Конспект урока по сказке «Алексея Толстого « Сорока»
Конспект урока по сказке «Алексея Толстого « Сорока»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Кулакова Наталья Ивановна
2009 - 2010 год
Тема: А. Толстой. Сказка « Сорока»
Тип урока: урок изучения нового материала
Продолжительность урока: 45 минут
Приёмы: «чтение с остановками», «прогноз», «ключевые слова»
Цель урока: расширить читательский кругозор детей через знакомство с произведением А. Толстого «Сорока»; формирование навыков правильного, осознанного, вдумчивого чтения;
Задачи:
- развивать умения учащихся критически мыслить;
- развивать представления о слове как средстве создания художественного образа, способе выражения авторского отношения;
- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать правдивость, отзывчивость, умение быть щедрым.
Оборудование: портрет А. Толстого; схема «Чтение – труд»; тест(на каждого ученика класса); изображение сороки; характеристика сороки (на каждую группу); учебник «Литературное чтение. 2 класс»/ В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – Мн. : НИО,2006.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться!
- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока.
- Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке литературного чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)
читать…
Учиться:
высказывать…
( свои мысли…)
обсуждать…
(
находить…
сравнивать…
рисовать…
Чтение - труд
- Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным? ( Рассуждения и высказывания детей.)
- Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие результаты.
( На доску учитель вывешивает схему-рисунок.)
- С какими словами ассоциируется у вас урок чтения? (Слова вносим в схему)
Интерес Радость
Чтение - труд
Дружба Знание
2. Проверка домашнего задания.
Тест.
Найди рассказы о дружбе. Отметь правильные ответы.
а) «Про зайчат» Е. Чарушин.
б) «Аист и соловей» В. Берестов.
в) «Страшный рассказ» Е. Чарушин.
Из какого рассказа этот диалог? Отметь правильные ответы.
- Мы воров не боимся, - говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.
а) «Про зайчат» Е. Чарушин.
б) «Страшный рассказ» Е. Чарушин.
Чего испугались герои рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»?
а) Топота за дверью.
б) Темноты.
Восстанови порядок событий в рассказе Е. Чарушина «Страшный рассказ». Пронумеруй предложения: 1,2,3,4.
Мама и папа вернулись.
Топот за дверью.
Шура и Петя остались одни.
Ежик в доме.
- Попробуйте спрогнозировать оценку выполнения теста.( Самооценка по шкале «Правильность»).
Взаимопроверка выполнения теста: а ,в; б; а; 3,2,1, 4.(на доске – открывается после проверки)
- Оправдался ли прогноз? ( Взаимооценка по шкале «Правильность».)
- Какой мудрости научил нас рассказ Е. Чарушина? (Не бояться неизвестного.)
- Приходилось ли вам быть в похожей ситуации? Расскажите. ( Заслушиваются ответы нескольких детей.)
- « Страна живой природы», по которой мы совершаем путешествие, удивительна и многообразна, много тайн и секретов таит она. И сегодня мы сможем заглянуть в удивительный мир птиц.
Но сначала давайте немножко поиграем
- Представьте себе, что вы «вороны», летите и «каркаете», пугая птиц.
Речевая разминка.
Произнесение скороговорки медленно; (быстро) четко выговаривая звуки.
( текс скороговорки может быть записан на доске, может быть у каждого индивидуально)
В огор-р-роде Огор-р-род
Огор-р-рошены, Не огор-р-рожен -
Р-р-растерял Не р-р-разыщите
Гор-р-рох Гор-р-рошин.
Гор-р-рошины. (Г. Усачев)
- А сейчас вам предстоит превратиться совершенно в других птиц. Кем мы будем, вы узнаете, когда расшифруете запись на доске, используйте схемы - подсказки.
с р к
е о о а ( Сорока – белобока)
б л б к
Демонстрация изображения сороки.
-Вы, наверное, не один раз слышали такое выражение: « Трещит как сорока».
- Когда так говорят? Почему? ( Сорока получила свое имя от своей особенности пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой: она трещит, тарахтит («Прямо, спички в коробке»(по Н. Сладкову)); стрекочет, т.е. издает резкие короткие звуки, напоминающие треск).
- Вот мы уже – « сороки – сплетницы». Влетели и выпалили слова «чистоговорки». Слова сыплются «горохом» - часто. Речь четкая, слова «огорошены» и «огорожены» не путаются, интонации точны по смыслу и выразительны.
Работа в парах. Взаимооценка по шкале «Правильность и четкость».
Стадия вызова.
Введение в тему урока. Определение темы и целей урока.
- Ребята, а догадались ли вы, о ком мы сегодня будем читать, говорить?
- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Алексея Толстого «Сорока».
Сведения об авторе. ( На доску вывешивается портрет.)
- Алексей Николаевич Толстой (1883 – 1945 гг.). Ему одинаково доступны и поэзия, и повести, и романы, и драма. Он писал и для детей, и для взрослых. Мать его была детской писательницей. Он рос в очень доброжелательной обстановке. Его детские впечатления повлияли на выбор его жизненного пути – он стал писать.
- Ребята, как вы думаете, почему свое произведение А. Толстой назвал именно так? Как вам кажется, что может произойти в рассказе с таким названием? ( Рассуждения и высказывания детей.)
Физкультминутка.
Птички
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
Прием « Ключевые слова»
На доске открываются слова.
-
Калиновый мост
Медовые калачи
У черта на куличках
Трава сандрит
Все дочиста
Доброе место
Насилу доплелась
И с боли да тоски
Истомилась
Кости болят
-А теперь давайте внимательно прочитаем слова, записанные на доске, и попробуем определить жанр этого произведения.
Словарная работа: (дети знакомятся со словами, объясняют их значения)
-Как вы понимаете смысл выражения? Каким словом его можно заменить? Какие синонимы можно подобрать к этому слову?
- С каким произведением будем работать? Почему вы так считаете? ( Рассуждения и высказывания детей.)
- Верно, сегодня мы познакомимся с авторской сказкой. А как вам кажется, авторская сказка и народная будут отличаться? Чем? ( Рассуждения и высказывания детей.)
Работа в группах.
- Представьте себя писателями. Попробуйте придумать начало нашей сказки, используя для этого подходящие слова из таблицы.
Самостоятельная работа в группах. Представление ответов.
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?
Стадия осмысления.
Работа над текстом нового произведения.
Прием « Чтение с остановками».
Учитель читает первую часть сказки, учебники у детей закрыты.
1 часть.
За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой.
Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.
Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.
Раз спрашивает сороку синичка-птичка :
- Откуда, тетенька, ты прянички с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.
- Куда каждое утро прилетала сорока? Зачем?
- Какой мы увидели сороку в первой части сказки?
- С какой просьбой обратилась синичка-птичка к сороке? Зачитайте.
- Как вам кажется, что ответила сорока-белобока синичке? Как она может отреагировать на ее просьбу? Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
( Рассуждения и высказывания детей.)
2 часть. ( Дети открывают учебники, непрочитанный текст закрывают широкой полосой, дети читают отрывок « про себя».)
- А у черта на куличках, - отвечала сорока-белока, обманывая синичку.
- Неправду ты говоришь, тетенька, - пискнула синичка-птичка, - у черта на куличках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи – все равно выслежу.
Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.
- Оправдался ли прогноз?
- Как повела себя сорока?
- Какой вы увидели сороку в этой части? Используя листы-характеристики, выберите качества, которые подходят нашей героине. Сравните, какой увидели сороку в первой и второй части. Найдите подтверждения в тексте. (Выборочное чтение – подтверждение выбранных слов. Интонационно покажите это слово).
Характеристика сороки.
Заботливая
Ленивая
Жадная
Капризная
Внимательная
Трудолюбивая
Лживая
Скрытная
Добрая
Болтливая
Мнительная
Черствая
Старательная
Злая
Противоречивая
Дружелюбная
Работа в группах. Ответы групп.
- Какой момент этой части может насторожить нас? Почему? Зачитайте.
- Как будут развиваться события дальше?
3 часть( учитель определяет, до какого места нужно читать текст дальше, непрочитанная последняя часть закрывается полосой, для знакомства с текстом используется прием «жужжащее» чтение.)
И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…
- Что с тобой, тетенька? – спрашивает синичка-птичка. – Или болит чего?
- Трудилась я, - охает сорока, - истомилась, кости болят.
- Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава сандрит, от всех болестей целит.
- А где сандрит- трава растет? – взмолилась сорока-белобока.
- А у черта на куличках, - ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.
-Предположения оправдались?
- Что означают выражения: «насилу долетела, доплелась», «от всех болестей исцелит»? Как можно сказать по- другому?
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Почему?
- Жалко ли вам сороку?
- Давайте попробуем интонацией передать состояние сороки. Как нужно читать слова синички?
Чтение отрывка по ролям
- Чем, по вашему мнению, закончится сказка?
4 часть.
« У черта на куличках одни сосновые шишки, - подумала сорока, - да и те пустые», - и затосковала: очень живот болел у белобокой.
И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока голобока. От жадности.
- Предположения оправдались?
- Отчего стала сорока голобокой?
- Как вы думаете, как относится автор к сороке? Почему?
- В сказке использовано слово «затосковала». Как вы думаете, могла ли исправиться сорока? ( Рассуждения детей.)
- Что было бы, если б сорока поделилась с синичкой калачами?
Стадия рефлексии.
-Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Из-за каких качеств пострадала сорока? ( Из-за жадности, обмана, вранья.)
- Давайте попробуем составить синквейн со словом жадность. (открывается памятка «Составление синквейна»)( можно дать домой как дополнительное задание или по желанию)
Учитель обращает внимание на схему, созданную в начале урока.
-Чему вы порадовались на уроке? Чему научил вас урок?
- Какие качества нашей главной героини вы бы осудили? Какими бы сами хотели обладать?
- Какого качества не хватило сороке? ( Дружелюбия.)
-Оцените, насколько дружно вы сегодня работали в группах.
( Взаимооценка и самооценка па шкале « Работа в группе».)
- Мы дружно сегодня работали, многому научились. Спасибо за вашу работу!
- А на следующем уроке нам с вами предстоит познакомиться с маленькой, но очень героической птичкой.
8. Домашнее задание.
Детям ( каждой группе) предлагается выбрать один из предложенных цветов ( учитель комментирует, какое задание он скрывает). Группа выбирает понравившееся задание.
Зеленый – изменить (придумать) сказку так, чтобы у нее был счастливый финал.
Желтый – составить картинный план к сказке.
Красный – подобрать пословицы к сказке.
Синий – подготовить пересказ близко к тексту.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ