Конспект урока по сказке «Алексея Толстого « Сорока»













Конспект урока по сказке «Алексея Толстого « Сорока»





Подготовила и провела

учитель начальных классов

Кулакова Наталья Ивановна















2009 - 2010 год



Тема: А. Толстой. Сказка « Сорока»

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока: 45 минут

Приёмы: «чтение с остановками», «прогноз», «ключевые слова»
Цель урока: расширить читательский кругозор детей через знакомство с произведением А. Толстого «Сорока»; формирование навыков правильного, осознанного, вдумчивого чтения;

Задачи:

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- развивать представления о слове как средстве создания художественного образа, способе выражения авторского отношения;

- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;

- воспитывать правдивость, отзывчивость, умение быть щедрым.

Оборудование: портрет А. Толстого; схема «Чтение – труд»; тест(на каждого ученика класса); изображение сороки; характеристика сороки (на каждую группу); учебник «Литературное чтение. 2 класс»/ В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – Мн. : НИО,2006.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться!

- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока.

- Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке литературного чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)

читать…



Учиться:

(новый рассказ, выразительно, читать

высказывать…

по ролям…)

( свои мысли…)

обсуждать…

9

(

находить…

сравнивать…


рисовать…








C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\128_1.jpg


Чтение - труд

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\9TMKT7CAWSXZNICAN67PWSCA1AGY41CA8U31T4CAMOBCXUCAD67IYVCAF6EGEGCA0NP0NZCAL6SBQECAZIXZMDCA6S2CCGCA0TBAJ6CAGE2T4GCAFRTF9HCA0I7XGACACIXGGZCAAKMA6LCAJBQCO6CA97J6FL.jpg

- Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным? ( Рассуждения и высказывания детей.)

- Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие результаты.

( На доску учитель вывешивает схему-рисунок.)













- С какими словами ассоциируется у вас урок чтения? (Слова вносим в схему)



Интерес Радость

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\128_1.jpg


C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\9TMKT7CAWSXZNICAN67PWSCA1AGY41CA8U31T4CAMOBCXUCAD67IYVCAF6EGEGCA0NP0NZCAL6SBQECAZIXZMDCA6S2CCGCA0TBAJ6CAGE2T4GCAFRTF9HCA0I7XGACACIXGGZCAAKMA6LCAJBQCO6CA97J6FL.jpg

Чтение - труд


Дружба Знание



2. Проверка домашнего задания.


Тест.

  • Найди рассказы о дружбе. Отметь правильные ответы.

а) «Про зайчат» Е. Чарушин.

б) «Аист и соловей» В. Берестов.

в) «Страшный рассказ» Е. Чарушин.

  • Из какого рассказа этот диалог? Отметь правильные ответы.

- Мы воров не боимся, - говорит Шура.

- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

а) «Про зайчат» Е. Чарушин.

б) «Страшный рассказ» Е. Чарушин.

  • Чего испугались герои рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»?

а) Топота за дверью.

б) Темноты.

  • Восстанови порядок событий в рассказе Е. Чарушина «Страшный рассказ». Пронумеруй предложения: 1,2,3,4.

Мама и папа вернулись.

Топот за дверью.

Шура и Петя остались одни.

Ежик в доме.


- Попробуйте спрогнозировать оценку выполнения теста.( Самооценка по шкале «Правильность»).

Взаимопроверка выполнения теста: а ,в; б; а; 3,2,1, 4.(на доске – открывается после проверки)

- Оправдался ли прогноз? ( Взаимооценка по шкале «Правильность».)

- Какой мудрости научил нас рассказ Е. Чарушина? (Не бояться неизвестного.)

- Приходилось ли вам быть в похожей ситуации? Расскажите. ( Заслушиваются ответы нескольких детей.)


- « Страна живой природы», по которой мы совершаем путешествие, удивительна и многообразна, много тайн и секретов таит она. И сегодня мы сможем заглянуть в удивительный мир птиц.

Но сначала давайте немножко поиграем

- Представьте себе, что вы «вороны», летите и «каркаете», пугая птиц.


  1. Речевая разминка.

  1. Произнесение скороговорки медленно; (быстро) четко выговаривая звуки.

( текс скороговорки может быть записан на доске, может быть у каждого индивидуально)



В огор-р-роде Огор-р-род

Огор-р-рошены, Не огор-р-рожен -

Р-р-растерял Не р-р-разыщите

Гор-р-рох Гор-р-рошин.

Гор-р-рошины. (Г. Усачев)


- А сейчас вам предстоит превратиться совершенно в других птиц. Кем мы будем, вы узнаете, когда расшифруете запись на доске, используйте схемы - подсказки.


с р к

е о о а ( Сорока – белобока)

б л б к



Демонстрация изображения сороки.

-Вы, наверное, не один раз слышали такое выражение: « Трещит как сорока».

- Когда так говорят? Почему? ( Сорока получила свое имя от своей особенности пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой: она трещит, тарахтит («Прямо, спички в коробке»(по Н. Сладкову)); стрекочет, т.е. издает резкие короткие звуки, напоминающие треск).

- Вот мы уже – « сороки – сплетницы». Влетели и выпалили слова «чистоговорки». Слова сыплются «горохом» - часто. Речь четкая, слова «огорошены» и «огорожены» не путаются, интонации точны по смыслу и выразительны.

Работа в парах. Взаимооценка по шкале «Правильность и четкость».

Стадия вызова.

  1. Введение в тему урока. Определение темы и целей урока.


- Ребята, а догадались ли вы, о ком мы сегодня будем читать, говорить?

- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Алексея Толстого «Сорока».

Сведения об авторе. ( На доску вывешивается портрет.)


- Алексей Николаевич Толстой (1883 – 1945 гг.). Ему одинаково доступны и поэзия, и повести, и романы, и драма. Он писал и для детей, и для взрослых. Мать его была детской писательницей. Он рос в очень доброжелательной обстановке. Его детские впечатления повлияли на выбор его жизненного пути – он стал писать.


- Ребята, как вы думаете, почему свое произведение А. Толстой назвал именно так? Как вам кажется, что может произойти в рассказе с таким названием? ( Рассуждения и высказывания детей.)


  1. Физкультминутка.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Прием « Ключевые слова»


На доске открываются слова.

Калиновый мост

Медовые калачи

У черта на куличках

Трава сандрит

Все дочиста

Доброе место

Насилу доплелась

И с боли да тоски

Истомилась

Кости болят


-А теперь давайте внимательно прочитаем слова, записанные на доске, и попробуем определить жанр этого произведения.


Словарная работа: (дети знакомятся со словами, объясняют их значения)

-Как вы понимаете смысл выражения? Каким словом его можно заменить? Какие синонимы можно подобрать к этому слову?


- С каким произведением будем работать? Почему вы так считаете? ( Рассуждения и высказывания детей.)

- Верно, сегодня мы познакомимся с авторской сказкой. А как вам кажется, авторская сказка и народная будут отличаться? Чем? ( Рассуждения и высказывания детей.)


Работа в группах.

- Представьте себя писателями. Попробуйте придумать начало нашей сказки, используя для этого подходящие слова из таблицы.

Самостоятельная работа в группах. Представление ответов.


А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?

Стадия осмысления.


  1. Работа над текстом нового произведения.

Прием « Чтение с остановками».


Учитель читает первую часть сказки, учебники у детей закрыты.

1 часть.

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой.

Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.

Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.

Раз спрашивает сороку синичка-птичка :

- Откуда, тетенька, ты прянички с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.


- Куда каждое утро прилетала сорока? Зачем?

- Какой мы увидели сороку в первой части сказки?

- С какой просьбой обратилась синичка-птичка к сороке? Зачитайте.

- Как вам кажется, что ответила сорока-белобока синичке? Как она может отреагировать на ее просьбу? Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

( Рассуждения и высказывания детей.)


2 часть. ( Дети открывают учебники, непрочитанный текст закрывают широкой полосой, дети читают отрывок « про себя».)


- А у черта на куличках, - отвечала сорока-белока, обманывая синичку.

- Неправду ты говоришь, тетенька, - пискнула синичка-птичка, - у черта на куличках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи – все равно выслежу.

Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.


- Оправдался ли прогноз?

- Как повела себя сорока?

- Какой вы увидели сороку в этой части? Используя листы-характеристики, выберите качества, которые подходят нашей героине. Сравните, какой увидели сороку в первой и второй части. Найдите подтверждения в тексте. (Выборочное чтение – подтверждение выбранных слов. Интонационно покажите это слово).


Характеристика сороки.

Заботливая

Ленивая

Жадная

Капризная

Внимательная

Трудолюбивая

Лживая

Скрытная

Добрая

Болтливая

Мнительная

Черствая

Старательная

Злая

Противоречивая

Дружелюбная


Работа в группах. Ответы групп.


- Какой момент этой части может насторожить нас? Почему? Зачитайте.
- Как будут развиваться события дальше?


3 часть( учитель определяет, до какого места нужно читать текст дальше, непрочитанная последняя часть закрывается полосой, для знакомства с текстом используется прием «жужжащее» чтение.)


И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…

- Что с тобой, тетенька? – спрашивает синичка-птичка. – Или болит чего?

- Трудилась я, - охает сорока, - истомилась, кости болят.

- Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава сандрит, от всех болестей целит.

- А где сандрит- трава растет? – взмолилась сорока-белобока.

- А у черта на куличках, - ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.


-Предположения оправдались?

- Что означают выражения: «насилу долетела, доплелась», «от всех болестей исцелит»? Как можно сказать по- другому?

- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Почему?

- Жалко ли вам сороку?

- Давайте попробуем интонацией передать состояние сороки. Как нужно читать слова синички?

Чтение отрывка по ролям

- Чем, по вашему мнению, закончится сказка?


4 часть.


« У черта на куличках одни сосновые шишки, - подумала сорока, - да и те пустые», - и затосковала: очень живот болел у белобокой.

И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока голобока. От жадности.


- Предположения оправдались?

- Отчего стала сорока голобокой?

- Как вы думаете, как относится автор к сороке? Почему?

- В сказке использовано слово «затосковала». Как вы думаете, могла ли исправиться сорока? ( Рассуждения детей.)

- Что было бы, если б сорока поделилась с синичкой калачами?


Стадия рефлексии.

-Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Из-за каких качеств пострадала сорока? ( Из-за жадности, обмана, вранья.)

- Давайте попробуем составить синквейн со словом жадность. (открывается памятка «Составление синквейна»)( можно дать домой как дополнительное задание или по желанию)


Учитель обращает внимание на схему, созданную в начале урока.

-Чему вы порадовались на уроке? Чему научил вас урок?

- Какие качества нашей главной героини вы бы осудили? Какими бы сами хотели обладать?

- Какого качества не хватило сороке? ( Дружелюбия.)

-Оцените, насколько дружно вы сегодня работали в группах.

( Взаимооценка и самооценка па шкале « Работа в группе».)

- Мы дружно сегодня работали, многому научились. Спасибо за вашу работу!

- А на следующем уроке нам с вами предстоит познакомиться с маленькой, но очень героической птичкой.



8. Домашнее задание.

Детям ( каждой группе) предлагается выбрать один из предложенных цветов ( учитель комментирует, какое задание он скрывает). Группа выбирает понравившееся задание.

  • Зеленый – изменить (придумать) сказку так, чтобы у нее был счастливый финал.

  • Желтый – составить картинный план к сказке.

  • Красный – подобрать пословицы к сказке.

  • Синий – подготовить пересказ близко к тексту.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ