Литературная игра как способ активизации читательского интереса учащихся 5-7 классов
МБОУ «Мохсоголохская СОШ с УИОП» Хангаласский район РС (Я)
Литературные игры как возможность активизации читательского интереса учащихся
Алексеева Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Возраст учащихся: 10-13 (5-7 класс)
2015г.
Содержание работы:
I. Введение.
Обоснование проблемы.
II. Основная часть
Роль художественной литературы в формировании личности.
Литературные игры как возможность активизации читательского интереса учащихся
Литературные игры (практическое)
III.Заключительная часть.
Выводы.
Введение. Обоснование проблемы
Основная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в жизни. И умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека.
Главной причиной обращения к исследованию данной проблемы я считаю её особую актуальность, важность. Ни для кого не секрет, что современный школьник очень мало читает, из года в год снижается интерес к чтению, к хорошей литературе, к поэзии. Почему? Причин такого спада много:
1. влияние средств массовой информации - чтение книг заменяется телевизором, компьютером. Всё больше свободное время школьника занимают телевидение, компьютерные игры, Интернет. Это веление времени. Школьник 21 века не может не владеть современными информационными технологиями.
2. семейное воспитание: число семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми: современный родитель, довольно часто сам нечитающий, не способен помочь ребёнку в решении этой проблемы.
4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Все эти факторы снижают интерес ребят к чтению. И вопросы: нужно ли оставить в жизни место хорошим книгам, чтению? как помочь ребятам формировать свои читательские интересы? – не могут не волновать ни семью, ни школу, ни общество. Исходя из этого, учитель под постоянным контролем должен держать проблему активизации читательского интереса учащихся. Поэтому поиски путей активизации читательского интереса учащихся должны быть постоянной целенаправленной работой.
Тема: «Литературные игры как возможность активизации читательского интереса учащихся»
Целью работы является выявление читательских интересов учащихся 5 – 8 классов и поиски путей расширения их читательского кругозора.
Для реализации данной цели решаем ряд сопутствующих задач:
1. Рассмотрение и отбор литературы по соответствующей проблематике.
2. Выявление условий для возникновения читательского интереса у школьников.
3. Рассмотрение способов, активизирующих читательский интерес учащихся 5- 8 классов.
4. Изучить виды литературных игр, выявить, какие из них являются интересными для школьников 5 – 8 классов;
Практическая ценность работы заключается в том, что, я в течение нескольких лет собрала и систематизировала материалы, на мой взгляд, способствующие активизации читательского интереса школьников, и этот материал может быть использован на практике.
Основная часть.
1. Роль художественной литературы в жизни человека.
Есть в мире ценности, над которыми не властно время. Это нравственные ценности, понимание добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение. Они помогают сохранить самое лучшее, самое светлое в человеке. И хранилищем этих законов являются книги.
Художественная литература - могучее, действенное средство воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие любого человека.
Литература помогает открывать мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. В литературных произведениях мы находим прекрасные образцы русского литературного языка. Значит, каждый человек с детства должен научиться понимать, что чтение – неотъемлемая часть нашей жизни, без чтения хорошей книги невозможно воспитать в себе Человека.
Над проблемой формирования читательского интереса работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Результаты их исследований говорят, что «художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности, что литературное развитие - одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью».
Об этом же говорят высказывания великих людей о роли книги: «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М.Горький). « … наш духовный мир складывается…из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим - основной массой - мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному» (С. Цвейг). (Слово о книге. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., 1984. С. 368, 390, 399.).
Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса рассматриваем:
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
положительное эмоционально - окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса школьников являются:
положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется очень рано, ещё в дошкольном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли его отношение к книге активным или пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, особое внимание, постоянное, целенаправленное, уделять в среднем звене, в 5 – 8 классах. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.
В начале исследовательской работы учащимся 5 – 6 классов (респондентам в количестве 45 человек) была предложена анкета. Основная цель опроса: выявить, какое место занимает в их жизни чтение. Ребятам были предложены вопросы:
Считаешь ли ты чтение обязательным занятием?
Всегда ли ты читаешь с удовольствием
Читаешь ли ты каждый день не менее 1 часа?
Записан ли ты в библиотеку?
Я узнаю из литературных произведений много интересного
Есть ли в книгах герои, с которых хочется брать пример?
Считаешь ли ты , что надо расширять свой читательский кругозор
Итоги опроса представлены в таблице.(%)
Да
Нет
Не знаю
Считаешь ли ты чтение обязательным занятием?
55%
20%
34%
Всегда ли ты читаешь с удовольствием
46%
39%
17%
Читаешь ли ты каждый день не менее 1 часа?
34%
59%
9%
Записан ли ты в библиотеку?
43%
62%
9%
Я узнаю из литературных произведений много интересного
41%
34%
25%
Считаешь ли ты , что надо расширять свой читательский кругозор
46%
25%
29%
Ответы респондентов показали, что, к сожаленью, чтение художественной литературы занимает в жизни школьников далеко не первое место. Учащиеся очень мало времени уделяют чтению, многие не записаны в библиотеки.
В результате анкетирования я сформулировала мнение по данной проблеме: большинство учащихся понимают важность чтения в жизни каждого человека, но очень многие не знают способов расширения своего читательского интереса. Значит, эти способы надо изучать, выявлять, заинтересовать учащихся.
Но современная жизнь диктует свои законы. Виртуальное общение, телевидение всё больше и больше отдаляют нас от хорошего чтения. Многие ребята уже в 5 – 6 классе престают общаться с книгой, не способны думать над книгой. А в этом возрасте школьнику надо читать много. Но совсем не для того, чтобы просто читать, а для того, чтобы вовремя осознать себя, найти «свои книги». Чтобы стать хорошим, настоящим читателем, надо овладеть навыками творческого чтения, быть любознательным, не останавливаться только на запоминании прочитанного, а научиться понимать мысли, идеи автора, формировать привычки полноценного вдумчивого чтения. Только в этом случае чтение для школьника становится занятием желанным, приятным.
Сегодня основная проблема , стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к хорошей литературе. Задача эта не новая, практически все учителя работают над ее решением. Просто в свете последних тенденций развития образования она приобрела особую актуальность , а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по пути достижения высоких результатов , которых ожидают сегодня от школьного образования
2. Литературные игры как возможность активизации читательского интереса учащихся
В детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши , и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке , присутствие родителей на уроках литературы , помощь в поисках и распространении литературных текстов , работа со списком литературы для внеклассного чтения).
Мы с ребятами выявили несколько действенных способов активизации читательского интереса учащихся. Это и ведение читательских дневников, и уроки внеклассного чтения «Моя любимая книга», и различные литературные игры, которые мы проводим и на уроках и во внеурочное время. Во-первых, начиная с пятого класса, мы постоянно ведём читательские дневники, которые помогают ориентироваться огромном потоке литературных произведений. Благодаря ведению дневников, ребята учатся чтению творческому.
Второй способ расширения читательского интереса школьников – проведение различных литературных игр. На этом я хочу остановиться подробнее, так как пришли к выводу, что именно различные литературные игры для учащихся 5 – 8 классов способствуют активизации читательского интереса, помогают не просто читать, а читать с интересом, творчески.
Виды литературных игр.
Немецкого поэта Ф. Шиллера сказал: «…в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Значит, игра – это не только способ свободного времяпровождения, но и возможность проявить свои творческие способности. В этом литературные игры занимают особое место как способ активизации читательского интереса, как способ расширения общего кругозора читателя.
Литературная игра может проходить на уроке, может быть организована как способ провести свой отдых, как возможность «разминки» перед сложным творческим заданием. Творческие возможности литературных игр очень широки. Литературные игры можно использовать
- как интеллектуальную зарядку в начале урока
- как возможность привлечь интерес учащихся к литературному произведению
- как викторину (лучшее знание произведения)
- как конкурс на литературном празднике
Важная особенность их в том, что участником игры может стать любой желающий: и тот, кто чувствует в себе талант, и тот, кто не особо любит чтение. Самое главное – в результате литературные игры должны способствовать развитию читательского интереса, ведь в ходе игры даже у равнодушных к литературе могут рождаться оригинальные идеи, желание узнать новое, интерес к чтению и главное огромное удовольствие от игры.
Главная задача проведения литературных игр – сломать стереотип, который постепенно складывается у ребят: чтение не очень интересное занятие, занимает много времени и даёт мало интересного.
В моём исследовании первая задача – изучить виды литературных игр и выявить, какие из них являются интересными среди школьников 5 – 8 классов.
Первая группа литературных игр – игры творческие, которые научат сочинять легко, играя, не задумываясь. Каждый человек встречается с ситуацией, когда что-то нужно написать, сочинить. И здесь задача литературных игр – сломать барьер между человеком и бумагой, научить творчески относиться к ситуации. В разнообразные литературные игры можно играть и дома, и в школе на перемене, и на школьных вечерах. Вот описание нескольких игр, известных с давних времен.
Буриме (от французского bouts rimes - рифмованные концы). Эта игра известна с 17 в. Предлагаются рифмы (например: ядом – рядом, платы - латы). Строчки с этими рифмами должны придумать вы сами. Менять рифмы нельзя.
Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый из играющих пишет по строчке или же свой акростих. Это была лю6имая игра в России в 19 веке..
3. Сходство - различие. Каждый из играющих записывает два предмета, несходных между собой, например: бык - роза. Записки кладутся в центре стола, по очереди вынимаются. Играющим предлагается в стихотворной, а можно и в прозаической форме объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы. Это была лю6имая игра В. А. Жуковского.
4. Сочини сказку. Играющим предлагаются слова, связанные знакомым сюжетом, и одно постороннее слово. Например: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолёт. Каждому из играющих по жребию достается слово, с которым он должен придумать фразу; фразы произносятся по очереди, складываются в единый сюжет. Получается, как правило, смешной рассказ.
Вторая группа литературных игр – это различные викторины, конкурсы, интеллектуальные марафоны, брейн-ринг, «Своя игра». Исследования показали, что именно эти виды игр наиболее интересны современным школьникам. Многие принимают активное участие в составлении и проведении различных викторин, конкурсов. Поэтому основное внимание мы уделяем именно этой группе литературных игр.
Литературная викторина - игра в ответы на вопросы, объединенные определенной темой. Она дает участникам много интересных, полезных сведений, развивает соо6разительность, находчивость, тренирует память.
Викторина может быть посвящена творчеству одного писателя или поэта, определенному литературному периоду или направлению.
Викторины, посвященные творчеству одного писателя, касаются фактов его жизни, содержания его произведений, критических отзывов о писателе. Вопросы могут быть следующие: кому из героев и какого произведения принадлежат цитируемые фразы? Что сказал герой произведения по данному вопросу? Как автор оценивает своего героя? Чьи портретные описания даются в произведении? В каких городах происходит действие? Какие исторические деятели упоминаются в произведении? Как начинается и чем заканчивается произведение? И т. д.
Во время проведения викторин могут 6ыть использованы иллюстрации к художественным произведениям портреты писателей, репродукции картин. Живые картины помогут участникам викторины ответить на вопрос, из какого произведения данное действующее лицо или эпизод.
Спосо6ы проведения викторин различны. Викторину может вести один человек. Можно проводить ее, разделив участников на две команды, с тем, что6ы одна команда задавала вопросы другой. Ответы в зависимости от характера вопросов даются устно или письменно, однако оценки их следовать непосредственно за ответом.
Подготовка викторин - а в этом деле можно занять большое число ре6ят тре6ует знаний, умений, творческой фантазии, которые прио6ретаются еще и в ходе работы.
Проблема снижения читательского интереса современных школьников – проблема очень актуальная. Как сделать, чтобы очень мало читающие пятиклассники- шестиклассники не стали совсем не читающими к 8 – 9 классу. Над этой проблемой мы с ребятами, нынешними семиклассниками, работаем с 5 класса. Наши наблюдения показали, что литературные игры – один из способов активизации читательского интереса школьников. В 5 и 6 классах мы на уроках литературы проводили игры, викторины, которые давали возможность более внимательно относиться к художественному тексту, проявить свои творческие возможности. Например, если в начале года (5 класс) ребята в основном отвечали на вопросы, составленные учителем, то уже к концу года большинство заданий составляли сами. А для этого, конечно же, надо было много читать, и не просто читать, а читать внимательно, с интересом. А если ты сам становишься составителем игры и принимаешь активное участие в игре, то становишься и активным читателем. Любая литературная игра помогает настроиться на творческую волну, расширить представления о художественном произведении и авторе.
В этом нас убедил, проведённый опрос. Участникам предложили анкету:
Я считаю, что надо расширять свой читательский кругозор
Я знаю, что такое литературная игра
Проводятся ли в вашем классе, в школе литературные игры?
Мне нравятся литературные игры
Я считаю, что литературная игра расширяет мой читательский интерес
Я сам принимал участие в составлении вопросов для литературных игр
Я считаю, что литературные игры помогают мне расширять свой читательский кругозор
Да
Нет
Не знаю
Я считаю, что надо расширять свой читательский кругозор
46%
25%
29%
Я знаю, что такое литературная игра
39%
25%
36%
Проводятся ли в вашем классе, в школе литературные игры?
47%
38%
18%
Мне нравятся литературные игры
35%
24%
38%
Я считаю, что литературная игра расширяет мой читательский интерес
40%
22%
36%
Я сам принимал участие в составлении вопросов для литературных игр
17%
65%
21%
Результаты опроса:
Как мы видим, большинство считает, что литературные игры интересны, нужны, они помогают расширять читательский кругозор, значит, они необходимы.
В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение По окончании этого срока проводим литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
3. Практическая часть (литературные игры)
1. Литературная викторина по повести В. Астафьева «Высюткино озеро»
2. Литературная викторина по повести А. Пушкина «Дубровский»
3. Литературная игра по творчеству А. с. Пушкина
6. Литературный ринг «Люблю читать»
Выводы:
- работа по повышению читательского интереса должна быть постоянной, в этом должны быть заинтересованы и семья, и школа, и самое главное, сами учащиеся.
- один из самых действенных способов активизации читательского интереса учащихся – литературные игры.
- игры развивают творческий потенциал ученика, развивают мышление, воображение, смекалку.
Следовательно, литературные игры разных видов надо активно применять на уроках, во внеклассной работе, принимать участие в составлении и проведении этих игр.
Список использованной литературы:
Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
Интернет-ресурсы:
www.Liter/net
mirslovarei.com/content_psy/ANKETA-37238.html - 25k
http://xreferat.ru/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ