Контрольная работа по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Контрольная работа по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Вариант1

1. 3. В следующих фрагментах представлены отрывки из повестей, составляющих роман «Герой нашего времени». Расположите их в том порядке, в котором это соответствует композиции романа:

  1. - Первый день я провел очень скучно; на другой рано утром въезжает во двор повозка... А! Максим Максимыч! Мы встретились как старые Приятели. Я предложил ему свою комнату. Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!

  2. - Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва Приметная улыбка пробежала по тонким губам eго... она произ­вела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется...

3 - Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастью для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел... ...Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я

въехал в Койшаурскую долину... Славное место эта долина!..

4 - Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мной и чему был я свидетель, и пожелал

узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал,

значительно покачав головою:

- Да-с! конечно-с! Это штука довольно мудреная!.. Впрочем. эти азиатские курки часто осекаются...

5 - На крыльце ресторапии я встретил мужа Веры. Кажется, он меня дожидался.

Он схватил мою руку с чувством, похожим на восторг.

- Благородный молодой человек! — сказал он, со слезами на глазах. - Я псе слышал. Экой мерзавец! Неблагодарный!..

Принимай их, после этого в порядочный дом! Слава богу, у меня нет дочерей! Но вас наградит та, для которой вы рискуете жизнью!..

2 Выделите основные черты Грушницкого в психологическом портрете, нарисованном Печориным. Докажите, что он достаточно точен и подтверждается на деле. С чем всё-таки нельзя согласиться с Печориным?

3. Как испытание любовью помогает понять характер Печорина?



Вариант 2

1. Расположите отрывки из повестей в хронологическом порядке:

1 — ...Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову

на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, .чтобы не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

- Вера! - вскрикнул я невольно.

Она вздрогнула и побледнела;

2 - ...Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что это 6yдeт ему неприятно, так зачем же? Месяца через три его назначили в е.:.й полк, и он уехал в Грузию;

3 - - Послушай братец, - спросил у него штабс-капитан, -

чья это чудесная коляска?., а'... Прекрасная коляска!.. - Лакей, не оборачиваясь, бормотал что-то про себя, развязывая чемодан.

Максим Максимыч рассердился; он тронул неучтивца по плечу и сказал: - Я тебе говорю, любезный...

  • Чья коляска?., моего господина...

  • А кто твой господин?

  • Печорин...

4 — Послушай, слепой! - сказал Янко, — ты береги то место... знаешь? Там богатые товары... скажи, что я ему больше не слуга; дела пошли худо, он больше меня не увидит; теперь опасно; по­еду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти. Да скажи, кабы он получше платил за груды, .так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!..

2. .Как заканчивается повесть «Фаталист» и весь роман? Можно ли его финал назвать пессимистическим, безнадёжным? Почему Лермонтов снова возвращает нас к Максиму Максимычу?

3. В «Княжне Мэри» герой одерживает ряд побед (назовите их), но все их хочется назвать пирровыми. Почему?

Справка: пиррова победа – сомнительная победа, не оправдывающая понесённых за неё эертв.











Вариант 3.

1.Соотнесите портретные характеристики с персонажами:

1— ...В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела ка­кую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб... Несмотря на светлый цвег его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке... У него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза... Они не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти...

2— ...За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет его липа показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду...

3— Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения насчет красоты... В ней было много породы... порода в женщинах как и в лошадях, великое дело. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые воло­сы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обво­рожительно.

4Он толь ко год в службе, носит по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крес­тик. Он хорошо сложен, смугл, черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год....

5- И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали в душу...

А — Грушницкий; Б - Максим Максимыч; В - Печорин; Г - девушка-контрабандистка; Д - Бэла

2. Какое настроение создают пейзажи в повести «Бэла»?

3.Как второстепенные персонажи помогают понять личность Печорина? Кого из второстепенных мужских образов (Максим Максимыч, Грушницкий, доктор Вернер, Вулич) вы бы назвали двойниками, а кого – антиподами Печорина? Обоснуйте свои предположения.



Вариант 4.

1. Кто из героев произносит следующие слова о Печорине?

1- Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит себе в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрог­нет и побледнеет; а при мне на кабана ходил один на один...

2— Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться... Я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глу­бокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его...

А - Грушницкий; Б - Максим Максимыч; В - Вера; Г — Бэла.

2.Прочитайте фрагмент из записи от 16 июня: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса…до слов: «Вот люди! Все они таковы…..даже самые добрые и умные!..» Как вы понимаете слова Печорина: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать»? Как они соотносятся с содержанием романа?. Какова роль детали в поведении д-ра Вернера: «Он против обыкновения не протянул мне руки»?

3. Почему автор называет Печорина «героем времени»?/ Как Печорин относится к проблеме судьбы? (выберите для развёрнутого ответа один из вопросов).



Вариант 4.

1. Кто из героев произносит следующие слова о Печорине?

1- Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит себе в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрог­нет и побледнеет; а при мне на кабана ходил один на один...

2— Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться... Я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глу­бокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его...

А - Грушницкий; Б - Максим Максимыч; В - Вера; Г — Бэла.

2.Прочитайте фрагмент из записи от 16 июня: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса…до слов: «Вот люди! Все они таковы…..даже самые добрые и умные!..» Как вы понимаете слова Печорина: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать»? Как они соотносятся с содержанием романа?. Какова роль детали в поведении д-ра Вернера: «Он против обыкновения не протянул мне руки»?

3. Почему автор называет Печорина «героем времени»?/ Как Печорин относится к проблеме судьбы? (выберите для развёрнутого ответа один из вопросов).









Вариант 5.

1. Кто из героев романа поет эти песни?

1 - Как по вольной волюшке - По зелену морю,

Ходят все кораблики Белопарусники.

Промеж тех корабликов Моя лодочка, Лодка неснащеная, Двухвесельная. Буря ль разыграется -Старые кораблики Приподымут крылышки, .-По морю размечутся...

2 - Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля; Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет иены: Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет...

2.Сопоставьте текст монолога Печорина в «Бэле» со стихотворение «Дума» («Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я тоже очень достоин сожаления…»). Почему, несмотря ни на что, к нему тянутся люди?

3. Согласны ли вы с мнением критика о повести «Княжна Мери»: в ней «французское начало и русское окончание» ? Обоснуйте свою позицию.



Вариант 5.

1. Кто из героев романа поет эти песни?

1 - Как по вольной волюшке - По зелену морю,

Ходят все кораблики Белопарусники.

Промеж тех корабликов Моя лодочка, Лодка неснащеная, Двухвесельная. Буря ль разыграется -Старые кораблики Приподымут крылышки, .-По морю размечутся...

2 - Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля; Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет иены: Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет...

2.Сопоставьте текст монолога Печорина в «Бэле» со стихотворение «Дума» («Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я тоже очень достоин сожаления…»). Почему, несмотря ни на что, к нему тянутся люди?

3. Согласны ли вы с мнением критика о повести «Княжна Мери»: в ней «французское начало и русское окончание» ? Обоснуйте свою позицию.





Вариант 5.

1. Кто из героев романа поет эти песни?

1 - Как по вольной волюшке - По зелену морю,

Ходят все кораблики Белопарусники.

Промеж тех корабликов Моя лодочка, Лодка неснащеная, Двухвесельная. Буря ль разыграется -Старые кораблики Приподымут крылышки, .-По морю размечутся...

2 - Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля; Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет иены: Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет...

2.Сопоставьте текст монолога Печорина в «Бэле» со стихотворение «Дума» («Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я тоже очень достоин сожаления…»). Почему, несмотря ни на что, к нему тянутся люди?

3. Согласны ли вы с мнением критика о повести «Княжна Мери»: в ней «французское начало и русское окончание» ? Обоснуйте свою позицию.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ