Модель урока А. П. Чехова «Хамелеон» Тема: А. П. Чехов: Хамелеонство в рассказе и жизни
Модель урока А. П. Чехова «Хамелеон».
Тема: А. П. Чехов: Хамелеонство в рассказе и жизни.
Цели:- определить идею рассказа,
- выделить юмор и сатиру,
- умение анализировать художественные образы,
- умение выделять элементы сюжета и композиции,
- умение обосновывать свою точку зрения,
- умение распознавать людей, отличая достоинства от подлости.
А. П. Чехов
рассказ «Хамелеон»
Юмор и сатира в рассказе «Хамелеон»
Рассказ об авторе - обличение негативных
А. П. Чехов – мастер сатиры явлений действительности
краткий пересказ «Хамелеон» словарная работа – хамелеон
сопоставительный анализ сатирическое и комическое
главных героев рассказа в прозе
Очумелов – Хрюкин
Цели этапа
Методические приемы, деятельность ученика, учителя
Средства
Выводы
мировоззренческие
умения, навыки
1. Познакомить учащихся с особенностями творчества Чехова на основе его рассказов.
1. репродуктивная беседа:
- что знаете о Чехове?
- какие произведения читали?
- посмотрите на Чехова, что вы о нем можете сказать?
2. рассказ учителя:
Чехов по образованию – доктор. Начинал как А. Чехонте. Прославился своими маленькими произведениями. Его профессия помогла разглядеть русскую жизнь. Смех – лучшее лекарство. Давайте обратимся к рассказу «Хамелеон»
портрет Чехова
А.П. Чехов – известный русский писатель 19 в., который вошел в литературу своими юмористическими рассказами, высмеивающими человеческие пороки.
- умение слушать
- умение охарактеризовать автора по портрету
2. Определить уровень восприятия текста. Обосновать путь разбора.
1. беседа репродуктивная с цитированием:
- какое основное чувство возникло после прочтения рассказа?
- что смешного в рассказе? (пересказ, зачитать)
2. краткий пересказ:
- восстановите цепочку событий,
- коротко о сюжете
текст рассказа
Рассказ построен на комической ситуации. Сюжет построен на диалоге.
- умение высказывать свою точку зрения
- умение цитировать
3. Определить особенности изображения главных героев в рассказе.
1. аналитическая беседа:
- определить главных героев рассказа.
- что по фамилии можно сказать о героях?
2. слово учителя:
- понятие «говорящая фамилия» - это художественное средство выражения авторской позиции по отношению к герою. Этот прием используют многие писатели 18 века.
3. анализ образов:
- что подчеркивает Чехов в портрете Очумелова?
- какова роль этого героя? (его реплики)
- сколько раз снимает и одевает шинель?
- давайте посмотрим на Хрюкина: виноват ли он, что его укусила собака?
- как к ним относится толпа?
4. чтение по ролям:
показать характер героев.
текст
иллюстрации
словарь
При обрисовке главных героев Чехов использует говорящие фамилии, художественные детали, диалог. Высмеивает человеческие качества в этом рассказе.
- умение характеризовать героев
- умение сопоставить
- умение определить авторское отношение
- цитировать
4. Определить жанр произведения.
1. репродуктивная беседа:
- что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.
Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Признаки рассказа:
1) повествовательность; 2) небольшой объём;
3) небольшое количество героев;
4) описание одного события, эпизода
- умение определять жанр произведения
5. Словарная работа.
ЮМОР- 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором.
САТ’ИРА, -ы, ж.
1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
2. Обличающее, бичующее осмеяние.
прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль.
- сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.
ХАМЕЛЕОН, -а, м.
1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.
2. перен. Человек, к-рый, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии (неодобр.).
прил. ~овый, -ая, -ое (к 1 знач.) и ~ский, -ая, -ое (ко 2 знач.).
- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.
Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.
- умение работать со словарными словами
- умение сопоставлять
Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ