Конспект внеклассного мероприятия по Литературе "В МИРЕ ПУШКИНСКОЙ ПОЭЗИИ" 9-11 класс
«В МИРЕ ПУШКИНСКОЙ ПОЭЗИИ»
( ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, IX-XI КЛАССЫ)
Данный материал можно использовать не только при проведении литературно-музыкального вечера, но и на уроке, в индивидуальных беседах с учащимися, при проведении тематических классных часов.
При подготовке вечера учащиеся работают в группах («Актёры», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Музыканты», «Художники»).
«Актёры» готовят исполнение произведений А. С. Пушкина, «Литературоведы» и «Искусствоведы» работают с критической литературой о писателе, мемуарными материалами, отбирают необходимые для рассказа, выучивают их; «Музыканты» подбирают музыкальное сопровождение; «Художники» работают над оформлением вечера, подготовкой презентации.
Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина; обратить внимание на культурную среду, воспитывающую талант; показать особенности пушкинского поэтического видения, связанные с художественным восприятием, подготовленным эпохой; показать как Пушкин видел классические творения живописи, скульптуры, как он смотрел на жизнь; истолковать отражение изобразительно-пластического мира в поэзии Пушкина; развивать творческое воображение, эмоционально-эстетические возможности речи учащихся; воспитывать чувство национальной гордости, стремление к самообразованию и самовоспитанию.
Оборудование: презентация «В мире пушкинской поэзии» (демонстрируется по ходу вечера; содержание слайдов указано в тексте в скобках курсивом); выставка книг А. С. Пушкина и книг, посвящённых писателю; стенд «А. С. Пушкин», оформленный фотооткрытками; творческие работы учащихся, посвящённые А. С. Пушкину; газетные и журнальные публикации о писателе; фрагмент фильма И. Масленникова «Пиковая дама»; музыкальное оформление: П. И. Чайковский «Времена года» (музыкальный фон присутствует на протяжении всего вечера, подчёркивая лиризм пушкинской поэзии).
Ход вечера:
(Аллеи Летнего сада и царскосельских парков, скульптура Пушкина-лицеиста работы Р. Баха)
Ученица читает стихотворение А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…».
Ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Из Пиндемонти» (1836) («...Никому // Отчёта не давать… Вот счастье! вот права...»).
Ведущий (ведущих двое): Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.
Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Мы перечитываем его снова и снова. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.
Мир Пушкина огромен. Входя в него, мы как бы попадаем в могущественную и прекрасную страну. Границы её беспредельны. Мир поэзии Пушкина охватывает самые разные стороны жизни. В том числе, конечно, и искусство.
Ведущий: Можно сказать, что нет такого вида искусства, которое не отразилось бы так или иначе в пушкинской поэзии: музыка, от народной песни до Моцарта и Россини, скульптура европейская и русская, живопись, драматический театр, балет, не говоря уже о литературе.
Полезно подумать, почему Пушкин, которого всегда интересовала окружающая людей реальность, так много внимания уделял тому, как люди эту реальность изображают. Почему наряду с образами непосредственной жизни через всё творчество Пушкина проходит тема искусства.
А начнём мы с вещей простых – с того, как Пушкин воспринимал изобразительные искусства.
Ведущий: Пушкин по-особому смотрел произведения живописи, скульптуры, архитектуры, но его способ восприятия был определённым образом подготовлен и самой эпохой.
Весной 1827 года Пушкин посетил поместье князя Н. Б. Юсупова Архангельское. Он бывал там и позже. В результате этих посещений появилось стихотворение «К вельможе».
(Архангельское – парк и дворец, затем дворцовые интерьеры)
Ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «К вельможе» («От северных оков освобождая мир… И вдохновенные в волшебстве состязались».).
Ведущий: А. С. Пушкин, как всегда, нашёл исключительно точную словесную формулу – в данном случае для определения понятия «ансамбль». Именно состязание, соперничество, а иногда и конфликт живописи и скульптуры, мозаики и гобелена, света и тени, природы и архитектуры...
Ученик продолжает чтение стихотворения «К вельможе» («...Ступив за твой порог… Порой насмешливо в окно глядишь на них...»).
(«Амур и Психея» – скульптура А. Кановы (из прежнего собрания Юсупова в Архангельском) и картина А. Корреджо)
Ведущий: И в результате получалось вот что: в одном и том же парке, на улице города или в одном и том же зале сталкивались разнородные художественные элементы. Сталкивались картина и гобелен разной эпохи, зеркало и мозаика. Зеркало отражало картину, отражало окно, за которым был виден парк. И картина в меняющемся освещении дышала, приобретала признаки жизни. Столь же живой становилась и скульптура.
Ведущий: Каждая эпоха в искусстве имеет свой тип зрения. Недаром «зрение» и «мировоззрение» – родственные слова.
Искусство классицизма требует взгляда, который сразу охватил бы всё произведение, и предполагает постоянную точку зрения наблюдателя. В искусстве барокко подразумевается движение наблюдателя, смена его точки зрения. Будь то огромный фасад дворца или небольшая статуя, зритель обходит произведение вокруг, и оно всё время меняет свой облик. А точки, с которой он охватил бы всё целиком, часто даже и быть не должно.
(Портрет Вольтера работы Ж.-А. Гудона)
Любимый Пушкиным известный скульптурный портрет Вольтера, созданный Гудоном и хранящийся в Эрмитаже, замечателен именно тем, как меняется по мере движения зрителя выражение лица Вольтера. Вольтер улыбается, саркастически смеётся, лицо его делается печальным, искажается гримасой горя и гнева – он плачет. Обходя скульптуру, мы видим и Вольтера-поэта, и автора философских романов, и яростного обличителя суеверия.
Ведущий: Мрамор не неподвижен. И вот это особенно волновало Пушкина. В его поэзии статуя почти никогда не ведёт себя как статуя – она ведёт себя как живой человек.
Исследователи давно заметили особый динамизм поэзии Пушкина, обилие глаголов, их выразительность, сложную систему отношений, выражаемых с их помощью. Мир Пушкина исключительно подвижен. Но именно поэтому в нём такую роль играет неподвижность.
Столкновение подвижного и неподвижного прежде всего становится средством противопоставления свободы и рабства.
(Замёрзшая, покрытая льдом река. Потом лёд ломается, приходит в движение)
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Кто, волны, вас остановил…».
Ведущий: Но не только свобода – самая жизнь отождествляется в сознании Пушкина с движением. В 1820 году, путешествуя с семьёй Раевских по Кавказским водам, Пушкин заметил, и это поразило его воображение, что ветка, опущенная в кипящий минеральный источник, покрывается слоем минерала и превращается в каменную. Этот образ стал для него метафорическим выражением омертвления души. «Сердце мёртвое», «И для любви оледенел» – в черновиках «Кавказского пленника». Душа, превратившаяся в камень, неподвижная, мёртвая душа. В неоконченной элегии, которая стала подготовительным вариантом к «Демону», Пушкин писал:
Но всё прошло! – остыла в сердце кровь.
В их наготе я ныне вижу
И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь
И мрачный опыт ненавижу.
Свою печать утратил резвый нрав,
Душа час от часу немеет;
В ней чувства нет. Так лёгкий лист дубрав
В ключах кавказских каменеет.
Этот текст не вошёл в окончательную редакцию произведения, но Пушкин вспомнил его и, работая над «Альбомом Онегина», заставил героя сделать такую запись:
Цветок полей, листок дубрав
В ручьях кавказских каменеет.
В волненьи света так мертвеет
И резвый ум, и лёгкий нрав.
Образ человека, превращающегося в камень, теряющего жизнь, делающегося вещью, проходит через творчество Пушкина – рядом с противоположным образом оживающей статуи, живого камня.
Живой и мёртвый камень. Жизнь и смерть сталкиваются у Пушкина, становятся одним из лейтмотивов его творчества.
(Кадры из фильма режиссёра И. Масленникова «Пиковая дама» – эпизод последней карточной игры Германа)
Ученик читает фрагмент повести («Германн снял и поставил свою карту, покрыв её кипой банковых билетов…
– Старуха! – закричал он в ужасе».).
Ведущий: Столкновение живого и неживого, человека и вещи проходит через всю «Пиковую даму». Мы видим постепенное омертвление, превращение человеческого существа в неодушевленный предмет. Графиня в повести – человек отживший, человек ушедшей эпохи, – и одновременно она теряет признаки живого существа. Графиня «погружена в холодный эгоизм», она «чужда настоящему», на балах присутствует разрумяненная, одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы.
Германн, проникнув в спальню графини, становится свидетелем «отвратительных таинств её туалета». Но в этой сцене важно другое: превращение жизни в автоматическое качание неживого существа, подготавливающее уже следующий шаг – превращение графини в карту.
Ученик читает фрагмент повести («Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. …смотря на неё, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от её воли, но по действию скрытого гальванизма».).
Ведущий: Кстати, мы напрасно думаем, что автомат, робот – это новая идея. Она волновала умы еще в конце 18 века. А в искусстве романтиков появился кошмарный образ неживой жизни, автомата, управляемого действием каких-то механических сил. И этот образ становится для Пушкина очень важным.
Живое живёт и движется. Неживое движимо кем-то или чем-то другим. И Пушкин ищет ответ на вопрос о том, где же скрыт этот двигатель. Он разделяет, различает людей и вещи, игрока и игрушку в его руках.
Ведущий: В душе Германна бушуют эгоистические страсти – жажда власти и денег. Он хочет быть игроком, играть другими людьми, как игрушками. Но безграничное злоупотребление чужой свободой, показывает Пушкин, губительно. Германн сам оказывается игрушкой. Думая, что играет другими людьми, он превращается в автоматическое существо, подчинённое безликому потоку событий. И, точно так же как графиня, Германн становится безжизненным, каменеет. Не случайно у Пушкина повторяется: «он окаменел», «Германн застыл».
Кончается повесть превращением героя в автомат: «Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»
Человек превратился в вещь. Камень вытеснил жизнь.
Ведущий: У А. С. Пушкина есть стихотворение «К бюсту завоевателя». Название в данном случае маскирует адрес. На языке той поры под завоевателем подразумевался Наполеон. На самом деле речь шла об Александре I, точнее, о бюсте датского скульптора Торвальдсена.
(Мраморный бюст Александра I работы Б. Торвальдсена)
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «К бюсту завоевателя».
Ведущий: Этому бюсту посвящена прозаическая заметка Пушкина. Хотя она не предназначалась для печати, но Пушкин предпочёл не называть императора. «Торвальдсен, делая бюст известного человека, – писал он, – удивлялся странному разделению лица, впрочем прекрасного – верх нахмуренный, грозный, низ, выражающий всегдашнюю улыбку. Это не нравилось Торвальдсену...»
Пушкина привлекло странное сочетание гнева и ласки на лице императора. Верхняя и нижняя части с резким несоответствием их выражения как бы приклеены одна к другой. В этом каменном изображении Пушкин увидел маску, заменяющую живое лицо: «В лице и в жизни арлекин». Слово «арлекин» употреблено тут не случайно. Арлекин – это не просто шут. Это одна из масок в комедии дель арте. Амплуа, заданное раз и навсегда, лишённое движения.
Застывшее, окаменевшее лицо перестаёт быть лицом – оно становится маской. А общество в целом может превратиться в маскарад, в парад масок.
Ведущий: В «Евгении Онегине» читаем о герое:
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной?..
А Татьяна так характеризует мир, в котором живёт:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад...
Ведущий: Но в мире Пушкина есть и противоположное направление движения: не только человек превращается в камень, но и камень может ожить. Камень оживляется искусством. Искусство для Пушкина – высшее выражение жизни. Поэтому, выясняя, как Пушкин видел картину или статую, мы подходим к тому, как он смотрел на жизнь.
Жизнь – борьба со смертью, торжество над смертью. Искусство торжествует над неживым. И если в одном направлении, в направлении мёртвого, бюрократического, светского мира, человек каменеет, то в другом, полном жизни мире искусства камень наделяется душой.
Уже в «Руслане и Людмиле»:
Летят алмазные фонтаны
С весёлым шумом к облакам:
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы...
В описании балета Пушкин нашёл такую поэтическую формулу: «Душой исполненный полёт». Движения, исполненные душой, оживляют камень. Он начинает казаться живым. Жизнь, пронизывающая камень, даётся художником. Таков камень, вышедший из рук художника.
Этот образ становится для Пушкина средством широкого обобщения: в окружающей жизни есть живое и неживое, есть полное жизни и есть мёртвое, которое тоже присутствует в реальности.
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Художнику».
Ведущий: У Пушкина, с его тяготением к пластическим искусствам, было, можно сказать, особое зрение, секрет которого состоит в том, что неподвижный объект, скульптуру, он как бы читал. И, читая, превращал в динамическую, в живущую.
У Пушкина есть шуточное стихотворение, где фигурирует Аполлон Бельведерский. Интересно, что в нём он как будто готовит сценарный материал для кино. Посмотрите:
Лук звенит, стрела трепещет...
Наш взгляд должен обратиться туда, куда падает стрела:
И, клубясь, издох Пифон...
А затем крупным планом лицо:
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Неподвижная статуя превратилась в ряд движений, в подвижную картину живого существа.
(Панорама Александровского парка в Пушкине, колоннада дворца.
Статуи «Юноша, играющий в свайку» и «Юноша, играющий в бабки»)
В октябре 1836 года Пушкин посетил годичную выставку работ учеников Академии художеств. И особенное внимание обратил на две статуи: русский парень, играющий в бабки, работы Н. С. Пименова, и парень, играющий в свайку, А. В. Логановского. Статуи эти, позже отлитые в бронзе, были установлены в Александровском парке Царского Села.
Пушкин посвятил каждой из этих статуй стихотворение, и в них особенно ясно отразилась его манера динамически читать скульптуру.
(Крупно: бронзовая скульптура «Юноша, играющий в бабки»)
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «На статую играющего в бабки».
(Статуи из Екатерининского парка в Пушкине)
Ведущий: Динамично воспринимается Пушкиным и ещё одна царскосельская статуя.
(Фонтан «Девушка у разбитого кувшина»)
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Царскосельская статуя».
Ведущий: В этом стихотворении перед нами не парковая статуя, а фонтан. При внешнем сходстве тип скульптуры иной: фонтан соединяет неподвижную бронзу с подвижной водой. Не случайно в эмблематике 18 века фонтан связан с образом неустанного движения.
В стихотворении Пушкина глубоко раскрылась идея скульптора П. П. Соколова. Стихотворение как бы проводит нас сквозь время. Первая строка говорит о прошедшем, о том, что произошло до того, как мы взглянули на статую: «Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила». Затем мы переходим в настоящее: «Дева печально сидит, праздный держа черепок». А следующие стихи, соединяя вечность бронзы с вечностью текущей воды, вообще как бы отменяют время и переносят нас за его пределы.
Ведущий: Петербург – город, с которым Пушкин был связан глубоко и кровно. И архитектурные ансамбли Петербурга Пушкин также видел динамически. В «Медном всаднике» первая часть, торжественно и ликующе описывающая город на Неве, исполнена глаголов движения: «Мосты повисли над водами», «В гранит оделася Нева»... Особняки города предстают здесь как огромная эскадра, которая причалила к невским берегам.
Динамически живой и вместе с тем загадочный и трагический городской ансамбль даёт возможность повернуть новыми гранями тему пушкинского взгляда на искусство.
Ведущий: Всякий город, имеющий историческую судьбу, – памятник культуры, огромное хранилище человеческого труда, опыта, своеобразная книга, в которой хранится веками накапливавшаяся информация. И это сполна относится к Петербургу.
Пушкинский Петербург – образ трагический и контрастный. Гранит. Борьба живого и мёртвого, камня и воды, человека и античеловеческого – всё совершается внутри этого города. И не только в художественных образах Петербурга, но и в самом петербургском мироощущении Пушкина заложено переживание искусства как области трагических конфликтов.
Это накладывает отпечаток и на пушкинское восприятие эрмитажной живописи, которая, даже если тематически не связана с Петербургом, каким-то образом включается у Пушкина в петербургскую атмосферу.
Ведущий: Принято считать, что живопись интересовала Пушкина меньше, чем скульптура, и нашла в его поэзии меньшее отражение. С этой точки зрения интересны скрытые отсылки в пушкинских стихах, показывающие, как широк был мир живописных впечатлений, питавший творчество Пушкина. Вот один пример.
Исследователи давно обратили внимание на одну странность: в ряде стихотворений, посвящённых морю, у Пушкина вопреки нормам русского языка море фигурирует в мужском роде.
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «К морю».
Почему море – в мужском роде? На этот вопрос отвечает другое стихотворение. В 1826 году, в Михайловском, тревожась о судьбах декабристов, Пушкин получил ложное известие, будто Николай Тургенев, находившийся во время восстания за границей, выдан английским правительством и на корабле отправляется в Россию. Приблизительно в то же время Вяземский прислал из Ревеля стихотворение, прославляющее море. Пушкин ответил:
Так море, древний душегубец,
Воспламеняет гений твой?
Ты славишь лирой золотой
Нептуна грозного трезубец.
Не славь его. В наш гнусный век
Седой Нептун земли союзник.
На всех стихиях человек –
Тиран, предатель или узник.
Ведущий: Это одно из самых горьких стихотворений Пушкина. Слова «седой Нептун земли союзник» прямо указывают на знакомство с эрмитажным полотном Рубенса «Союз Земли и Воды».
(«Союз Земли и Воды» П.-П. Рубенса)
На картине Рубенса изображено дружеское объятие Земли и Воды, Нептуна и Кибелы, двух вертикальных фигур, мужской и женской, символизирующих единение стихии ради изобилия и мира. Пушкинская трактовка иная. Вяземский в своём стихотворении говорил о вечной вражде Земли и Моря. У Пушкина Земля и Море – союзники, как и у Рубенса, но не для счастья, благоденствия и мира, а для угнетения и рабства.
Пушкин часто пользуется выражениями, имеющими в прямом значении отношение к живописи, вкладывая в них более широкий смысл.
Ведущий: Среди художественных сокровищ Зимнего дворца Пушкина особенно привлекала Военная галерея. Это объясняется не только интересом к героической эпохе 1812 года, важной для поколения Пушкина и, несомненно, для него самого.
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Полководец» («У русского царя в чертогах есть палата… Её разрисовал художник быстроокой».)
«Художник быстроокой» – это Джордж Доу, который со своими помощниками, А. В. Поляковым и В. А. Голике, создал замечательную портретную галерею полководцев 1812 года.
Портрет, который, по наивному представлению, наименее условен как жанр, наиболее прикован к непосредственно данному художнику материалу, для Пушкина становится средством выражения высшей правды искусства. Характерно, что портрет Барклая-де-Толли в Военной галерее Пушкин увидел явно более трагическим, чем он на самом деле предстаёт перед зрителем, глядящим на него.
(Портрет Барклая-де-Толли)
Ученик продолжает чтение стихотворения А. С. Пушкина «Полководец» («...Но в сей толпе суровой // Один меня влечёт всех больше… Но чей высокий лик в грядущем поколенье // Поэта приведёт в восторг и в умиленье!»).
Ведущий: В портрете Пушкин ищет не моментального сходства, а глубокой и только художнику открытой жизненной правды.
В наброске, посвящённом драме М. П. Погодина «Марфа-посадница», Пушкин писал: «Почему же статуи раскрашенные нравятся нам менее чисто мраморных и медных? Почему поэт предпочитает выражать мысли свои стихами?» Реализм, по его мысли, вовсе не требует рабского копирования жизни, он не исключает, а подразумевает условность. Поэтому и портрет соотносится с жизнью сложно, неоднозначно. И это особенно бросается Пушкину в глаза в Военной галерее, где собраны портреты многих известных и знакомых ему людей.
В портрете раскрывается характер человека. Вместе с тем искусство художника останавливает один какой-то момент. И это сочетание волнует Пушкина. Посетив Ермолова, он неожиданно, парадоксально замечает, что Ермолов похож на свой портрет, а не наоборот! Но похож не всегда: «Когда же он задумывается и хмурится, то он становится прекрасен и разительно напоминает поэтический портрет, писанный Довом». В жизни Ермолов равен себе, своей сущности, своей высокой роли лишь в определённые минуты, на портрете – всегда.
(Портрет А. П. Ермолова)
(Военная галерея в Эрмитаже)
Ученик продолжает чтение стихотворения А. С. Пушкина «Полководец» («Нередко медленно меж ими я брожу… // Уже состарились и никнут в тишине // Главою лавровой...»).
Ведущий: Раздвоение человека и его портрета, раздумье над тем, где же истина, а где ложное, становится для Пушкина кардинальным и мучительным вопросом. И, как всегда, решение он даёт неоднозначное. Пушкин видит и правду портрета и правду жизни, находящуюся за пределами искусства.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит... –
пишет Пушкин в послании к Кипренскому, создавшему его известный портрет.
(Портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского)
Это, конечно, комплиментарное стихотворение. Но важно, что здесь портрет – как бы что-то более высокое, чем реальность. А вот строки из письма к Наталье Николаевне Гончаровой. Москва. 14 мая 1836 года: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности...» Скульптурный портрет мертвее человека. И неподвижнее. Отношение между жизнью и её изображением полно для Пушкина глубокого смысла. Оно внутренне противоречиво. И это отражается уже в самих названиях ряда пушкинских произведений 30-х годов.
Ведущий: «Каменный гость». Здесь есть противоречие между указанием на неподвижность материала – «каменный» – и движением живого: ведь гость – это тот, кто пришёл.
В том же ряду такие заглавия, как «Медный всадник», «Золотой петушок», соединяющие живое и неживое, подвижное и неподвижное. По сути дела, сюда относится и «Пиковая дама». Правда, тут у Пушкина более тонкая словесная игра: «дама» – это и карта и женщина.
В искусстве внешнюю форму жизни прежде всего воспроизводит скульптура. Она даёт слепок с живого. И Пушкина волнует образ статуи, имитирующей жизнь.
Вспомним, как в скульптурном портрете Александра I Пушкин увидел изображение человека-маски, живого мертвеца. Скульптура тоже может быть таким «живым мертвецом». Впервые эта тема возникает в «Каменном госте», где Дон Гуан, выражая мысль, волнующую самого Пушкина, резко сталкивает живой образ командора и его статую:
Каким он здесь представлен исполином!
Какие плечи! что за Геркулес!..
А сам покойник мал был и тщедушен...
И дальше Дон Гуан говорит поразительные слова о том, что командор, встав перед статуей на цыпочки, не смог бы дотянуться до собственного носа.
Ведущий: Дон Гуан не просто отрицает смерть – он издевается над нею. Он целует Лауру при трупе Дона Карлоса. Искушает Дону Анну перед памятником на могиле её мужа. Приглашает статую командора стоять на часах во время свидания с его женой. Это безумная жажда жизни и полное непризнание смерти и её прав.
На другом полюсе – статуя. Дон Гуан не признаёт за командором права быть статуей. Он видит в нём только мёртвого человека, а мёртвый для него – человек, потерявший все права. Когда Лепорелло говорит о том, что памятник смотрит и, кажется, сердится, Дон Гуан отвечает:
Ты думаешь, он станет ревновать?
Уж верно нет; он человек разумный
И верно присмирел с тех пор, как умер.
Дон Гуан думает, что ему предстоит встреча с призраком, тенью, с чем-то нереальным и несущественным. И кощунственно смеётся. А ему предстоит встреча со статуей, воплощающей саму смерть.
Ведущий: Полный жизни Дон Гуан, бесспорно, вызывает нашу симпатию. Образ движущейся смерти ужасен и отталкивает. Но этим противопоставлением дело не ограничивается. Дон Гуан погружён в жизнь мгновенную и не думает о вечности. А статуя – образ не только смерти, но и вечности. И в этом смысле она напоминает о чём-то таком, о чём Дон Гуан забыл и чего забывать нельзя...
Сталкивая живого человека с подвижным, но нечеловеческим миром, Пушкин не даёт однозначного ответа. Это столкновение заставляет задуматься.
Ведущий: Интересно, что пушкинский взгляд на скульптуру отразился и в его восприятии живописи. В 1834 году в Петербурге была выставлена картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая произвела на Пушкина очень сильное впечатление. Он несколько раз набрасывал отдельные фигуры из неё в своих черновиках, начал посвящённое ей стихотворение. И неоднократно возвращался то прямо, то косвенно к мыслям об этом полотне.
(«Последний день Помпеи» К. Брюллова)
Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл».
Ведущий: В соответствии с диагональной композицией картины Пушкин выделяет три момента, на которые направлено его зрение. И моменты эти дают последовательную динамику. «Везувий зев открыл...» – взгляд направлен в верхний правый угол картины. «Кумиры падают!» – взгляд по диагонали перемещается вниз. И наконец, «народ... бежит» – внимание переносится на передний план.
Следует отметить, что Пушкин выделил такую, казалось бы, не очень важную деталь, как падение статуй с кровли.
Картину Брюллова Пушкин упомянул в рецензии на стихи одного из поэтов той поры. Что же в картине привлекло его внимание на этот раз?
«А между тем, – пишет он о том, как Брюллов старательно учился в Риме, вынашивая свой замысел, – в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали, народ бежал по улице, чудно освещённой волканом». Опять те же три момента: Везувий, падающие статуи и народ, бегущий из города.
Ведущий: Эти три момента сразу же вызывают в памяти «Медного всадника». Они выявляют ход пушкинской мысли, объединившей «Последний день Помпеи» и поэму, которую Пушкин создал приблизительно в это же время.
В «Медном всаднике» присутствуют те же мотивы, какие выделил Пушкин у Брюллова. Но здесь они звучат мощно, и глубокая философская мысль пушкинской поэмы неотделима от них.
В поэме действует стихия: это Нева. Есть в поэме и кумир на бронзовом коне», и народ, объятый страхом. Но, в отличие от набросков стихотворения о Помпее, статуя здесь не бессильная, пассивно падающая, а активно действующее лицо со сложной и трагической характеристикой.
(«Медный всадник» Э.-М. Фальконе)
Пушкин даёт в поэме сложную партитуру ракурсов и точек зрения на памятник Фальконе. Он смотрит глазами своего героя и видит памятник со спины в страшную ночь петербургского наводнения:
И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
В другом месте поэмы, в момент, когда безумный Евгений оказывается перед памятником, Пушкин сталкивает точку зрения героя и свою точку зрения, меняя и интонацию и оценку.
Ученик читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Евгений вздрогнул… Под морем город основался...»).
Это узнал Евгений. А дальше пушкинский взгляд.
Ученик читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Ужасен он в окрестной мгле!.. Россию поднял на дыбы?»).
Пушкинская поэма породила большую традицию в русской литературе, стала неотделима и от «Медного всадника» Фальконе и от Петербурга.
В музее на Мойке, 12 в Санкт-Петербурге хранится драгоценная реликвия – маска, снятая с лица скончавшегося поэта. Когда глядишь на неё, невольно вспоминаются стихи Жуковского, написанные им у гроба Александра Сергеевича Пушкина.
(Маска А. С. Пушкина)
Ученик читает стихотворение В. А. Жуковского «Он лежал без движенья…».
Ведущий: «...И спросить мне хотелось: что видишь?» Видеть. Мы много говорили об этом глаголе, о том, как понимал его Пушкин, как много вкладывал он смысла в слово «видеть». И он учил нас видеть. Но от этого слова есть производное – «провидеть». Пушкин учил нас видеть и провидеть.
Мы вошли в мир Пушкина, но не исчерпали и малой части этого мира. Пушкинский мир гораздо больше, чем то, что мы можем вместить в себя. Пушкинский мир богат. И, что самое важное, он открыт для нас, он зовёт к себе.
Пушкин – не прошлое. Александр Сергеевич Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее.
Литература
Венок Пушкину: Сборник / Сост. и примеч. С. А. Небольсина; Худож. И. Гусева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сов. Россия, 1987.
Версии: Телевизионные сценарии / Послесловие Е. Сабашниковой. – М.: Искусство, 1989. – 254 с.: ил.
Гейченко С. С. Пушкиногорье / Предисл. Ю. Бондарева; послесл. А. Ларионова. – М.: Молодая гвардия, 1981.
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1985.
Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. – М.: Художественная литература, 1985–1987.
Светлое имя Пушкин / Сост., коммент. В. В. Кунина. – М.: Правда, 1988.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ