Конспект урока по внеклассному чтению по повести Н. Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 28 города Йошкар - Олы»
Республики Марий Эл
Конспект урока по внеклассному чтению
в 1 классе по повести Н. Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей»
УМК «Школа 2100»
подготовила
учитель начальных классов
Кряжевских Елена Викторовна
Йошкар-Ола 2012
Введение.
Урокам внеклассного чтения принадлежит особая роль в формировании интереса и любви к чтению.
Часть уроков у нас проходит в школьной библиотеке. Вместе с библиотекарем Черепановой Г. И. продумываем ход урока. Галина Ивановна готовит выставку книг изучаемого автора, проводит обзор книг по данной теме, занимается библиографической работой.
«Библиотечные» уроки - так называют эти уроки дети.
Особенностью « библиотечного» урока является то, что все ребята в течение 2-3 недель читают одну книгу или несколько произведений одного автора. В этот период на уроках чтения, музыки, изобразительного искусства, технологии и после уроков мы неоднократно обращаемся к читаемому произведению. Ребята выполняют задания, предложенные учителем. Это и написание отзывов, составление вопросов, кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков и др. И как естественный, желанный интересный для детей – читателей итог – коллективное занятие – «библиотечный» урок.
Занятие проводиться в форме игры - соревнования. В игре дети стремятся активизировать все свои возможности, в игре они равны. А дух соревнования заставляет более интенсивно работать мозг, память обращаться к своему опыту. На каждом уроке создаем проблемные ситуации, побуждающие детей находить ответы на многочисленные «почему», делать свои открытия.
На уроках применяю групповую работу. Класс делится на 2 – 4 команды. Каждая команда выбирает капитана, который координирует действия команды на занятии, участвуют в конкурсе капитанов.
У нас появились любимые конкурсы, которые переходят из одного занятия в другое. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
1. Кроссворды.
2. Ребусы.
3. «Хоровод героев».
Команды по очереди перечисляют героев произведений.
4. «Узнай героя»
Командам предлагается описание героя. Дети должны отгадать его.
5. «Найди пару»
На карточках написаны имена героев из разных рассказов или сказок. Героев из одного произведения нужно объединить в пару.
6. «Подумай и ответь»
Ребятам предлагается вопрос и дается пять вариантов ответов. Каждая команда обсуждает возможные варианты и поднимает карточку с номером правильного ответа.
7. Блиц – турнир. «Дальше…дальше…»
Каждой команде предлагаются вопросы по содержанию книги и время – одна минута. Выигрывает та команда, которая даст максимальное количество правильных ответов.
8. «Найди ошибку» или «Перевертыши»
По произведению составляется рассказ, в котором допускаются ошибки. Дети должны эти ошибки найти.
9.« Черный ящик»
Из ящика достаются предметы, которые принадлежат героям произведения. Ребята пытаются узнать, кому из героев принадлежат эти вещи.
10. «Острый взгляд»
Среди вещей в библиотеке разложены предметы, принадлежащие героям произведений. Команды находят предметы и сообщают, кому они принадлежат.
11. «Путаница»
Из разных рассказов, сказок или стихов одного автора составляется новый рассказ. Дети должны «распутать», т. е. разобраться, из каких произведений какие строчки взяты.
12. «Сундучок мудрости»
К сказке или рассказу подбирается подходящая по смыслу пословица. Или к заданной пословице подбираются произведения.
13. « Мозаика»
Мозаика может быть изобразительной или словесной. Ребятам раздают разрезанные рисунки героев книг, нужно собрать рисунок, назвать героя. Для словесной мозаики используются строчки из произведений, пословицы.
На каждом уроке включаем творческие конкурсы. Неизменным успехом пользуется драматизация. На уроках ребята сочиняли сценки, сказки и даже стихи. Надо поддерживать даже самые маленькие успехи детей, их попытки, пусть даже не очень удачные, творческого поиска в процессе выполнения заданий, в ходе подготовки к занятиям.
Конкурсы и задания могут быть разные, но они должны развивать: внимание к тексту произведения и к слову автора; смекалку и сообразительность; внимательность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; точность и краткость высказывания; память; логику мышления.
Такая форма проведения урока имеет большое воспитательное значение, сплачивает коллектив, ведь от подготовки к уроку, старательности каждого зависит успех всей команды. Развиваются такие качества, как ответственность, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу.
В этом случае коллективное читательское действие открывает простор для приобретения детьми навыков общения, обмена мнениями, умений выслушать другого, найти свой аргумент, свое место в беседе.
Цели урока: 1. Помочь разобраться в содержании книги и полюбить ее.
2. Учиться выделять главную мысль, кратко и четко отвечать на вопросы.
3.Развивать внимание к слову, речь, умение высказывать свои мысли.
4.Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, честности.
Подготовка к уроку:
1.Ученики читают книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
2. На уроке рисования рисуют иллюстрации к понравившимся эпизодам книги.
3. Готовят выразительное чтение отрывков.
Оборудование: Книги на столе у каждого ученика. Выставка рисунков на доске. Портрет Н. Носова, выставка книг писателя.
Для конкурсов: песочные часы, фишки, черный ящик, магнитофон.
Ход урока:
Начинаем урок внеклассного чтения. Вы прочитали замечательную книгу Николая Носова. Сегодня мы вновь в гостях у Галины Ивановны.У нас три команды, готовые показать свои знания.
1 конкурс. « Дальше, дальше, дальше…»
- Проверим, насколько внимательно вы прочитали книгу. Каждой команде будут предложены 7 вопросов, на которые они должны дать ответ за 1 минуту. Каждый верный ответ приносит в копилку команде фишку.
1 команда.
Как называли мальчиков Цветочного города? (Малыши)
Как звали музыканта Цветочного города? (Гусля)
Как называли девочек Цветочного города? (Малышки)
Кто первым выпрыгнул из воздушного шара? (Знайка)
Кого нарисовал Незнайка с ослиными ушами? (Знайку)
Кто из коротышек имел 17 карманов на костюме? (Пончик)
Кто из малышей при аварии повредил ногу? (Пулька).
2 команда.
На каком музыкальном инструменте играл Незнайка? (На трубе)
Кто их коротышек любил носить клетчатые костюмы? (Сиропчик)
Как звали собаку охотника Пульки? (Булька)
Назовите лучшего друга Незнайки. (Гунька)
Семена, какого растения привезли коротышки из Зеленого города? (Арбуза)
Как назывался город на пляже, где жили одни малыши? (Змеевка)
Чей портрет нарисовал Незнайка с градусником вместо носа? (Доктора Пилюлькина).
3 команда.
Сколько малышей отправилось на воздушном шаре? (16)
Чем наполнили коротышки воздушный шар? (Теплым воздухом)
Назовите любимое лекарство Медуницы. (Мед)
Кому обещал писать письма Незнайка? (Синеглазке)
Как назывался город, в который прилетели малыши? (Зеленый).
Чем заправляли машины в Цветочном городе? (Сиропом)
Любимое лекарство доктора Цветочного города? (Касторка).
2 конкурс. Назови героя.
В книге много интересных героев с необычными, даже говорящими именами. Назовите их, попробуйте объяснить, почему у них такое имя.
(Дети по очереди перечисляют героев: Знайка, у него такое имя, потому что самый умный, много знает, Пилюлькин – от слова «пилюля», лечит пилюлями, Пончик – очень толстенький, любит покушать, Пулька – охотник, у него есть ружье с пульками, Сиропчик – любил газированную воду с сиропом и т. д. Каждый правильный ответ – фишка).
3 конкурс. «Черный ящик».
Кому из героев могут принадлежать вещи:
Очки, компас, книга?
Лупа, осколок бутылки, книга о звездах?
Расческа, зеркальце, пластырь?
(Учитель достает из черного ящика предметы, предлагая определить их хозяина по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает фишку.)
4 конкурс. Выразительное чтение.
Когда эта книга была напечатана, мальчики и девочки стали писать Носову письма, рассказывать о полюбившихся героях. Как вы думаете, какой герой оказался самым любимым? (Ответы детей).
Конечно, Незнайка. Я вижу, что и вам он понравился. (Учитель комментирует рисунки, приготовленные детьми).
А чем вам понравился Незнайка?
(Ответы детей: «с ним весело», «он хороший друг», «он исправился», «очень смешной», «веселый» и т. д.)
Действительно, Незнайка смешной, веселый, попадает в смешные истории, ошибается, раскаивается и старается исправиться.
«Незнайка- это ребенок, но не такой,
которого можно назвать по имени и фамилии,
а ребенок вообще, со всеми хорошими задатками,
которые предстоит в себе укрепить и развить,
и с недостатками, от которых нужно избавиться».
Н.Н. Носов.
Незнайка с азартом принимается за разные дела, но часто ничего хорошего из этого не получается.
Вспомните, чем закончилась история, когда Незнайка поехал на автомобиле?
Когда играл на трубе?
Когда был художником?
(Каждая команда получила свой вопрос. Один ученик пересказывает историю из книги, другие – дополняют, помогают в случае необходимости. В этом конкурсе команда может получить от 1 до 3 фишек.)
- Что бы вы посоветовали Незнайке, почему так получалось?
(Ответы детей: «он торопился», «брался за дело, которое не умел делать», «Не хотел учиться, хотел, чтобы сразу все получилось», «надо сначала научиться, потом делать», «не любил трудиться»).
Молодцы. Давайте прочитаем, как Незнайка был поэтом?
(Команды читают по ролям о том, какие стихи написал Незнайка про Знайку, Торопыжку, Авоську.)
Почему коротышкам не понравились стихи? А вам?
(Ответы детей).
5. Конкурс танцевальный.
Под песенку «Сюрприз» попробуйте изобразить Незнайку.
(Звучит песня «Да здравствует сюрприз!» из кинофильма "Незнайка с нашего двора". Музыка-Марка Минкова, слова-Юрия Энтина. Ученики выполняют танцевальные движения, каждой команде за старание – фишка).
6.Конкурс капитанов.
Желание стать умным, не учась, привело к тому, что Незнайка многое насочинял, рассказывая малышкам о путешествии. Я приглашаю капитанов. Поправьте Незнайку.
Я сказал «прощайте» и мы полетели вверх. Смотрим, а Земля внизу не больше пирога.
Вдруг «Бум!» Не летим выше. На облако наскочили. Что делать? Взяли топор, прорубили дырку и дальше летим.
Прилетели на самый верх, а там мороз 1000о и 1 десятая. Все замерзли.
(Капитаны исправляют ошибки, приносят своей команде фишки).
7. Конкурс «Умные мысли»
Незнайка поставил себя в трудную ситуацию. Когда обман раскрылся, как повели себя коротышки? Кто помог Незнайке?
Послушайте, какой хороший совет дала Синеглазка Незнайке:
«Вы постараетесь быть честным, смелым и умным, будете совершать хорошие поступки, и вам не придется больше выдумывать, чтобы казаться лучше». И Незнайка согласился.
Я думаю, что вы многому научились на примере Незнайки и его друзей, многое поняли, прочитав эту книгу. Я хочу послушать, какие по этому поводу у вас появились умные мысли. ( Дети свободно высказываются).
Подведение итогов.
( Подсчитывается количество набранных баллов, выявляется команда – победительница).
Молодцы. Вы очень хорошо отвечали, и я почувствовала, что и книга, и сами герои вам понравились. Я надеюсь, что вам захочется еще не раз перечитать книгу, узнать о новых приключениях Незнайки и его друзей из книг «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Используемые источники
Носов Н.Н.(1908-1976)//Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальной школы. -М.,1999.-С.138-141
Репьева И. Носов, отец Незнайки// Учит. газ.-2002.-№ 1.-3 янв.-С.24
http://zvukoffka.net/mp3/19742/ Песня «Да здравствует сюрприз!» из кинофильма "Незнайка с нашего двора". Музыка Марка Минкова, слова-Юрия Энтина.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ