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)
Ребята, давайте вспомним о жанре былины
- Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки.
Вопр: - Как исполнялись былины?
Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей.
На гуслях играли гусляры.
Слайд Гусли, гусляр
Учитель музыки:
- Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора.
Я предлагаю вам послушать Былину об Илье Муромце в сопровождении гуслей
(Былина об Илье Муромце. послушали 2 мин) Слайды
Впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «сказка-складка» и «песня-быль»
Былина относится к простым или сложным музыкальным произведениям?
(к простым жанрам)
Какие музыкальные жанры вы знаете?
(опера, балет, симфония, прелюдия, этюд, романс……..)
Я предлагаю вам проверить и закрепить свои знания о простых и сложных музыкальных жанрах. Разделитесь на 3 группы. В конвертах названия музыкальных жанров. Ваша задача правильно разделить их на сложные и на простые.
Допустили ли вы ошибки?
Слайд проверочный
Физминутка
Вы ребята приустали
Сели встали, сели встали
Потопаем ногами
Похлопаем руками
Мы на гуслях поиграем
В руки дудочку возьмем
И тайны музыки прекрасной
Снова постигать начнем
Слайд Глинка
Михаил Иванович Глинка-основоположник русской классической музыки. В его оперном творчестве можно отчетливо наблюдать народно-эпические образы.
Асафьев писал - «Михаил Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму».
Слайд «Руслан и Людмила»
Опера «Руслан и Людмила» поражает эпическим спокойствием, неторопливым, размеренным развитием событий. Ее эпико-философский склад всецело определяется характерным зачином пушкинской поэмы:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Во всем величии встают в ней знакомые образы русского эпоса, фигуры могучих богатырей, вещего Баяна и легендарного князя Светозара — былинного князя Владимира.
Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы» обращение к былинному, повествовательному сюжету вызвало здесь особую трактовку оперной формы.
Видео оперы Баян
Давайте вспомним уроки литературы в 5 классе и пролог к пушкинской поэме «Руслан и Людмила»
слайд…..у лукоморья….
Наверняка в вашем воображении всплыли сказочные образы ( леший, русалка, невиданные звери…) Именно, когда мы слушаем сказки, еще в раннем детстве мы знакомимся с понятием добра и зла. Тогда мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются лишь добрые дела, а злые поступки всегда наказуемы. Но добро и зло – это братья близнецы, которые не могут существовать друг без друга.
С предельным лаконизмом увертюра оперы передает оптимистическую идею «Руслана и Людмилы»: светлые силы богатырского мира вступают в борьбу с силами зла, одерживают победу над темным царством Черномора. Картины былинного эпоса, образы русской и восточной сказки, найденные здесь Глинкой, питали собою всю русскую классическую музыку
Слайд
Как и в другой опере М.Глинки «Иван Сусанин» действия простого крестьянина отражает любовь к Родине и героический подвиг во имя спасения от польской шляхты родной стороны. Эпический образ Ивана Сусанина встает перед зрителями образом добра, победившим зло. Особенно кульминационно эта победа представляется в «Сцене в лесу», где крестьянин встает перед убийцами во весь рост своего душевного величия, мы слышим в оркестре хорошо известный каждому русскому человеку распев «Вниз по матушке по Волге». И этот народный образ богатырской силы и «широкого раздолья» лаконично, но удивительно точно рисует могучий облик народного героя оперы Глинки.
Видео «Сцена в лесу»
Эти две оперы Михаила Глинки проложили путь к двум направлениям развития русской оперной классики: история и эпос, народная музыкальная драма и опера-сказка.
(Слайд с портретами)
Обратимся к творчеству композиторов, чья музыка вобрала в себя былинные образы. Перед вами портреты великих русских композиторов Александра Порфирьевича Бородина и Николая Андреевича Римского-Корсакова
Их роднит не только внимание к богатырской тематике, но и то, что они были офицерами, ратоборцами.
Александрович Порфирьевич Бородин не оставил военную службу. Был военным медиком, музыку сочинял на досуге.
Николай Андреевич Римский-Корсаков – потомственный военный. В своем творчестве часто обращался к былинным образам.
Слайд
Однажды Николая Римского-Корсакова заинтересовала легенда о невидимом граде Китеже. В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь.
Много зла принесли татары русскому народу?
В народном сознании один из эпизодов страшного нашествия преломился мистически: Господь спас град Китеж, который сделался невидимым и стал местом идеальной жизни.
То есть опять добро победило зло.
Тогда же у композитора возникла идея связать это сказание с образом святой Февронии Муромской, героини народной муромской повести о Петре и Февронии. Так появилось музыкальное произведение «Сеча при Керженце»
Слайд
«Сеча при Керженце» — одна из вершин творчества композитора, произведение уникальное по лаконизму, яркости образов и истинно симфоническому развитию.
Видео- фрагмент «Сеча при Керженце»
Слайд
В апреле 1869 года музыкальный критик Стасов предложил Александру Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (событий 1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни.
Слайд
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
Вспомните из литературы, с какой целью князь Игорь отправился в поход? Добрые ли намерения он преследовал?
(разобрать…. Чем поплатился? Как наказан? Результат похода)
Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Видео Князь Игорь
Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, эпические образы сыграли видную роль в развитии русского искусства – музыки, литературы, живописи.
Давайте подведем итог. Из проанализированных сегодня произведений можно сделать вывод, что добро и зло это мера, которой меряется человеческая жизнь. И добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Каждый человек, прежде чем совершить какой- либо поступок должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.
Проводя сегодняшний урок, я руководствовалась самыми добрыми чувствами по отношению к вам. Смогли ли мы с вами почерпнуть частички доброты из музыкальных произведений, звучавших сегодня на уроке.
Я предлагаю вам по очереди подойти к ноутбуку и оставить свое мнение «ДА» или «НЕТ». Таким образом мы составим диаграмму - итог нашего урока.
Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ