Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича» 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Давликеевская основная общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по литературе
в 9 классе
Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Баева Гульнара Исламовна
с. Давликеево
2012
Тема:
Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».
Цель:
разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся; помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина в сравнении с Муса Салиховым; формировать умение анализировать произведение в «диалогах культур»; развивать коммуникативную культуру обучающихся.
Задачи:
Образовательная:
создать целостную картину произведения как миропонимания;
развить умение работать с текстом художественного произведения в сравнении с другим произведением родного языка.
Развивающая:
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
выработка личностного отношения к изучаемому произведению;
развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.
Воспитательная:
развитие культуры ведения дискуссии;
способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
Роман М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени", роман З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».
Толковый словарь
Рабочие тетради
Портреты писателей: М.Ю.Лермонтова и З.Бигиева.
Фотовыставка
Методы и приемы:
Мотивация к устному высказыванию.
Групповая работа.
Проверка знаний и умений учащихся.
Приемы умственной деятельности учащихся:
анализ текста литературного произведения;
создание проблемной ситуации;
работа с противоречием;
построение причинно-следственных связей;
обобщение причин;
выявление значения событий;
обоснование своих выводов фактами;
Ход урока
№
Мероприятие
Задание
1.
Вступительное слово учителя:
Ученики, мы с вами в ходе уроков познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Чтобы понять и открыть сущность характера Печорина предлагаю вам вспомнить из татарской литературы роман З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».
Попробуем через сравнение героев открыть Печорина, как социально-психологический образ. Предлагаю провести параллели между двумя произведениями для раскрытия причины смерти Бэлы и Зулейхи.
Кто является вспомогательным героем в обоих произведениях, какова их роль?
Давайте вместе вспомним основные моменты жизни каждого главного героя в обоих произведениях.
(Беседа с учащимися по отдельным эпизодам произведения)
Запись на доске
1. Печорин и Муса Салихов, как социально-психологические образы.
2. Причина смерти Бэлы и Зулейхи.
3. Казбич, Грушницкий и Габденнасыйр, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.
Работа над текстом
Анализ отдельных эпизодов из текста
2.
Вопрос:
Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным?
Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?
Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?
Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам?
В чем заключается сходства образов Печорина и Муса Салихова ?
Найдите в тексте описание портрета Печорина и Муса Салихова, сравните оба портрета.
Все: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры); убит Грушницкий.
Рассуждения учащихся
Печорин и Муса Салихов в произведениях раскрываются, как безжалостные эгоисты, по вине которых погибают женщины.
У обоих героев одинаковые духовные ценности, психологические портреты.
Работа над текстом.
3.
Вывод:
Получается, что Печорин - герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей?
А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы:
Мы "оправдали" его отношение к М.М:(не друг)
Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель).
Поняли его желание подчинять себе других, более слабых людей.
4.
Вопрос:
Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина?
Что поможет?
Ответ:
Композиция
Особенности композиции.
Ответы учащихся
5.
Слово учителя:
Раскройте причины смерти Бэлы и Зулейхи.
- Равнодушие и эгоизм, целеустремленность Печорина, Мусы Салихова.
- Любовь Бэлы и Зулейхи.
- У Печорина возникает азарт завоевания женщины, а у Мусы Салихова азарт к деньгам.
6.
Давайте попытаемся раскрыть образы Казбича, Грушницкого и Габденнасыйра, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.
Дается сравнительная характеристика героям.
7.
Вспомните, слова " назначение", " предопределение", " судьба" встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки?
Распечатанные выдержки текста
8.
Ответим на этот вопрос:
"Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?"
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Деление учащихся на группы
Работа в группах
9.
Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты
Работа в группах:
1. (за судьбу) Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила.
2.(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность
будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет.
10
Пленарная часть с фиксацией на доске.
Выступление учащихся
Высказывание аргументов
11.
Вопрос:
И так, обобщим сходства героев, поднятые проблемы в обоих произведениях.
Ответы учащихся.
12.
Вывод:
Печорин – герой эпохи, портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
13.
Домашнее задание:
Написать сочинение по теме «Психологический портрет» Печорина»
Список использованной литературы
1. Бигиев З. «Тысячи, или Красавица Хадича» - К.: «Тат. книг. изд.», 2009.
2.Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»- М.: «Дрофа»,1997.
3.Русская литература в 9 классе татарской школы - К.: «Магариф», 2009
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ