Методическая разработка урока по внеклассному чтению "Язык и стар, и вечно нов!"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 7 муниципального образования

Лабинский район Краснодарского края



Урок разработан

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Ивановой Натальей Александровной








Цели:

- развивать познавательный интерес к изучению русского языка;

- воспитывать у учащихся любовь к своему языку;

- расширять представление о культуре и истории родного края;

- прививать чувство гордости за свою малую родину;

- обучать грамматике;

- учить работать учащихся со словарями;

- развивать память, мышление, внимание, речь.


Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование;

  2. Толковые словари – 3 шт.;

  3. Конверты со словами;

  4. Листочки, ручки.


Ход урока.

  1. Организация класса.

Учитель: Ребята! Начинаем урок внеклассного чтения. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к приятному общению.

(Звучит спокойная музыка).

Учитель: Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету!

Они слышны и здесь, и там, (Слайд 2)

На улице, и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

II . Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по изучению языка. Ведь не зря эпиграфом к данному уроку служат необыкновенные слова И. С. Тургенева «Берегите язык, наш прекрасный язык, этот клад, это достижение, переданное нашими предшественниками». (слайд 3) Поэтому тема урока «Язык и стар, и вечно нов!». (Слайд 4)

Цели нашего урока: (Слайд 5)

- развитие познавательного интереса к изучению русского языка;

- воспитание любви к своему языку;

- знакомство с культурой и историей родного края;

- привитие чувства гордости за свою малую родину;

- обучение грамматике, работе со словарем;

- развитие памяти, мышления, внимания, речи.

Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, поем, говорим…


Ш. Речевая разминка. Чтение чистоговорки.

Учитель: Чтобы четко и красиво говорить, давайте выполним упражнения для губ, языка.

Кто хочет разговаривать?

Дети: Мы будем разговаривать.

Учитель: Тот должен выговаривать.

Дети: И будем выговаривать. (Слайд 6)

Учитель: Все правильно и внятно.

Дети: Так правильно и внятно.

Учитель:Чтоб было всем понятно.

Дети: Чтоб было всем понятно.


IV. Развитие речи учащихся. Словарная работа. (Слайд 8)

1. Эвристическая беседа.

Учитель: Наш язык богат словами, их много. Они запоминаются постепенно.

Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваши личные словари пополняются двумя – тремя словами.

Ребята, а вы задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые подсчитали, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где же можно найти ответ на возникший вопрос».

Подумайте и ответьте на вопрос - где, по вашему мнению, «хранятся» слова?

(Ответы детей: В специальных книгах, которые называются словарями).

Учитель: Какими словарями вы уже умеете пользоваться?

(Ответы детей: Школьным орфографическим словарем, словарем «Говори правильно»).

Учитель: Верно, ребята! Одни словари помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют наш кругозор, приобщают к культуре.

А есть еще словарь, который помогает людям растолковать значение того или иного слова. Подумайте и скажите - какое бы вы дали название такому словарю?

(Ответы детей).

Учитель: Правильно, ребята. Это - Толковый словарь. Его прямое назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит пример употребления в речи. Существует несколько толковых словарей: школьный толковый словарь, Толковый словарь С.И.Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой Толковый словарь объясняет 120 000 слов, в нем 17 томов.

(Учитель демонстрирует словари).

2.Знакомство со словарной статьей. (Слайд 9)

Учитель: Давайте попробуем самостоятельно объяснить значение слова «КОМПЛИМЕНТ», а потом обратимся за разъяснением к словарю и сравним свои ответы со словарной статьей.

(Ответы детей).

Учитель: А вот о чем рас­сказала словарная статья:

Комплимент — а, м. р. (фр. compliment), похвала, лестные, приятные слова. Сказать кому-нибудь комплимент.

3. Игра «Комплименты». (Слайд 10)

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто при­ходится слышать похвалы в свой адрес?

(Ответы детей).

Учитель: А ведь это очень приятно, правда? И говорить компли­менты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (показываю мягкую игрушку) вместе с комп­лиментом кому-то из ребят.

Принявший комплимент благодарит вас и передает сле­дующему. Комплименты можно говорить о внешности, ха­рактере, способностях и т. д.


V. Работа в группах со словарями. . (Слайд 11)

(У каждой группы в «Толковый словарик русского языка»).

Учитель: Послушайте внимательно задание. Итак, задание для первой группы. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет». Составьте с данным словом распространенное предложение, назовите главные члены предложения.

Задание для второй группы – найдите и дайте объяснение слову «корысть». Составьте с данным словом распространенное предложение, назовите главные члены предложения.

(Дети работают со словарями.)

Дополнительные вопросы для учащихся первой группы:

-Какой человек пользуется авторитетом?

-О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?

Дополнительные вопросы для учащихся второй группы:

-В корыте много ли корысти? Из какого произведения этот пример?

-Кому принадлежат эти слова?

-Какой была старуха? А старик?

(Ответы детей).


VI. Знакомство с фразеологизмами. (Слайд 12, 13, 14)

Учитель: Одним из лучших украшений нашей речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. С одним только словом «НОС» их в языке более десяти. Я думаю, что все они вам очень знакомы: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит и т.д.

Слышали такие выражения? Где? Как вы их понимаете?

(Ответы детей).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 15)


Учитель: Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.

Обратите, пожалуйста, свое внимание на экран и по иллюстрациям – подсказкам узнайте и назовите известные фразеологизмы. Объясните, что они обозначают.








VII. Развитие памяти. Промежуточный контроль знаний. (Слайд 16)

Учитель: Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик:

Поссорились на перемене ребята.

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте – ка свои загадки!

Учитель: О каких загадках спросил дежурный? Кто назовет?

(Ответы детей).

Учитель: Запишите в тетрадь услышанные фразеологизмы, подчеркните в словах известные орфограммы. По окончании работы обменяйтесь тетрадями со своим соседом и поставьте друг другу отметку карандашом.


VIII. Работа с пословицами. Кубановедение. Особенности кубанского говора. (Слайд 18)

  1. Эвристическая беседа.

Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый язык в мире. Одно из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков. В народе говорят: «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли». Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит образцы народных изречений: «Хто присказки старинные знает, тот в жизни много понимае».

У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности. Ведь здесь селились казаки – запорожцы, казаки – линейцы, а потом и крестьяне – переселенцы из центральных губерней России. И каждый из них принес свой фольклор, свой запас пословиц и поговорок. Среди пословиц и поговорок Кубани немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте.

Вот сейчас мы с вами и попробуем к диалектным фразеологизмам подобрать соответствующие им литературные нормы.


2. Работа в парах. (Слайд 19)

(На столах лежат конверты, в которых карточки со словами. Из данных слов надо составить пословицу).

«Байдыки бить». «Где родился, там и пригодился.»

«Хто любэ трудиться, «Бить баклуши».

Тому бэз дила нэ лэжыться».


«Дэ птычка вылупилась, «По Сеньке и шапка».

Туды и носик стоить».


«Якый Сенька, така его и «Кто любит трудиться, тому без

шапка». дела не сидится».


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 21)


IХ. Самостоятельная работа. (Слайд 22)

Учитель: Несмотря на то, что язык существует очень давно, дети и взрослые допускают ошибки в устной и письменной речи.

Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Прочтите внимательно, найдите, где на ваш взгляд, допущены ошибки и запишите правильно.

Проверка работы.

  1. Я одел пальто и пошел гулять. (Правильно – на себя - надел).

  2. Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Правильно – известен всей школе).

  3. У дороги стоял пожилой гриб. (Правильно – старый гриб).

  4. Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Правильно – проиграла из-за …).

  5. Она уверена в свои силы. (Правильно – в своих силах).


Х. Проверка рефлексивной деятельности учащихся в процессе обучения. (Слайд 23)

Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, любите, дорожите и непрерывно изучайте свой родной русский язык!




ХI. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению. (Слайд 24)


  1. Составить и записать предложения, используя данные фразеологизмы:

пешком ходить под стол;

намылить шею;

кот наплакал;

зарубить на носу.

  1. Творческое задание.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ