Научно-исследовательская статья "Методика работы над выразительностью младших школьников"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г.Гулькевичи

муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края





Научно-исследовательская статья











Учитель начальных классов

Фёдорова М.П.













2014 г.





Психолого-педагогические основы развития навыков чтения в начальных классах

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Работа над совершенствованием навыка чтения в современной школе является составной частью работы с текстом. Массовое обследование состояния чтения учащихся, достижения современной психологии и лингвистики дают возможность уточнить некоторые вопросы теории и методики чтения.

При обучении в массовой школе доминирующее значение нередко приобретает эмпирическое мышление школьников; поэтому случаи обобщения с места (т.е. теоретического обобщения) наблюдаются чаще всего у способных школьников, умеющих „принимать" от учителя или даже составлять самостоятельно учебную задачу и умеющих решать ее посредством анализа. Вместе с тем необходимо отметить, что при организации в школе процесса усвоения в форме развернутой и полноценной учебной деятельности, важнейшим компонентом которой служит учебная задача, у большинства детей будут развиваться аналитические средства ее решения на основе обобщения, носящего теоретический характер.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений: правильно передается слового-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускаются пропуски и перестановки слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: „И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку.").

За выполнением основных требований правильности чтения учитель следит уже с I класса. Снисходительное отношение учителя к недостаткам в чтении детей в первоначальный период обучения может привести к тому, что в их чтении на долгое время останутся такие недочеты, как замена одного звука или слога другим, проглатывание слогов и окончаний, а иногда и „рубленое" чтение. Уже с I класса надо добиваться правильного литературного произношения при плавном чтении.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т.е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено; б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности четкость заданий); г) предварительное чтение текста про себя; д) систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных способностей; г) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу II класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу III класса -65-75 слов, к концу IV - 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т.п.), а также правильность и сознательность чтения.

В методической литературе существуют разные точки зрения на скоростные параметры навыка чтения. В программе начальной школы определено требование к уровню сформированности навыка чтения.



2 класс

3 класс

4 класс

3. Требование к уровню сформированное™ навыка чтения

Сознательное, правильное

Правильное, сознательное,

Беглое, сознательное,

и выразительное чтение

достаточно беглое и

правильное,

целыми словами. Темп

выразительное чтение

выразительное чтение

чтения незнакомого текста

целыми словами.

с соблюдением

не меньше 50 слов в

Соотнесение интонации

основных норм

минуту.

(темпа, логических

литературного


ударений, пауз, тона

произношения.


чтения) с содержанием

Осознанное чтение


читаемого текста. Темп

про себя любого по


чтения - 70-75 слов в

объему и жанру


минуту.

текста. Темп чтения -



не меньше 100 слов в



минуту.



Самостоятельная



подготовка к



выразительному



чтению.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текстов в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т.д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. В свою очередь это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. Такая трактовка сознательности чтения является в методике традиционной.

Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того, чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Таким образом, важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения (если ученик читает вслух) и по ответам на вопросы. Сознательность и выразительность взаимообусловливают друг друга, но они не тождественны.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать - это значит, как справедливо пишет Л.А. Горбушина, найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшее из которых - ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным „зарядом", а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом.

Было бы неверным представлять себе, что обучение выразительному чтению - это заключительная часть работы над произведением. Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве.

Направленное вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как учащиеся поставлены перед необходимостью внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние действующих лиц, их особенностей.

Необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования этого навыка у учащихся.

Становление и развитие у младших школьников умения читать выразительно достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает обучение детей говорению, письму, чтению, одним словом, видам речевой деятельности.

Лингвометодические особенности методики чтения

С точки зрения лингвистов выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Их взаимоотношение показано на схеме.

Устная форма








создание

(продукция)

восприятие

(репродукция)















письменная форма

Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительным их восприятием. Буквы используются в качестве общепринятых знаков (шифра, кода), посредством которых в одних случаях (при письме) записываются (кодируются, шифруются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении) эти формы восстанавливают, воспроизводят, декодируют. Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук-фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак-буква.

В процессе чтения сначала надо произвести с подобными общеустановленными знаками определенные операции (увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук она обозначает и т.д.), а затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключительное в ней содержание. Читать можно не иначе, как только специально этому научившись.

Ключ к успеху в обучении - это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Отступления от норм литературного языка, нарушение принципа коммуникативной целесообразности порождают в речи учащихся ошибки и недочеты. Этот «отрицательный языковой материал», роль которого, по мнению Л.В. Щербы, «громадна и до сих пор еще не оценена в языкознании», представляет большой интерес и для методики. По нему можно судить о том, какими нормами литературного языка еще не овладел ученик, какие отступления от качеств хорошей литературной речи он допускает. Знать это учителю необходимо для того, чтобы правильно спланировать работу по развитию речи учащегося.

Нельзя забывать, что развитие речи учащегося - это в конечном счете главная, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.

В начальных классах на уроках чтения читаются научно — познавательные и художественные произведения. Поэтому процесс осознания связан с разными видами мышления - понятийным и образным, с процессами восприятия, воображения, эмоциональной сферой, памятью, волевыми усилиями ребенка.

К началу учебного года в I класс приходят дети с различным уровнем подготовки: знающие отдельные буквы, читающие неправильно (побуквенно), читающие слогами и нечитающие.

У основной массы учащихся к концу года завершается переход на чтение целыми словами. Трудные слова, содержащие свыше четырех слогов, или незнакомые, трудные по смыслу, читаются по слогам. Такое чтение наблюдается примерно у 80% учащихся - семилеток. Учащиеся с замедленным темпом развития остаются в слого-аналитической ступени.

Во II классе к концу первого полугодия практически все дети читают целыми словами. Процент чистого слогового чтения к концу года снижается от 10 до 4-5%, хотя еще имеет место „смешанное" чтение - словами и слогами.

Чтение „про себя" начинает отрабатываться только после овладения чтением целыми словами, т.е. во II классе.

В III классе появляется интонационная связь между предложениями, т.е. то, что психологи называют чтением контекста. Чистое слоговое чтение остается у отдельных учащихся с замедленным развитием. Однако у 15-17% учащихся замечены элементы слогового чтения.

В III классе закладывается основа контекстного чтения. Этот факт подтверждается данными, полученными в результате проверки программ трехлетнего обучения в одних и тех же школах экспериментальных районов, и массовыми данными.

В IV классе учащиеся переходят на синтетическое чтение (этап возникновения и становления целостной структуры действия).

Государственная программа для 1-4 классов начальной школы ставит задачу литературного образования младших школьников. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях -формирование и совершенствование навыков чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста. Данные задачи решаются на уроках классного чтения.

При обучении чтению важно соблюдать главное условие - регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано ежедневное проведение уроков чтения в начальных классах. Воспитательные возможности уроков чтения, как правило, определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. К.Д. Ушинский по этому поводу писал „На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико: то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении". В то же время урок чтения не может быть изолирован от общей системы школьного воспитания. Он должен взаимодействовать с уроками других предметов - русским языком, природоведением, музыкой, ИЗО; полученные на чтение знания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий. Урок чтения, как любой другой урок по родному языку, в первую очередь должен задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду. В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов - слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока.

Осуществление задач, стоящих перед чтением, происходит на уроках чтения и развития речи. Каждый урок является новой ступенью в развитии познавательных способностей учащихся, поднимает уровень знаний и навыков, обогащает личность ребенка новыми эмоциями, укрепляет социальные и этические убеждения.

Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обязательными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает собой конкретный замысел учителя, учитывает психологические особенности детей, с другой стороны, ему присущи гибкость и подвижность структурных элементов, потому что он пронизан импровизацией учителя, чутко реагирующего на читательские высказывания и предложенные версии прочитанного текста.

В обобщенной формулировке путь работы над произведением выглядит следующим образом: первичный синтез — анализ — вторичный синтез. В соответствии с указанным направлением выделяются три основных этапа работы над художественным произведением.

Первый этап (первичный синтез). Основные задачи: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения.

Второй этап (анализ). Задачи и содержание работы: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета; выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступили и как это их характеризует), раскрытие композиции произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка), анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценка мотивов поведения героев (что изобразил и как, почему выбрал те или иные факты) и т.п.

Третий этап (вторичный синтез). Содержание работы: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

При обучении чтению учитель должен соблюдать главное условие -регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать навык выразительного, орфоэпически правильного чтения. При этом, чем лучше будет осведомлен учитель об особенностях формирования и совершенствования выразительности чтения, тем с большим мастерством и результативностью он сможет проводить свои занятия по обучению детей чтению.

Выразительное чтение, как высшая степень качества чтения

Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают даже на самых маленьких ребят глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.Как донести до ребят содержание художественных произведений нашей богатейшей литературы и народной поэзии? Прежде всего через восприятие детьми звучащей речи.

Под выразительным чтением в школе понимают устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы. Признаки В.ч.:1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски - радостную и грустную, восторженную и ироническую и пр. Образцом В.ч. служит профессиональное художественное чтение, которое отличается от школьного В.ч. степенью глубины, полноты и яркости передачи идейного содержания и образов произведения. Методические средства развития В.ч. у учащихся: анализ содержания и образов, подготовка к В.ч.,; слушание образцового чтения, особенно - одного произведения разными чтецами, анализ этого чтения; различные формы исценирования: от чтения по ролям - до подготовки спектакля; составление «партитур» предстоящего чтения; подготовка «словесного действия» (по К.С. Станиславскому); конкурсы на лучшего чтеца, литературные утренники и вечера, концерты.

Обучение школьников выразительному чтению строится с учетам законов художественного чтения-искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями учащихся и программой, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Художественное чтение как исполнительское искусство требует проникновения в смысл произведения и воплощения этого произведения в звучащем слове.

Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Основой выразительного чтения учащихся служит тренировка их речевого аппарата, развитие дикции, а также изучение закономерностей русского произношения, ударения и интонации. Работе над выразительностью чтения предшествует в добукварный и в букварный периоды работа над выразительностью речи; в дальнейшем она идет попутно с работой над выразительностью чтения.

Подготовительный этап в овладении навыками выразительного чтения и рассказывания - сообщение сведений о технике речи и литературном произношении. Термином техника речи обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, понимание. Техника речи не является средством ее выразительности. Она необходима для подготовки речевого аппарата к интонационно правильному, выразительному чтению и рассказыванию. Словесное ударение и правила орфоэпии являются условием овладения навыками выразительного чтения и литературного произношения. Преподаватель организует эту работу с учетом уровня речевой подготовки учащихся. При высоком уровне речевой подготовки педагог большую часть времени уделяет занятиям по интонационной выразительности речи.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой окраской (тембром). Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

  1. выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п., иначе
    говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

  2. разметка текста; проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

3) упражнения в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать отношение автора к изображенным событиям и действующим лицам).

Многие методисты рекомендуют каждое занятие по выразительному чтению начинать с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. „Начнем с простейшего- с звуков, - предлагала она. - Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи".

В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8—10 минут. Начинать обучение следует с постановки дыхания.

Г.В. Артоболевский утверждает следующее: «Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и целесообразному использованию его.

Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, а во-вторых — в своевременном и незаметном пополнении запаса его (на паузах)».

Фонационное дыхание отличается от физиологического необходимостью экономно расходовать воздух и своевременно его добирать. Звук образуется на выдохе, поэтому для речи нужно иметь запас воздуха. Ученые различают четыре типа фонационного дыхания: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Последний тип является оптимальным для осуществления речевого акта.

Правильное дыхание — это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное!), незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:!) вдыхать глубоко носом и ртом; 2) вдыхать бесшумно (незаметно); 3) не перебирать дыхания при вдохе; 4) пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!); 5) не задерживать дыхания в паузах; 6) не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.

Добавим, что при таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперед, стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма (грудобрюшная перегородка) опускается, плечи не поднимаются.

Для развития диафрагмально-реберного дыхания существует ряд специальных упражнений. Вот некоторые из них.

1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую — на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

И.п.2 то же. На счет 1—2 (про себя) — глубокий вдох, на счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на выдохе.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употребленное слово, например, увидев ребенка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произносите:

«Хоро-ош!» (С протяжным звуком о-о и понижением голоса ). Сказанное слово выражает порицание, а не одобрение. Предложение «Гроза надвигается» может быть произнесено с опасением, тревогой, ужасом или радостью, равнодушием, спокойствием и т.д., в зависимости от ситуации речи или намерения говорящего.

Что же такое интонация? Под интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи. В любом высказывании или части его (предложении) можно различить следующие компоненты:

силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;

направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);

тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску) речи.

Ударение — это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. В тексте следует подчеркнуть характерные особенности необъяснимо странной погоды. В первом предложении и намечается эта тема: выдвигается слово погода, как важное по смыслу, «ключевое» в данном контексте слово. В этом предложении фразовое и логическое ударения падают на одно и то же слово, но по силе выдвижения его на первый план оно звучит сравнительно динамичнее, превалирует над другими. Далее образная картина как бы дорисовывается: небо затягивалось облаками, и начинал моросить теплый дождь, шептался с тихим прибоем. Выделяются «опорные», «ключевые» слова, важные в процессе речи-мысли. Они-то и характерны, существенны в данной ситуации высказывания, так как создают настроение тишины, странной приглушенности переживаний, для которых описываемая картина является фоном.

К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении: «В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»

В предложении, взятом вне контекста (если, конечно, это не пословица и не фразеологизм), почти на каждом слове можно поставить логическое ударение. Понаблюдайте над изменением смысла высказывания в предложении: Брат переехал в новый город. Ставьте поочередно логическое ударение на каждом слове, получится каждый раз новый смысл. Поэтому удобнее всего определять логическое ударение в контексте, учитывая замысел и ситуацию высказывания.

В практике определения логического ударения установилось нечто вроде правил.

1. Нераспространенное предложение чаще всего имеет ударение на сказуемом: Осень наступила. В инверсированном предложении ударение переходит на подлежащее: Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты.

  1. Вводя новое понятие в высказывание, выделяют его логическим ударением, чтобы привлечь к нему внимание.

  2. Логические ударения падают на слова противопоставляемые: Еще вчера морозило, а нынче оттепель. Это наблюдается в контекстной речи, если даже слово в данном предложении не упоминается: Нет, это мы виноваты (т.е. никто из тех, кого в разговоре в чем-то обвиняют).

  3. Логическое ударение падает на каждое из перечисляемых слов в предложениях с однородными членами: Все беленький, желтенький, бледно-лиловый да изредка красный цветок.

  4. При сочетании двух существительных, отвечающих на вопрос чей? кого? чего? ударение падает на существительное в родительном падеже: Чьи это слова? Это нашего воспитателя слова.

  5. При объединении авторских слов с прямой речью действующего лица ударение падает на важное по смыслу слово действующего лица, с авторских слов ударение «снимается», эти слова произносятся бегло:— Ну, старуха,говорит мужик,— какой воротник привез я тебе на шубу!

Для укрепления органов произношения и выработки четкой и ясной дикции используются скороговорки, чтение слогов с трудными сочетаниями звуков. Если у учащихся не исчезли дефекты произношения, проводятся специальные упражнения индивидуального характера.

Работа над силой голоса тесно связана с выработкой навыка правильного дыхания. Ее надо начинать в букварный период, добиваясь нормального звучания голоса в классной обстановке при всех высказываниях ученика и при чтении.

Литературное произношение является одним из требований к выразительности речи. Всякое нарушение чтецом норм орфоэпии мешает восприятию содержания, отвлекает слушателей, нарушает благозвучие произведения, ослабляет его эстетическое воздействие. Поэтому нужна не только повседневная работа по усвоению учащимися орфоэпических норм, но требуется и специальный показ, как правильно произнести то или другое слово из данного текста (во время словарных объяснений, во вводном слове учителя, при повторном чтении, при пересказе).

Чтение учителя для детей должно быть образцом, которому дети стремятся подражать, т.е. равняются на чтение учителя. Прекрасно поступают учителя не только выразительно читая детям вслух то, что дети после того будут читать сами, но и приучая детей внимательно слушать выразительное чтение, а затем анализировать его. И анализ этот может проводиться как в целом, так и небольших отрывках.

При работе для образования навыка выразительного чтения возможна коллективная декларация. Например, обсуждение небольшого стихотворения с целью составления „нот" выразительного чтения, т.е. специальных пометок по тексту, указывающих место пауз, ударений, изменение силы голоса. Такие „ноты" обеспечат согласованное чтение. Предварительный анализ содержания дает возможность каждому активно участвовать в решении вопросов: какие строки нужно читать хором, какие слова выделить для отдельного голоса; чей голос больше подойдет для данной строчки, а также, что мы хотим выразить при чтении этого отрывка и какими средствами это лучше сделать? При этом возникает потребность сделать в тексте пометки об обязательных для всех чтецов паузах, ударениях. Ударное слово подчеркивается, паузы различной длительности помечаются знаками: |, ||. Для резко восходящей или спадающей интонации потребляются надстрочные стрелки. Можно делать и словесные пометки „громче", „замедляя" и т.п. Очень велико воспитательное значение коллективной декларации, так как подготовка и исполнение ее, углубляя переживания учащихся, связанные с художественным произведением, в то же время усиливают в каждом чтеце чувство коллектива.

Выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством можно только в том случае, если учитель будет на любом уроке обращать внимание учащихся на выразительность их речи и чтения. Многое здесь дает и собственный пример педагога, который должен следить не только за содержательностью своей речи, но и за красотой, силой и музыкальностью звучания своего голоса.

Таким образом, чтение - это базовый элемент включения человека современную цивилизацию. Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом деятельности школьников любого возраста.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ