РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» 11 класс
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко»
Каменского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Руководитель
______ М.И.Лазаренко
Протокол № ____ от _____
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_____ В.Т.Болотина
«Утверждаю»:
Директор МКОУ
«Каменская СОШ № 1 с УИОП»
_______ Е.В.Коденцева
Приказ № ____ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ»
11 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Суязова Ирина Анатольевна
п.г.т. Каменка, 2014
ДЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИВЫЧКА ГОВОРИТЬ “ДУРНО”, НЕВРАЗУМИТЕЛЬНО И НЕУМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ХОРОШО СЧИТАЕТСЯ НЕПРИЛИЧИЕМ
А.П.Чехов
ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я ТЕБЯ УВИДЕЛ
Сократ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Культура речи — отражение души» рассчитан на 17 часов учебного времени (одно полугодие) XI класса, но может быть освоен и учащимися IX-X классов, которые проявляют интерес к изучению русского языка, а также теми, кто хочет усовершенствовать свои знания по этому предмету. Необходим он также тем, у кого имеются проблемы с речевой культурой.
Элективный курс «Культура речи — отражение души» знакомит учащихся с понятием «культура речи», рассматривает различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический)
Главная цель:
вооружение учащихся не столько знаниями, сколько способами овладения ими: обучение выпускников учиться самостоятельно.
Цели:
- формирование навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка;
- подготовка школьников к осознанному выбору направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьеры;
-углубление и развитие знаний в области культуры речи.
Задачи:
- познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами;
- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
- изложить основы ораторского искусства;
- провести профилактику нарушений норм литературного языка;
- устранить грубые ошибки в произношении и словоупотреблении, преодолеть провинциальный акцент;
- помочь учащимся в овладении устной речью;
- познакомить с правилами речевого этикета, с профессиями, для которых понятие этикета связано с выполнением функциональных обязанностей (журналист, телеведущий, менеджер, учитель, дипломат, работник сферы обслуживания, библиотекарь, артист)
В практической работе используются следующие методы и приёмы:
наблюдение,
исследование,
редактирование и рецензирование творческих работ учеников;
написание сочинений на лингвистическую тему;
тестирование
лингвистический эксперимент
Новизна и актуальность элективного курса
Концептуальная новизна элективного курса состоит в том, что в ходе работы решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Формируя ключевые компетенции, учитель выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить. Поэтому занятия строятся таким образом, чтобы у думающего ученика не возникало безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Вот почему не вызывает сомнения актуальность элективного курса.
Отличительные особенности данной программы
Элективный курс отличается практической направленностью: в каждый раздел включены упражнения различного характера, выполнение которых позволит закрепить теоретические знания, развить мгновенную зоркость и получить навыки по культуре речи.
Данный курс является и подспорьем учащимся, желающим проверить свое владение нормами русского языка.
Выделенные в элективном курсе разделы завершаются вопросами для самоконтроля по теоретическому материалу, приложением и списком дополнительной литературы как для учащихся, так и для учителей.
Приложение № 1 включает в себя дидактический материал к каждому занятию элективного курса.
Приложение № 2 содержит краткий орфоэпический словарь и словарь паронимов.
В приложении № 3 даны таблицы-справочники «Трудные случаи образования форм имён существительных» («Категория рода имен существительных иностранного происхождения», «Именительный падеж множественного числа имен существительных», «Род имен существительных. Окончания существительных мн.ч. Р.п.», «Вариативность падежных окончаний у имени существительного»), «Стилистическое использование форм частей речи», «Трудные случаи управления», «Особые случаи согласования сказуемого с подлежащим», аннотированный список лингвистических словарей и справочников.
Важную роль при завершении элективного курса играют индивидуальные и групповые консультации для учащихся, малые олимпиады, конференции и другие формы активизации познавательной деятельности учащихся. Полученные при изучении данного элективного курса практические умения и навыки пригодятся школьникам при новой форме итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ), к которой необходимо готовиться заранее.
Элективный курс является мощным стимулом для работы учащихся со справочной литературой, различными типами словарей. Общеобразовательная программа по русскому языку хотя и включает материал по развитию речи, но не предполагает специальное изучение норм современного русского литературного языка. Поэтому данный элективный курс расширяет программный материал. Содержание и направленность курса обеспечивают ее преемственность с курсом русского языка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты можно представить в виде систематизированных, углублённых знаний по развитию связной речи, сформированных умений. Самое главное, что эти приобретённые знания и полученные умения позволят выпускнику быть востребованным на рынке труда, потому что его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной ), от умения эффективно общаться, от знаний приемов речевого воздействия, убеждения. Кроме этого, школьники смогут выпускники успешно сдать ЕГЭ (ГИА).
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.
2. Овладение умениями:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
иформационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
3. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и профессиональному самоопределению.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Введение в элективный курс. Характеристика понятия «культура речи». Проблема речи. Ее актуальность. Проблема демократизации русского литературного языка. Процессы, характеризующие речь. Процесс вульгаризации. Речь-характеристика человека.
Язык – знаковая система. Единицы языка (звук, морфема, фразеологическая единица, свободное словосочетание, предложение, текст). Уровни языка (фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический). Два типа знаков: естественные и искусственные. Информационные (коммуникативные)знаки. Полифункциональность языка. Три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативный аспект культуры речи. Понятие о языковой норме. Характерные особенности нормы литературного языка. Историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление.
Акцентологические и орфоэпические нормы. Орфоэпия. Основные правила литературного произношения. Произношение согласных. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Акцентология. Свободное, разноместное, подвижное и неподвижное ударение. Вариативность ударений. Орфоэпический словарь русского языка. Нормативные пометы. Средства звуковой выразительности.
Лексические нормы. Нарушение лексических норм. Паронимы. Толковые словари русского языка, словари синонимов, антонимов и работа с ними. Употребление синонимов, паронимов, антонимов, многозначных слов. Лексические средства выразительности. Лексика нейтральная (общеупотребительная). Стилистическая характеристика слова. Лексические средства выразительности.
Морфологические нормы. Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением рода имен существительных, с употреблением грамматических форм имен прилагательных, числительных, местоимений, различных форм глаголов. Употребление предлогов. Изобразительно-выразительные возможности морфологии.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Трудные случаи управления. Построение предложении с однородными членами. Предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. Синтаксические средства художественной выразительности.
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Этикет. Речевой этикет и ситуация, в которой происходит общение. Национальная специфика речевого этикета. Формулы знакомства, приветствия, общения. Выражение благодарности. Замечание, предупреждение, согласие, разрешение, отказ, комплимент. Обращение. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание раздела. Тема.
Общее количество часов
Число практ. работ
Приме-чание
Введение в элективный курс. Характеристика понятия «культура речи».Проблема речи. Процессы, характеризующие речь.
1
Язык – знаковая система. Уровни языка. Единицы языка (звук, морфема, слово, фразеологическая единица, свободное словосочетание, предложение, текст). Понятие о языковой норме.
1
Акцентологические и орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Основные правила литературного произношения. Средства звуковой выразительности.
2
1
Лексические нормы современного русского языка и их нарушение. Лексика нейтральная (общеупотребительная). Стилистическая характеристика слова. Работа со словарем паронимов, словарем-минимумом современных заимствований, кратким словарем и антонимов Лексические средства выразительности.
3
3
Морфологические нормы. Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением рода имен существительных, с употреблением грамматических форм имен прилагательных, числительных, местоимений, различных форм глаголов и деепричастий. Употребление предлогов. Изобразительно-выразительные возможности морфологии.
4
3
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений. Трудные случаи управления. Построение предложении с однородными членами. Предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. Синтаксические средства художественной выразительности.
4
4
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Этикет. Речевой этикет и ситуация, в которой происходит общение. Национальная специфика речевого этикета. Формулы знакомства, приветствия, общения. Выражение благодарности. Замечание, предупреждение, согласие, разрешение, отказ, комплимент. Обращение. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
1
1
Итоговое занятие: деловая игра «Диалог с текстом»
1
1
Итого
17 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 час в неделю - 17 часов)
Условные обозначения, использованные в календарно-тематическом планировании
УП – урок – практикум
КУ – комбинированный урок
№
п/п
дата
Содержание раздела. Тема урока.
Тип урока
Дидактические единицы измерения
(Основные понятия)
Примечание
(ИКТ, ссылки)
план.
факт.
1
Введение в элективный курс. Характеристика понятия «культура речи».Проблема речи. Процессы, характеризующие речь.
КУ
Понятие «культура речи»
Процессы, характеризующие речь.
Презентация
2
Язык - знаковая система. Уровни языка. Единицы языка. Понятие о языковой норме.
КУ
Язык - знаковая система. Уровни языка. Единицы языка Языковая норма
Презентация
3
4
Акцентологические и орфоэпические нормы.
Особенности русского ударения.
Основные правила литературного произношения. Средства звуковой выразительности.
КУ
УП
Орфоэпические нормы
Основные правила литературного произношения.
Презентация Орфоэпический словарь русского языка.
5
6
7
Лексические нормы современного русского языка и их нарушение. Лексика нейтральная (общеупотребительная).
Стилистическая характеристика слова. Причины нарушения точности речи
Лексические средства выразительности.
УП
УП
УП
Лексические нормы. Синонимы, паронимы, омонимы, антонимы Нейтральная и стилистически окрашенная лексика
Презентация
8
9
10
11
Морфологические нормы. Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением рода имен существительных. Употребление предлогов.
Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением грамматических форм имен прилагательных, числительных, местоимений.
Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением различных форм глаголов и деепричастий.
Изобразительно-выразительные возможности морфологии.
УП
УП
УП
УП
Морфологические нормы
Презентация
Презентация
Презентация
12
13
14
15
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений
Трудные случаи управления. Построение предложении с однородными членами.
Предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Синтаксические средства художественной выразительности.
УП
УП
УП
УП
Синтаксические нормы.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
16
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
УП
Этические нормы
Презентация
17
Итоговое занятие: деловая игра «Диалог с текстом».
УП
Нормативная речь
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРА
1. СенинаН.А., Глянцева Т.Н.. Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-й класс / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд.-Ростовн\Д,1999.
3. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Дашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. 10-е изд. - Ростов н\Д, 2004.
4. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть С. - Воронеж, Издательство «Научная книга», 2010
5. Головин Б.Н. Давайте говорить правильно: Заметки о культуре речи.- М., 1988.
6. Голуб И., Розенталь Д. Занимательная стилистика.- М.,1998.
7. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СП 6,2000.
8. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд., переработанное и дополненное. - М., 1984.
9. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А.. Русская речь в эфире: Комплексный справочник. – М.,2000
10. Read more: http://chisto-po-russki.ru/eticheskie-normyi-rechi/eticheskie-normyi-rechevoy-kulturyi#ixzz369BfT3Y0
12. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34339/ © Shkolazhizni.ru
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧАЩИМСЯ:
СЛОВАРИ
1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного языка. -М, 1994.
2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.,1995.
3. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические Формы. Ударение. -М .,1994.
4. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- М.,1993
5. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. -М., 1981 и последнее издание.
6. Рогожникова Р.П. Дарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. -М.,1996.
7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы(Под редакцией Р.И.Аванесова.-М.,1989.)
8. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Издательство: Русский язык медиа. 2006
9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. -М.,1987.
10. Семенюк А.А., Городецкий И.Л.,МатюшинаМ.А. Лексические трудности русского языка. Словарь-справочник. -М.,1994.
11. Школьный словарь иностранных слов. -М., 1996.
ПОСОБИЯ
1. Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М. Айрис РОЛЬФ, 1998.
3. Словарь-справочник. Русское произношение и правописание. Л.А.Введенская, П.П.Червинский. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
4. Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку для старшеклассников. Санкт-Петербург, «Паритет», 2000.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ