Рабочая программа по курсу словесности в 7 классе
МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»
МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
Рабочая программа
по курсу словесности в 7 классе
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
Раздел «Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс словесности, раздел «Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.» рассчитан на 68 часов и является логическим продолжением курса «Устная и письменная словесность» Н. Н. Костанян.
Этот курс охватывает очень важный период в истории и культуре нашего Отечества – период освобождения Руси от власти Орды, подъем национального самосознания, приведший к культурному расцвету в конце XIV века.
В программе курса реализуются задачи общефилологического просвещения учащихся.
Учащиеся должны оценить значение культурного наследства и древнерусской литературы XIV – XV вв., так как в древнерусской литературе находятся истоки высокой, гражданственности и идейности русской литературы нового и новейшего времени. Древняя русская литература передала свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы. В литературе XIV – XV века есть произведения, которыми русский народ может гордиться.
Учащиеся знакомятся не только с содержанием литературных произведений, но и со своеобразным характером их бытования (отсутствие устойчивого текста, переписывание). Весь русская литература этого периода как и вся литература XI – XVII вв., развивалась в своеобразных условиях. Она была целиком рукописной. Даже книгопечатание не изменило характер и способы распространения литературных произведений. Они, как и раньше, распространялись путем переписки. Поэтому внимание учащихся обращается на то, что при переписывании писцы вносили свои поправки, сокращали или расширяли текст. В результате – отсутствие устойчивого текста. Некоторые из древних сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось. Поэтому важно обратить внимание учащихся, что в этом отношении есть нечто сходное между бытованием древнерусских литературных произведений и фольклорных.
Облегчает наблюдение за развитием русской литературы тесная связь литературы с историческим процессом – своеобразный историзм древнерусской литературы. Учащиеся должны понять, что произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, историческому лицу. Это повести о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о реально существовавших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Есть повести, об иконах и о построении церквей, но нет произведений на вымышленные сюжеты.
Литература сопровождает русскую историю, следуя за ней по пятам. Отсюда – гражданственность и патриотизм, сохранившиеся до наших дней.
Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась ответить на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала высокими идеалами.
В курсе письменности XIV – XV вв. рассматривается сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татар на Русь. Литература сжимается до одной темы, в которой черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток. Это начало XIV века.
Следующий период, конец XIV и первая половина XV в. – это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли после Куликовой битвы (это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования и панегирической агиографии.
Особенно интересна литература второй половины XV века, когда получают распространение памятники переводной светской литературы, когда внутренняя политика и преобразования общества занимают все больше внимания писателей, и в литературе развивается публицистика.
Курс должен помочь учащимся представить самобытную древнерусскую литературу, продолжить знакомство с жанрами древнерусской словесности: молением, словом, житием, посланием, поучением.
Все изучаемые тексты читаются учащимися в переводе с обращением к древнерусскому подлиннику. Такое обращение позволяет обогащать запас слов, делать выразительнее речь учащихся.
По мере возможности желательно обращаться к иллюстрациям, диафильмам, слайдам.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.
Региональный компонент стандарта общего образования.
Школьный компонент стандарта общего образования.
Закон об образовании РФ.
Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Кол-во часов
1
Литература начала XIV-третьей четверти XIVвв.
1
Летописание
4
Агиография
4
Переводные повести
3
Послания
3
2
Литература конца XIV-первой половины XVIвв.
2
Летописание
5
Агиография
6
Памятники панегирической литературы
3
Легендарные сказания
2
Памятники Куликовского цикла
10
Повести о набегах монголо-татар на Русь
2
3
Литература второй половины XVIвв.
1
Историческое повествование
4
Агиография
2
Переводные повести
3
Оригинальные повести
13
Количество часов по развитию речи
7
Общее количество часов
68
Количество часов в неделю
2
«Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.»
I раздел
№ урока
Тема урока
Количество часов
1
Литература начала XIV – третьей четверти XIV вв. (общий обзор).
Возрождение в XIV веке книгописной деятельности, подорванной монголо-татарским игом; восстановление культурных связей русских земель с иными странами; возрождение летописных жанров, «хождений», «житий»
1
Летописание
№ урока
Тема урока
Количество часов
2
Тверское летописание
1
3
Псковское летописание
1
4
Летописание Москвы
1
5
«Повесть о Шевкале».
Выражение народного протеста против монголо-татарского гнета, нежелание трудового народа мириться с господством Орды. Трагедия тверичей, поднявших восстание против ханского баскака Чол-Хана. Отклик трагедии в устном народном творчестве.
1
Агиография
№ урока
Тема урока
Количество часов
6
«Повесть о Довмонте».
Утверждение феодального идеала в героических житиях. Воинская героика и ратная доблесть псковичей. Устно-эпическая, героическо-песенная основа эпизодов «Повести...»
1
«Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».
«Повесть...» как образец княжеских житий, где князь-страдалец за православную веру, за Русскую землю. Осуждение междоусобной войны московских и тверских князей в борьбе за власть.
1
8, 9
«Житие митрополита Петра».
Политические причины создания «Жития...». Утверждение святости и богоизбранности Москвы, которая должна была стать центром всех русских земель. Развитие темы идеально христианского героя. Канонизация святого как средство укрепления княжеской власти. Художественные особенности такого рода житий.
2
Переводные повести
№ урока
Тема урока
Количество часов
10
«Сказание об Индийском царстве».
Отражение мечты об идеальном царстве, где нет нужды и войн. Фантастические и реальные образы «Сказания...». Сказочный характер повествования.
1
11
«Повесть о Макарии Римском».
Тема поисков «земного рая» в средневековой литературе.
1
12
«Слово о 12 снах царя Шахашии».
Апокалиптические картины будущей судьбы мира. Отражение тяжелых времен в картинах «злого времени».
1
Послания
№ урока
Тема урока
Количество часов
13
«Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Феодору о рае».
Мечты древнерусского писателя о справедливой, благополучной жизни на земле. Философские размышления о реальности «земного рая».
1
14
15
Рр. Сочинение «Нравственный идеал в литературе начала XIV века».
2
II РАЗДЕЛ
16
17
Литература конца XIV – первой половины XV вв. (общий обзор).
Отражение важнейших исторических событий (Куликовская битва, набеги монголо-татар, объединение земель вокруг Москвы, вспышка феодальной войны) в литературных памятниках эпохи.
Новое «открытие человека» в литературе того периода оценка внутренних качеств человека независимо от его сословия.
2
Летописание
№ урока
Тема урока
Количество часов
18
Лаврентьевская летопись. Идеологические и политические причины создания копии свода 1305 г.
1
19
Московский летописный свод.
Летописный свод Киприана – первый общерусский свод. Использование всех летописей русских княжеств для усиления промосковской тенденции в новых летописных произведениях.
1
20
Тверское летописание.
Попытка усилить роль Твери в русской истории.
1
21
Новгородское летописание.
Претензии на общерусское значение Новгорода. Отражение идеологической борьбы Москвы с Новгородской боярской республикой.
1
22
«Летописец Еллинский и Римский».
Отражение интереса русских читателей к всемирной истории в памятниках хронографического жанра.
Повествовательный характер хронографов. Стремление к нравоучительности в сказочно-фантастических или нравственно-поучительных новеллах.
1
Агиография
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
23
24
Киприан «Житие митрополита Петра».
Личность митрополита Киприана.
Литература как средство политической борьбы. «Житие...», как образец панегирической литературы, имеющий публицистический характер.
2
25
26
Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского».
Личность Епифания Премудрого.
Создание представления о святом как о человеке совершенно иного духовного типа. Появление тщательно отработанной литературной системы (выбор поэтических средств, вычурность языка, композиционное строение).
2
27
28
Пахомий Логофет.
«Житие Кирилла Белозерского».
Личность агиографа. Установление канонов для описания жизни святого.
2
Памятники панегирической литературы
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
29
30
«Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».
«Слово...» как агиографический памятник экспрессивно-эмоционального стиля.
Похвальные тирады Дмитрию Донскому и философские размышления автора о величии князя. Роль библейских персонажей в возвеличивании личности Дмитрия.
2
31
Инок Фома «Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу».
1
Легендарные сказания
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
32
33
«Сказания об Иоанне Новгородском».
Особенности жанра. Сочетание жития и повести. Личность Иоанна Новгородского.
Спасение Новгорода от суздальцев. Роль описания крестного хода и молений Иоанна.
Путешествие на бесе в Иерусалим. Влияние сказочного фольклора Древней Руси на легендарные сказания.
Отражение черт новгородского быта, проявление местного колорита.
2
Памятники Куликовского цикла
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
34
35
36
37
«Задонщина».
Возрождение традиций «Слова о полку Игореве».
Жанр повести (документально-историческая летописная первоначальная повесть). Композиция «Задонщины». Эпичность и лиризм в изображении Русской земли и судеб русских людей.
Патриотический пафос произведения.
Поэтическое искусство автора «Задонщины».
Связь «Задонщины» с устным народным творчеством.
38
39
Летописная повесть о Куликовской битве.
Две редакции повести: краткая и пространная.
Хронология событий в повестиё
Авторские рассуждения о событиях, излагаемых в повести.
Образы русских князей и их «нечестивых» противников.
Прославление русского православия.
2
40
41
Сказание о Мамаевом побоище.
«Сказание...» – основной исторический источник сведений о событиях 1380 года.
Политические причины написания «Сказания...» после нашествия Едигея.
Композиция «Сказания...»
Литературно-публицистические приемы автора «Сказания...»
Легендарно-эпические моменты произведения (бой Пересвета).
Идеализация русских князей.
Поэтическое мастерство автора.
2
42
43
Рр. Сочинение «Отражение победы русских над монголо-татарами в литературных памятниках.
Создание образа защитника Отечества»
2
Повести о набегах монголо-татар на Русь.
44
«Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву».
Отражение роли народа в происходящих событиях.
Личность автора «Повести...»
Художественные приемы автора.
1
45
«Повесть о Темир Аксаке»
Рассказ о походе Тимура на Русь.
Легендарно-эпические источники «Повести...»
Противопоставление законности власти русских князей, незаконности властителей Орды.
Возвеличивание политической и общерусской роли Москвы.
Прославление православных святынь, их сила над «нечестивым» правителем.
1
III раздел
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
46
Литература второй половины XV века (обзор).
Судьба литературы в период образования единого Русского государства, ее роль в создании Предвозрождения в русской культуре XV века.
Рост числа произведений светской художественной литературы.
Появление памятников оригинальной русской беллетристики.
1
Историческое повествование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
47
Летописные своды XV века.
Основная идея сводов – отказ от братоубийственной борьбы и объединение против внешнего врага.
1
48
Летописные рассказы о победе над Новгородом.
Различное отражение исторических событий в московском и новгородском летописании.
1
49
«Русский хронограф».
Изложение всемирной истории от сотворения мира 1453 года (год падения Византийской империи).
1
50
Нестор-Искандер «Повесть о Царьграде».
Влияние русских «воинских повестей» на жанр и композицию «Повести...».
Автор как современник и участник событий.
1
Агиография
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
51
«Житие Михаила Клопского».
Необычность героя – святого-юродивого.
Особенности этого нетрадиционного жития.
Связь с устными легендами о жизни святого, сходство со сказкой-новеллой.
1
52
«Повесть о Петре Ордынском».
Близость «Повести...» к фольклорным традициям.
Сюжетная занимательность, юмор, бытовые мотивы – особенности жития – повести, сближающие его со светскими повестями.
1
Переводные повести
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
53
Сербская «Александрия».
Роман как произведение беллетристики, не имевшее делового и культового значения.
Идея тщетности земного величия.
Библейские мотивы в «Александрии».
Личность и судьба Александра Македонского.
1
54
«Троянские сказания».
Античные традиции «Троянских сказаний».
Интерес русского читателя к античной истории и мифологии.
1
55
«Сказание о Соломоне и Китоврасе».
Сочетание библейских и мифологических персонажей в «Сказании...».
Близость «Сказания...» к устному народному творчеству.
1
Оригинальные повести
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
56
«Сказание о Вавилоне».
«Сказание...» – памятник переходного жанра: от легенды к сюжетному повествованию.
1
57
58
59
«Повесть о Дракуле».
Историческая основа «Повести...».
«Повесть...» как оригинальная обработка «бродячих» сюжетов.
Композиция «Повести...».
Мотив «испытания» – основной мотив произведения.
Образ главного героя, его жестокость и «злонравие», сочетание изощренной жестокости с остроумием.
3
60
61
62
«Повесть о Басарге».
Сюжетное построение «Повести...».
Сказочные приемы, разгадывание загадок, преобладание занимательности повествования над назидательностью.
Появление вымышленных героев в литературе XV века.
Образы героев, утверждающих православную веру.
3
63
64
65
Афанасий Никитин.
«Хождение за три моря».
Личный характер «Хождения...».
Автобиографичность и лиричность повести.
Отличие «Хождения...» от традиционных «хождений».
Тема тоски по родине, невозможность соблюдать свои обычаи на чужбине.
Проблема веротерпимости.
Мастерство в изображении быта и обычаев «Гундустана» (Индии).
3
66
67
Рр. Сочинение «Отличительные черты церковной и светской литературы».
2
68
Обобщающий урок «Поэтика древнерусской литературы XIV – XV века».
Летописание и агиография – основные жанры литературы.
Политическое и публицистическое значение летописи.
Появление исторических повестей. Стремление соединить воинско-героические, исторические, публицистические элементы с остросюжетным изложением.
Появление интереса к духовному миру человека.
Художественные средства древней литературы. Образ автора в произведениях древнерусской письменности.
Учебное пособие для данного курса: Рогачевская Е.Б.
«Древнерусская литература», Москва, «Школа-Пресс», 1993 г.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА (список рекомендуемой литературы)
1. Кусков В. В. «История древнерусской литературы», 4-е изд., М., 1982.
2. «История русской литературы», (под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко), Л., 1980, т. 1.
3. Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981.
4. Д. С. Лихачев «История русской литературы XI – XVII веков», М., «Просвещение», 1985.
5. Адрианова-Перетц В. П. «Древнерусская литература и фольклор», Л., 1974, стр. 48–52.
6. Розов Н. Н. «Книга в России в XV веке», Л., 1981.
7. Творогов О. В. «Древнерусские хронографы», Л., 1975, гл. 1, 5.
8. Прохоров Г. М. «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы», Л., 1978.
9. Кирпичников А. Н. «Куликовская битва», Л., 1980.
10. Давыдова Н. В. «Евангелие и древнерусская литература», М., 1992.
11. «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР, 4, 5), М., 1981, 1982. ПЛДР, 6, М., 1984.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ