Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар».План-конспект урока с использованием ЭОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
(Урок с использованием ЭОР)
Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар»
Цели урока: вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества К.Г.Паустовского, узнать о близких людях писателя, повлиявших на формирование личности, познакомить с основными этапами творчества, проанализировать рассказ «Колотый сахар».
Задачи урока:
- познавательные (обучающие): познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества К.Г.Паустовского; введение термина очерк;
- развивающие: развивать творческие способности, логическое мышление и речь учащихся; запоминать и извлекать информацию из памяти, текста; тренировка ассоциативного мышления, воображения; развитие определенных чувств и отношений к окружающей действительности;
- воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуально-групповая
Необходимое техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру; доступ в Интернет, проектор, интерактивная доска.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Индукция и мотивация
№ 1
Постановка цели:
познакомить учащихся с биографией К.Г.Паустовского; произвести анализ отрывка рассказа «Колотый сахар»
Конкретизация цели, формулирование задач: повторить структуру композиции (экпозиция, завязка, кульминация, развязка)
3
мин
2
Самоиндукция
№2,3,4,5,6
Рассказ учителя биографии К.Г.Паустовского, знакомство с героями произведений
(Использование элемента ссылки)
Записывают в тетрадь план биографии К.Г.Паустовского
6
мин
3.
Беседа
№7
Учитель задаёт вопросы
Каких героев рисует автор в своих произведениях?
Назовите основные этапы творчества? (особенности)
(Использование элемента ссылки)
Учащиеся отвечают на вопросы
3
мин
4.
Самоиндукция
№8
Рассказ учителя о истории создания рассказа «Колотый сахар»
Записывают в тетрадь основные этапы создания рассказа
4
мин
5.
Беседа
Вопросы учителя:
Откройте учебник и найдите дату создания рассказа (1938 год). Что вы знаете об этом времени? Какие события происходили тогда в нашей стране?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод: В стране нагнеталась всеобщая подозрительность. Главным считался пролетариат; “элементы”: зажиточное крестьянство, духовенство, интеллигенция.
4
мин
6.
Беседа по рассказу
I. Композиция рассказа.
№9
Вопросы учителя:
— Что такое “колотый сахар”? Как вы его себе представляете?
— Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами?
— В виде какого образа можно представить себе композицию рассказа? Расположите фрагменты в порядке построения композиции.
Учащиеся отвечают на вопросы и располагают фрагменты в порядке построения композиции
(интерактивная доска)
Вывод:
9+5
мин
7.
Беседа
II. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье.
№10
— Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа? Почему?
— Найдите эпитеты, которыми пользуется автор для создания впечатления и настроения (тона) рассказа.
— Каким вы представляете себе городок Вознесенье?
— Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет? — В какую эпоху погружает нас описание горницы? Какие ассоциации связаны у нас со словом “горница”, с образом старухи, которая вяжет за столом?
Учащиеся отвечают на вопросы и подчёркивают эпитеты. Один из учащихся на
интерактивной доске.
9+4
мин
8.
Беседа
III. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики
№11 (3)
Разделим класс на три группы, предложим им найти слова, характеризующие внешность, речь и поведение трёх героев: 1) милиционера; 2) старухи; 3) человека, “стриженного бобриком”.
Ученики делятся своими наблюдениями
Вывод: Мы понимаем, что этот человек и был именно бесталанным хозяйственником, почувствовавшим свою силу. Его портфель, набитый бумагами, становится символом власти бюрократии.
Один из учащихся на
интерактивной доске соотносит речь героя с иллюстрациями.
8+4
мин
— Дома вы выписывали фразы, которые звучат как пословицы. Прочитайте их.
Один ученик читает записи, сделанные дома, другие дополняют его.
“Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи — притерпишься”.
“Нигде нету для меня чужбины”.
7мин
— Кому принадлежат эти фразы? — Как описывает автор старика? — Почему автор использует эпитет “пыльный”? Что он означает? — Как вы думаете, в чём основное противоречие (конфликт) этой части рассказа?
Выслушаем ответы детей и поможем им осознать противоречия между талантом и бесталанностью, доверием и подозрительностью, свободой, открытостью к миру и страхом перед явлениями, которые нельзя запротоколировать и взять под контроль. Паустовский чётко обозначает основной конфликт времени. Как же разрешается этот конфликт? (Через обращение к историческим корням народа.)
10 мин
9.
IV. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.
№12
— В чём вы видите смысл первой части предания? Почему же дед Прохор начинает петь над гробом поэта? — Что говорит старик о значении песни в жизни человека и народа? Почему, по-вашему, так важно сохранить “песенную силу”? — Предание о встрече деда Прохора с Пушкиным — это своего рода испытание, через которое проходят все слушатели. Как в ответ на это раскрываются их души? Что побеждает в этом рассказе?
Ученики приходят к выводу, что в рассказе побеждают добро и поэзия.
12 мин.
10
Комментарий домашнего задания
Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу.
Записывают в дневники задание.
2 мин
Приложение к плану-конспекту урока
«Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар»»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
К. Г. Паустовский (N 203457)
Информационный
Портрет писателя
2-6
К.Г. Паустовский. Обзор жизни и творчества
информационный модуль
Текст + фильм (1мин.34 с.) + фотографии + картины
http://www.fcior.edu.ru/card/28486/k-g-paustovskiy-obzor-zhizni-i-tvorchestva-bazovoe-izuchenie.html
7.
Паустовский в Тарусе (N 203318)
информационный
фотография
8.
Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
Информационный
текст
9.
Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
Практический
Тест (расположение элементов композиции в определённой последовательности)
10
Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
Практический
Тест (выделить эпитеты в тексте)
11.
Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
Практический
Тест (соотнесите реплики с персонажами, которые их произносят)
12
Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
Информационный +практический
Текст + тест (впишите слово)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ