Литературное краеведение как средство формирования у школьников познавательного интереса на уроках литературы

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №78

города Воронеж

ул. Электровозная д.12











Литературное краеведение как средство формирования у школьников

познавательного интереса на уроках литературы.







подготовила

учитель русского языка и

литературы,

Круцких Мария Владимировна.











Воронеж 2012

На протяжении нескольких лет я работаю над темой ‘’Литературное краеведение как средство формирования у школьников познавательного интереса на уроках литературы“.

Изучение литературы Воронежского края интересно и плодотворно. Город Воронеж-родина А. В. Кольцова и И. С. Никитина, И. А. Бунина и А. Платонова. Наша земля богата своими литературными традициями. С ними связаны имена Г. Н. Троепольского, С. Я. Маршака, Осипа Мандельштама, А. А. Ахматовой, Анатолия Жигулина, Д. В. Веневитинова.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей ‘’ малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской работы, помогает развитию активной проектной деятельности.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиции исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». К знанию литературных произведений учащиеся обращаются во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, так как одним из критериев оценки выполнения задания с развернутым ответом (часть С–сочинение-рассуждение) является аргументация своего мнения с опорой на читательский опыт выпускника.

Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Изучение литературы родного края - это одно важных направлений преподавания литературы в школе.

Цели:

- Изучить и возродить традиции литературного краеведения ; вызвать у учащихся интерес к своей « малой родине»;

- Пробудить чувство любви к своему городу; литературе и культуре родного края;

- Развить творческие способности учащихся;

- Выявить и поддержать талантливых ребят.

Задачи:

- Познакомить учащихся с литературным процессом в Воронежской области, раскрыть своеобразие литературы малой Родины.

- Строить преподавание на активных формах работы: исследовательские задания, проектная деятельность, экскурсии, встречи с писателями и поэтами.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей ”малой родине”.

Для оптимизации преподавания литературы с использованием краеведческого материала в современной школе используются педагогические приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

-репродуктивный;

-проблемно-поисковый;

-исследовательский.

Репродуктивный метод лучше использовать в средних классах, на начальных этапах знакомства с литературой родного края. Лекции, беседы учителя, знакомство с литературой о родном крае - все это должно способствовать формированию познавательного интереса у учащихся. Формы используются разные: викторины, игры, читательские конференции, уроки в библиотеке, экскурсии, литературные прогулки по Воронежу- все это позволяет сделать урок интересным, запоминающимся, продуктивным. При изучении темы” Отношение к братьям своим меньшим” в творчестве С. Есенина, А. П. Чехова и Л. Андреева обязательно вспоминаем произведение нашего земляка Г. Н. Троепольского ”Белый Бим Черное ухо”. ” Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми", - так написал Гавриил Николаевич Троепольский. “ Белый Бим Черное ухо” – трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить, отличать добро от зла, уметь прийти на помощь.

Рассказы А. П. Чехова ”Белолобый “, “Каштанка”, Л. Андреева “Кусака”, стихи Сергея Есенина “ Песнь о собаке”, “ Собаке Качалова“, повесть“ Белый Бим Черное ухо “ учат ребят гуманности, милосердию.

При изучении темы природы в среднем звене знакомимся со стихами Анатолия Жигулина, который воспевает красоту природы нашей земли, в которых незаметно складывается образ “малой родины “: любовь к белым домикам Россоши, к Чернавскому мосту, улицам города. Использование литературного краеведения позволило заинтересовать школьников своим предметом. Так, в городском фотоконкурсе “Осенний Воронеж в творчестве Анатолия Жигулина“ Саша Данцев занял 1 место.

Проблемно-поисковый метод, используемый на уроках литературы, представляет собой самостоятельный поиск учащихся, анализ полученной информации, умение ответить на проблемные вопросы и задания учителя, активизирует важнейшие речевые умения, совершенствует умение работать с текстом. Достоинство этого метода и связанных с ним приемов состоит в том, то он позволяет соединить в рамках одного урока элементы программы федерального стандарта и регионального. Например, при изучении творчества А. Платонова был проведен урок» Железная дорога в творчестве А. Платонова». Были даны задания, способствующие развитию необходимых навыков работы с литературным материалом (кроме того, он же является одним из ключевых в ЕГЭ по литературе). Это тема заинтересовала ребят, так наша школа находится в поселке Отрожка, профессии многих родителей связаны с железной дорогой, названия улиц говорят о специфике железной дороги: Электровозная, Паровозная, Тепловозная, Машинистов. Много было собрано материла, подтверждающего связь Платонова с железной дорогой, о профессиях родителей. На первой городской краеведческой конференции «Имена писателей поэтов на карте Воронежской области» в секции «Край наш вами воспетый» Корнилов Артем за сочинение-эссе по теме «А. Платонов и железная дорога» занял первое место.

В старших классах наиболее развиты способности к самостоятельному поиску информации, ее отбору, систематизации, обобщению и выведению на основе накопленного материала новых знаний. При изучении творчества С. Есенина были мною предложены темы исследовательских работ «Традиции А. Кольцова в художественной интерпретации С. Есенина», «Сближение поэтики Есенина и Кольцова на общей основе народной песни», «Образ русской девушки в стихотворениях С. Есенина и А. Кольцова». На уроке-конференции учащиеся продемонстрировали собственные знания, аргументировано излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения. При изучении творчества Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского обязательно вспоминаешь нашего земляка, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина. Ребятам предлагается самостоятельно изучить статьи И. А. Бунина о Чехове, о Л. Н. Толстом и подготовить виртуальную экскурсию «И. А. Бунин и наш город»

Перед изучением творчества И. А. Бунина были даны темы исследовательских работ «Дворянский род семьи Буниных», «Воронеж в воспоминаниях Бунина» и предлагалась экскурсия по Воронежу и музей Бунина. Затем был организован круглый стол, где учащиеся еще раз продемонстрировали свои знания, совершенствовали навыки речевого взаимодействия, коммуникации - умение слушать, вступать в дискуссии. Интересно было узнать, что наш земляк не забывал город, где родился. В 1907 году он приезжал в Воронеж для участия в вечере, который устраивался в пользу воронежского землячества. Это событие описано в новелле «Натали» в 1942 году, вошедшей в цикл рассказов «Темные аллеи».

При изучении творчества Анны Ахматовой обязательно вспоминаем о ее приезде в 1936 году в наш город. Прибыла она в Воронеж, чтобы поддержать опального поэта Осипа Мандельштама, который отбывал здесь ссылку. Ему посвящено стихотворение “Воронеж “. К уроку были предложены темы исследовательских работ “ Дружба двух поэтов “, “Ахматова и Мандельштам“, ”Воронеж в жизни Анны Ахматовой”

В Воронеже установлен памятник выдающемуся поэту Осипу Мандельштаму, который расположен в парке «Орленок», напротив дома №13 по улице Фридриха Энгельса, где Мандельштам писал знаменитые «Воронежские тетради». Воронеж стал третьим городом России, увековечившим таким образом память опального поэта. Именно здесь, в Воронеже, Осип Эмильевич сказал Анне Андреевне знаменательные слова: «Поэзия – это власть, раз за неё убивают, ей воздают должный почет и уважение, значит, её боятся, значит, она власть…» У каждого ученика на уроках литературы закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее - в нашем настоящем. И задачей учителя является формирование осознанного отношения к ценностям родного края, истории, литературе. Дмитрий Лихачев писал: ’’ Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. ” Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое.

Список использованной литературы

1. Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу. Воронежкая энциклопедия. Центр духовного возрождения Черноземного края. 2006 Воронеж

2. Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. -М. ,1990.

3. Н. Корниенко,Е. Шубина. Андрей Платонов :Воспоминания современников. Материалы биографии. -М. ,1994.

4. Архив газеты’’Вперед’’. 1999.

5. Бунин И. А. О Чехове. Собрание сочинений: в 6томах,т. 6. -М,1996

6. Бунин И. А. Освобождение Толстого. Собрание сочинений:т. 6. -М,1996. стр. 103

7. Акаткин В. Поэт и эпоха. ’’Воронежские тетради’’. О. Мандельштам. стр. 109

8. Акаткин В. ‘’Я с вами до конца. . . ’’. О лирике А. А. Ахматовой. стр. 93-94

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • http://www.school78-vrn.narod.ru/

  • http://www.ucheba.ru/referats/3775.html

  • http://ilibrary.ru/text/1194/p.1/index.html

  • http://bookz.ru/authors/platonov-andrei/aplatonov20.html

  • http://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=100

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ