Методические рекомендации к детскому словотворчеству. «Сказочка под Новый Год»

Сумановская Галия Халиловна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Ханты – Мансийска

Методические рекомендации к детскому словотворчеству.


«Сказочка под Новый Год».


Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко научить детей читать, но еще труднее воспитать увлеченного читателя, способного самостоятельно создавать авторские произведения. Данные рекомендации помогут учителям начальных классов разбудить творческие способности в детях посредством специальных упражнений, направленных на осмысленное творчество.

Рекомендуется для учителей начальных классов, воспитателей старших групп детского сада, а также родителям, не имеющим педагогического образования, но заинтересованным в развитии творческих способностей к сочинительству у детей.


Источником изменений организации образовательного процесса в начальной школе стали новые федеральные государственные образовательные стандарты. Они ориентируют на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника начальной школы, который «доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, отстаивать свою позицию, высказывать своё мнение». Благодатной почвой для «формирования личностных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям», по моему мнению, являются уроки литературного чтения, в которых самой программой заложено обогащение нравственного опыта средствами художественного текста.

Цель уроков литературного чтения - создание условий для осознанного отношения учащихся к процессу познания, включающего в себя формирование и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий, способности к творчеству.

Анализ учебной и внеучебной деятельности учащихся позволил мне выделить некоторые проблемы: не все дети участвуют в дворовых играх, ходят на кружки, живое общение заменяется социальной сетью. Это приводит к отсутствию возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. Несистематическое избирательное чтение приводит к отсутствию интереса к смысловому анализу текстов, слабому развитию коммуникативной компетенции, бедности словаря, низкому качеству чтения, и, как следствие - трудности обучения в школе.

Исходя из анализа ситуации, мои уроки литературного чтения построены так, чтобы формы работы были направлены на создание условий для повышения уровня коммуникативной компетенции, осознанного отношения обучающихся к процессу познания. Я строю работу на уроке так, чтобы совместное обсуждение различных подходов к решению, борьба мнений, столкновение точек зрения приводили к творческому сотрудничеству.

Одним из видов творческого сотрудничества считаю совместное и индивидуальное словотворчество. Для работы была выбран раздел литературного чтения, наиболее близкий детям младшего школьного возраста – сказки.

«Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (словарь С.И. Ожегова). Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

Сказка должна быть такой, чтобы могла завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Сюжет сказки – лишь опора, толчок к самостоятельному творчеству. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности.

Каждая личность - клад фантазии. Я убеждена в том, что у наших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности.

Любая сказка - это чаще всего рассказ об отношениях между людьми.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро, нравственные ценности. Становясь авторами своей сказки, дети создают свой мир справедливости, освобождаются от своих страхов, становятся уверенней.

Начинать сочинять сказки с учащимися можно уже со второго полугодия 1 класса, на уроках чтения. О чём начинать сочинять? О любых окружающих нас вещах.

1.Для начала можно дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Можно предложить ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Затем остановить свой рассказ и предложить ему самому закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами. Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

2.Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из учащихся может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками.

3. Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить ребенка выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: "Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?" Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.). Начало сказки составляется по первой картинке ("Жили-были…"). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: "Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?" Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

4.Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, учитель занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка "собирается" из детских ответов на ваши вопросы: "С чего начнется сказка? Что произойдет дальше? Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?" Свои ответы участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день. Можно продолжить детям сочинение сказочного «сериала».

5. Инсценировка

Предложите детям «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический. Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело).

6. Сказка о конкретном персонаже.

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа..

7. Сказка по заданной теме.

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения. В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

8.Сказка на свободную тему.

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача родителей и учителя - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки. Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.

Литературно-творческая деятельность раскрывает личность каждого ученика. У школьников увеличивается словарный запас, появляется желание узнать значение непонятных слов и употреблять их в речи; речь становится развернутой, осмысленной и эмоциональной; ребята чувствуют себя взрослее.

Предлагаем вашему вниманию результаты проделанной работы – использования данных методических рекомендаций для творчества третьеклассников (сочинение авторской сказки на выбранную тему - «Сказочка под Новый год»).

Сказка про Бельчонка.

Жил - был Бельчонок. Он жил в дупле высокой сосны на самом краю большого природного парка. Дупло было большое, уютное, и в нём помещалась вся беличья семья: мама, папа, братья и сёстры. Жили они дружно и никогда не ссорились, а если и случалось что, то мама и папа быстро наводили порядок. Больше всего на свете Бельчонок любил прыгать по веткам и кидаться шишками. По точности он был чемпион, и ему не было равных во всей округе.

Однажды он долго искал упавшую в кусты кедровую шишку, и заблудился. Целый день бродил он по лесу, перескакивал с ветки на ветку, прислушивался, но знакомых мест не находил. Окончательно измотавшись, он решил передохнуть на толстом суку кедра и, греясь на солнышке, случайно услышал разговор двух старых белок.

- Ну, вот и лето прошло, - сказала одна из них.

- Да уж, если так пойдет, то и до зимы недалеко, - отвечала ей другая.

- Придёт мороз, тогда держись, - прокряхтела первая, - а я ещё дупло не утепляла.

- Ой, и я мороза боюсь,- отозвалась вторая, - побегу, кума, мох, говорят, на краю болота сухой есть…

«Кто такой Мороз? - задумался Бельчонок, - и почему его так боятся даже взрослые? Наверное, так зовут зверя, который ест белок». Он вздрогнул, и ему стало страшно.

Дни шли своей чередой, дорога домой не находилась, а с лесом происходило что-то неладное. С каждым днём становилось всё холодней, временами с неба срывался какой-то странный холодный пух. Бельчонок ловил его своими цепкими лапками, но пух сразу же исчезал. Сначала Бельчонку было весело, а потом надоело. Ветер всё чаще становился ледяным и холодным. Ночью, ёжась от холода, Бельчонок мечтал о своём родном дупле, о тёплом солнышке и семье. И вот как-то поутру он заметил, что рыжая его шерстка стала выпадать, а под ней появилась плотная, серая. «Какой волшебник исполнил моё желание? Я ведь так хотел новую шубку, - подумал Бельчонок. - Может Мороз? Может, он и не зверь вовсе, а волшебник?» Бельчонок устал бояться Мороза, и ему хотелось, чтобы тот оказался волшебником, большим и тёплым, как его папа.

Между тем дни становились короче, а холода становились всё сильнее. Бельчонок стал голодать. Его животик опал, и сил становилось всё меньше. Иногда он горько плакал, и просил у леса хотя бы одну кедровую шишку. Но лес отвечал уханьем совы и скрипом сосен, которые равнодушно покачивались от холодного ветра.

Один раз вечером ему показалось, что небо в одном месте освещено разноцветными огнями. Он со всех лап помчался в ту сторону, и предчувствие его не обмануло. Бельчонок оказался на опушке природного парка, которая выходила на окраину небольшого городка. Всюду висели кормушки, в них было вдоволь орешков, семечек и других, незнакомых до сих пор, лакомств. «Кто развесил эти кормушки? Какой волшебник это сделал?» - думал он, уплетая орехи. Настроение улучшалось.

Неожиданно зазвенели колокольчики, и из леса показалась украшенная разноцветными лентами тройка лошадей, запряженная в сани. В санях сидел человек в красной шубе. К нему подбежали дети и кричали: «Дед Мороз! Дед Мороз!» «Так вот ты, какой Дед Мороз!» - Бельчонок смотрел во все глаза. Тем временем Дед Мороз доставал что-то из мешка и раздавал детям. «Он и детей кормит! Так вот, оказывается, кто кормушки развесил! И шубку мне он же подарил…» - догадался Бельчонок.

Дети кружились вокруг ёлочки с разноцветными лампочками. «Какая большая и дружная семья, - сквозь слёзы подумал бельчонок. - Дед Мороз! - Закричал он изо всех сил, ты всё можешь, помоги найти мою семью!!!» «Ю-ю-ю», - вторило ему лесное эхо.

- Ты чего это раскричался, - услышал он вдруг звонкий весёлый голос позади. Бельчонок обернулся и увидел своего старшего брата. Ура! Братья обнялись, и стали кружить вокруг елочки. «Постой, - сказал Бельчонок, я должен сказать спасибо Деду Морозу, это он меня из беды выручил. Теперь я его не боюсь, ведь это настоящий волшебник!» Скоро к ним радостно присоединилась вся семья. Вот так счастливо новогодним волшебством закончилась эта история.

Автор: Глазырин Алексей, ученик 3 класса.


Как снеговик Снегурочку спасал.

Жил – был Дед Мороз. И был у него помощник снеговик по имени Вик. Он был прилежным и добрым малым: чинил и чистил сани, кормил оленей, сушил валенки Деда Мороза, но всегда мечтал совершить что-нибудь особенное.

Однажды под Новый Год беда случилась: пропала Снегурочка. Никто не знал, куда она подевалась, только заяц видел, как взметнулась снежная пыль, взвыл ветер и сверкнул чей - то холодный взгляд. Что было дальше, никто не знал, но все понимали, что без Снегурочки Деду Морозу идти к детям на елку нескладно да неуютно.

Вот Дед Мороз думал – думал и решил отправить снеговика искать Снегурочку. Вик недолго собирался и в то же утро отправился в путь. По пути разговаривал с белками, ел снежки и насвистывал песенки. Шел он долго, даже устал. Только хотел снеговик пожаловаться на усталость снегирям, что всю дорогу его сопровождали, смотрит – перед ним гора снежная. Пошел снеговик к горе, а вечер наступает темный, волки от холода воют, поземка следы заметает. Страшно стало Вику, но он не отступает, все вперед идет.

Добравшись до середины горы, сел Вик передохнуть, глядит – к нему снежный барс подкрадывается. Говорит тогда снеговик: «Вот ты думаешь, съешь меня и все. А ведь дети без праздника останутся – пропала Снегурочка. Дед Мороз печалится, того гляди, заболеет, растает. Лучше помоги мне Снегурочку сыскать. Да и, честно говоря, я и невкусный вовсе». Прислушался снежный барс и говорит: «Что ж, помогу тебе добраться на вершину горы, может, там кто знает, куда Снегурочка пропала». Поблагодарил снеговик барса и уселся скорее ему на спину. В три прыжка взлетели они на вершину горы. Смотрят – а там пещера волшебная, вся огоньками ледяными переливается. Барс говорит: «Дальше мне нельзя, здесь запретная сторона Повелительницы снегов». И отправился в обратный путь.

А снеговик побрел к пещере. У пещеры он увидел снежного барана с крутыми, как лес, рогами. Баран стоял недвижим, потому что был околдован. Снеговик сразу это понял и ничего другого не придумал, как запеть новогоднюю песенку. Только он допел последний куплет, баран встрепенулся и оковы спали. Баран поблагодарил снеговика. Снеговик рассказал ему о своем поручении, и баран согласился проводить в пещеру снеговика. Он предупредил снеговика, что там ждет его армия живых ледяных глыб и придется сразиться. Снеговик сообразил, что ему тоже нужна своя армия. Не покладая рук, всю ночь, Вик лепил новых снеговиков. Утром он со своей новоиспеченной армией отправился в пещеру спасать Снегурочку. Снеговик оказался хорошим генералом и к вечеру разбил всю армию ледяных глыб. Ворвавшись в пещеру, он поспешил в ледяной зал. Каково же было его удивление, когда он увидел, что Снегурочка и Повелительница снегов мирно беседуют и кушают мороженое! Обаяние Снегурочки растопило ледяное сердце Повелительницы снегов и она подружилась со Снегурочкой. Как рад был Снеговик такому событию! Но надо было спешить - до Нового Года остались считаные часы. Повелительница снегов усадила их в роскошные сани и мигом отвезла назад, к Деду Морозу. Новый Год наступил весело, потому что Дед Мороз и Снегурочка поздравили всех и подарили подарки. Больше всех радовался Снеговик, потому что он был счастлив: его мечта сбылась.


Бронза Аркадий, ученик 3 класса.


Путешествие Конфетки и Шарика.


Однажды в новогоднюю ночь случилась вот какая история.

Под Новый Год елка блестела и сияла новыми игрушками. Все они были необычны, но самыми нарядными были Конфетка и Шарик. Конфетка была в золотистой обертке с ярко малиновыми полосками, а шарик ярко-синего цвета с аккуратными серебристыми снежинками. Они смотрели друг на друга и тихо звенели от радости, задевая пушистые иголочки.

Ночью, когда все легли спать, на красивой, зеленой елке две игрушки - Конфетка и Шарик - завели тихую беседу. Игрушки разговаривали о ярком, веселом празднике, фейерверках и подарках, и конечно, о Дедушке Морозе, потому что они очень хотели побывать у него в гостях. Они слышали от других игрушек рассказы о Дедушке Морозе и знали, что он живет в большом, красивом, расписном тереме.

Конфетка и Шарик разговаривали недолго. Они почувствовали, что нитка, на которой они висели, начала рваться под тяжестью их двоих. Накануне, когда дети наряжали елку, не хватило ниток, и они повесили две игрушки на одну ниточку. Игрушки упали на пол, но при падении не разбились, потому что крепко держались за руки, и покатились прямо к двери.

Там, поеживаясь от холода и страха, они пролежали до утра. Дни зимой короткие, и было совсем темно, когда в дверь постучали. Это пришли гости к детям. Хозяин открыл дверь, раздался звонкий смех детворы, а игрушки незаметно выкатились на улицу и остановились. Теперь их судьба была в руках ветра. И, хотя у ветра нет рук, он покатил их по улице навстречу приключениям. Много прошло времени, пока ветер успокоился и притих, и испуганные игрушки наконец – то смогли открыть зажмуренные глаза. Каково же было их удивление, когда они увидели, что лежат у порога прекрасного терема Деда Мороза, а терем был еще замечательнее, чем о нем рассказывали.

Вскоре на пороге появился сам Дедушка Мороз. Он увидел игрушки и спросил, откуда они. Конфетка с Шариком рассказали ему свою историю. Дед Мороз как раз собирался в путь. «Он вернет нас обратно на елку!», - обрадовались игрушки. Дед Мороз положил их в свой большой карман и понесся на великолепных санях по городам и селам, чтобы творить чудеса и дарить подарки. Путь был долгим, и Конфетка очень переживала, что они не успеют до Нового года вернуться домой на родную елку, но Шарик ее подбадривал и рассказывал разные смешные истории.

Игрушки так устали от дороги, что незаметно уснули в кармане Деда Мороза.

Дед Мороз положил подарки под елку, сверкавшую разноцветными огнями, и вернул игрушки на ту же самую веточку. Он верил, что проснувшись, игрушки своим тихим светом и сиянием будут напоминать людям, что мечты сбываются.


Балакина Ирина, ученица 3 класса.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ