Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №55





«СОГЛАСОВАНО»

Председатель МО

____________Г.В.Бурова

«___»_________2014 г.

Председатель МС

____________Л.А.Елшина

«___»_________2014 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________О.В.Пискунова

«___»_________2014 г.







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу Литература

к учебнику Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./авт.-сост.Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – (ФГОС. Инновационная школа)


Учитель Гаврилкина Валентина Алексеевна

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования, а также «Программы курса «Литература» 5-9 классы / авторы-составители Г.С.Меркин , С.А.Зинин», 2012г.






Предмет Литература

Класс 7 а,б,в,г

Учебный год 2014 – 2015




Г. ИРКУТСК

Общая характеристика программы

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования, а также «Программы курса «Литература». 5-9 классы / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин», 2012г. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа включает «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов и персоналий.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Мы предлагаем для реализации задач литературного образования в 5—9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Наш выбор обусловлен тем обстоятельством, что для многих школьников 9 класс является выпускным и они должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего это само понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство и др.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины ХХ века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только в 9 классе для любой школы (а для школ периферийных — прежде всего) затруднительно.

Решение проблемы представляется нам оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе говорить о сентиментализме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на романтизме и реализме.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Список авторов, изучаемых в 5—9 классах

Русская литература


Автор

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

В.К. Тредиаковский

+

-

-

-

+

А.П. Сумароков

+

-

-

-

+

М.В. Ломоносов

+

+

+

-

+

Г.Р. Державин

-

-

+

+

+

А.Н. Радищев

-

-

-

-

+

Д.И. Фонвизин

-

-

+

-

+

Н.М. Карамзин

-

-

-

+

+

И.А. Крылов

+

-

-

-

-

В.А. Жуковский

-

+

-

+

+

Н.М. Языков

-

-

-

-

+

К.Н. Батюшков

-

-

-

-

+

Е.А. Баратынский

+

-

-

-

+

А.А. Дельвиг

-

-

-

-

+

К.Ф. Рылеев

-

-

-

+

+

А.С. Грибоедов

-

-

-

-

+

А.С. Пушкин

+

+

+

+

+

М.Ю. Лермонтов

+

+

+

+

+

Н.В. Гоголь

+

+

+

+

+

И.С. Тургенев

+

+

+

+

+

И.А. Гончаров

-

-

-

-

+

Н.А. Некрасов

+

+

+

+

+

А.К. Толстой

-

-

+

-

-

А.Н. Майков

-

-

+

-

-

М.Е. Салтыков-Щедрин

-

-

+

-

+

Л.Н. Толстой

+

+

+

+

+

А.А. Фет

+

-

+

+

+

Ф.И. Тютчев

+

-

+

-

+

А.Н. Островский

-

-

-

+

+

Ф.М. Достоевский

-

-

-

-

+

Н.С. Лесков

-

-

+

-

+

И.С. Никитин

-

-

+

-

-

И.З. Суриков

+

-

-

-

-

В.Г. Короленко

-

+

-

-

-

А.П. Чехов

+

+

+

-

+

И.А. Бунин

+

+

+

-

+

А.И. Куприн

+

+

+

-

-

М. Горький

-

-

+

+

+

А.С. Грин

-

-

+

-

-

Л.Н. Андреев

+

-

-

-

-

И.С. Шмелев

-

-

+

-

-

А.А. Блок

+

-

-

-

+

И. Северянин

-

-

+

-

-

В.В. Маяковский

-

-

+

+

+

С.А. Есенин

+

+

+

-

+

М.И. Цветаева

-

-

+

-

-

А.А. Ахматова

-

+

+

-

+

М.М. Зощенко

-

-

-

+

-

Н.А. Тэффи

-

-

-

+

-

А.Н. Толстой

-

-

-

-

+

А.П. Платонов

+

-

-

-

+

М.А. Булгаков

-

-

-

-

+

Б.Л. Пастернак

-

-

-

-

+

М.А. Шолохов

-

-

-

-

+

П.П. Бажов

+

-

-

-

-

М.М. Пришвин

-

+

+

-

-

К.Г. Паустовский

-

-

+

-

-

Н.А. Заболоцкий

-

-

+

+

-

А.Т. Твардовский

-

-

+

+

-

А.И. Фатьянов

-

-

+

-

-

М.В. Исаковский

-

+

-

+

-

Я.В. Смеляков

-

-

+

-

-

С.С. Орлов

-

+

-

-

-

К.М. Симонов

-

+

-

-

-

Д.С. Самойлов

-

+

-

-

-

М. Джалиль

-

-

+

-

-

Н.П. Майоров

-

-

+

-

-

Б.А. Богатков

-

-

+

-

-

В.Н. Лобода

-

-

+

-

-

Г. Тукай

-

-

+

-

-

М. Карим

-

-

+

-

-

К.Ш. Кулиев

-

-

+

-

-

А.А. Вознесенский

-

-

+

-

-

Н.М. Рубцов

+

+

+

-

+

Р.Г. Гамзатов

+

+

+

-

-

В.П. Астафьев

+

+

-

+

+

Б.Л. Васильев

-

-

+

-

-

В.М. Шукшин

-

-

+

-

-

В.Г. Распутин

+

-

-

+

+

В.И. Белов

+

-

-

-

+

А.И. Солженицын

-

-

-

-

+

В.Ф. Боков

+

-

-

-

-

С.В. Михалков

+

-

-

-

-

А.Д. Дементьев

-

-

+

-

-

Е.И. Носов

+

-

-

-

-

Н.Н. Носов

+

-

-

-

-

А.Я. Яшин

-

-

+

-

-


Зарубежная литература


Автор

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Гомер

+

-

-

-

-

Эзоп

+

-

-

-

-

Данте

-

-

-

-

+

У. Шекспир

-

-

+

+

+

М. Сервантес

-

-

-

+

-

М. Басё

-

-

+

-

-

Р. Бёрнс

-

-

+

-

-

Ж. Лафонтен

+

-

-

-

-

Д. Дефо

+

-

-

-

-

Ж.Б. Мольер

-

-

+

-

-

Дж.Г. Байрон

-

-

-

-

+

Я. и В. Гримм

-

+

-

-

-

И.В. Гете

-

-

-

-

+

Х.К. Андерсен

+

-

-

-

-

М. Твен

+

-

-

-

-

Дж. Лондон

+

+

-

-

-

О. Генри

-

+

-

-

-

Р.Л. Стивенсон

-

-

+

-

-

А. де Сент-Экзюпери

-

-

+

-

-

Ж. Рони-Старший

+

-

-

-

-

А. Линдгрен

+

-

-

-

-

Я. Купала

-

-

+

-

-

Р. Брэдбери

-

-

+

-

-


Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но и особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, с его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе образ автора.

Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение).

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, (который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного) содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит: формирование читательской самостоятельности, освоение предлагаемых произведений как искусства слова; развитие умений творческого углубленного чтения, выявления подтекста, понимания особенностей художественного образа; формирование речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

В конце программы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5—9 и 10—11 классы. Однако внутри этих основных концентров необходимо учитывать этапы взросления школьников в зависимости от роста их умений — техники чтения, умения анализировать и формировать свое отношение к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст.

В отличие от школьников 5-6 классов, которые отличаются «наивным» реализмом, у учащихся 7-8 классов происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если речь идет об умениях и навыках. Например, к 7 классу школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), развиваются навыки различных видов пересказа произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, сопоставлять произведения, создавать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7-8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно. Материал каждого учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалога школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: читатель — книга — писатель.

Мы считаем, что преподавание литературы в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности учащихся. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо проводить указанные творческие дела в той системе, которая предложена, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.

Как показала практика, внеурочная деятельность дает оптимальные результаты в системе коллективных творческих дел. Кроме того, необходимо различать три пути ее возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не началось); параллельный (то есть в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала). Естественно, внеурочная деятельность по предмету не замыкается только в рамках предложенной системы и предполагает занятия и по темам, не обязательно связанным с изучаемым литературным материалом.

Мы исходим из того, что в начальной школе заложены основы литературного развития школьника, сформированы личностные качества ученика как заинтересованного читателя. Безусловно, в процессе дальнейшего литературного образования эти стороны литературного развития углубляются и расширяются. Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение в лабораторию писателя.

Общая логика движения материала следующая:


Кл.

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9

Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)


То же можно сказать и о речевых умениях школьников — начиная с малых устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица); создают собственные тексты различных жанров (сказка, былина, песня, стихотворение, рассказ, доклад, эссе и т. д.); от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям (на литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).


Важнейшими умениями, которые формируются и развиваются в 5—9 классах, являются следующие:

правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

обоснование своего суждения, составление характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

выявление роли героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

составление простого и сложного плана изучаемого произведения;

объяснение роли художественных особенностей произведения и работа со справочным аппаратом учебника;

владение монологической и диалогической речью, подготовка сообщения, доклада, реферата;

составление письменного ответа на вопросы, написание сочинения на литературную и свободную темы;

выявление авторского отношения к героям, сопоставление высказываний литературоведов, формулирование выводов;

высказывание собственного суждения об иллюстрациях;

сопоставление произведений разных видов искусства, написание сочинения по картине.


Результаты изучения предмета «Литература»


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Место курса «Литература» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для изучения русского языка в 7 классе, составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год, в соответствии с учебным планом школы.

Основное содержание учебного предмета

Содержание литературных произведений каждого класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов; в каждом классе предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов (в 5 классе, например — размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и зарубежная; произведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и их отношение к книге и чтению и т.д.). То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: пересекаются или продолжаются темы и знакомство с творчеством писателей внутри групп классов (5—6, 7—8, 9) и внутри концентра 5—9, что помогает выстроить серию учебников, содержательно и логически связанных друг с другом..

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. («Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.)


Программа 5—9 классов учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе; опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю» (С.Я. Маршак).

Процесс усвоения теоретико-литературных понятий и категорий представлен в таблице. В дальнейшем большинство из них углубляется и уточняется, и это отражено в разделе «Теория литературы» в представленных для изучения темах и разделах программы 7 класса.


Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структурообразующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

Былина

Эпос

Былинный герой

Гипербола, формулы, иносказание

Обрядовая песня

Песни колядные, масленичные, свадебные


Поэтическая лексика и синтаксис

Лирическая народная песня


Образ лирического героя

Постоянный эпитет

Лироэпическая народная песня

Сюжет


Повторы

Древнерусская повесть

Чудо; житийные элементы


Символ

Литературное направление, классицизм

Эстетическая система

Статичный характер


Ода

Одический сюжет

Одический персонаж

Тропы и фигуры в оде

Стихотворение; послание, философская лирика

Мотив, композиционные элементы

Образ лирического героя

Повторы, сравнения, метафоры, антитеза, оксюморон, аллегория, градация, синтаксический перенос

Силлабическое стихосложение




Баллада

Фабульные элементы



Поэма

Стихотворный размер; фабульные элементы, исторический сюжет

Исторические образы

Риторические восклицания, сравнение, антитеза

Литературные роды, драма

Соблюдение трех единств

Драматургический персонаж

Ремарка

Комедия

Конфликт в комедии


Говорящие фамилии; сарказм, юмор, сатира, ирония

Повесть

Творческая история; фантастика



Рассказ

Элементы фабулы, портрет

Образ рассказчика

Деталь, юмор, контраст

Сатирическая сказка

Фантастический (гиперболизированный) сюжет

Сатирические образы

Гротеск, аллегория

Сказ


Народный характер

Неологизмы

Стихотворение в прозе

Мотив, портрет


Деталь

Легенда


Образ-символ


Сонет

Поэтическая форма



Хокку (хайку)

Поэтическая форма




Содержание программы


7 класс


Введение(1 час)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературный род, текстология

Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование.


Из устного народного творчества

Былины (2 часа)

«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине(по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни (2 часа)

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много­образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое­го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо­вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элемен­тами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па­мятников древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ (2 часа)

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко­торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири­ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш­ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра­зие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН (3 часа)

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера­турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (те­атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак­товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из русской литературы XIX века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос­сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас­сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис­тория создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный об­раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по­слание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи­зусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (3 часа)

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина», «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи­мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ­ведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире­ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве­дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в истори­ко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи­новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха­рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли­кация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите­ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ (2 часа)

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ(2 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю­бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи­ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си­бирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН(2 часа)

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и од­на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме­щика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази­тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле­пашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые карти­ны...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (2 часа)

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Го­род русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ (2 часа)

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Рас­ширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском ис­кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ (1 час)

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдатель­ность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П. ЧЕХОВ(2 часа)

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблаче­ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само­уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко «Нервные люди»;

А.Т. Аверченко «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи «Воротник», «Свои и чужие» и др.


Произведения русских поэтов XIX века о России (1 час)


Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»

Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).

Развитие речи: чтение наизусть.


Из русской литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ (3 часа)

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе­ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель­ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав­нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобио­графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН (2 часа)

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, спра­ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска­за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве­рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихо­творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази­тельное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН (2 часа)

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ-анекдот; диалог; прототип; мотив (развитие представлений); каламбур.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро­та?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитан­ных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

А.С.ГРИН (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.

Теория литературы: развитие представлений о герое-романтике.

Развитие речи: художественный пересказ, выразительное чтение, характеристика образов; письменный отзыв на эпизод.

Возможные виды внеурочной деятельности: фотографии А. Грина; изобразительное искусство (иллюстрации С.Бродского к повести, репродукция картины В. Фалилеева «Волна»); кино («кинофильм «Алые паруса», режиссер А. Птушко, 1961).

В.В. МАЯКОВСКИЙ(1 час)

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо­творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в ли­рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН(2 часа)

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я поки­нул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство роди­ны, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворе­ниях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­но-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ (1 час)

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С.Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН (1 час)

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства ху­дожественной речи,градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ(2 часа)

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лириче­ская проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек­сики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне по­этов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи­ны...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.


Лирика поэтов – участников Великой отечественной войны(1 час)


Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

Теория литературы: выразительно-художественные сред­ства речи.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ (1 урок)

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные ви­ды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН (2 часа)

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Внутренняя про­стота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шук­шина в школе.

Поэты XX века о России (1 час)

Г.Тукай «Родная деревня»

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

И.Северянин «Запевка»

Н.М.Рубцов «В горнице»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И.Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А.Вознесенский. «Муромский сруб».

К.Ш.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»

Р.Г.Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из по­этических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР (1 час)

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмол­вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Лю­блю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углуб­ление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

МАЦУО БАСЁ (1 ЧАС)

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.

Теория литературы: хокку (хайку)

Р. БЁРНС (1 час)

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ­ное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллего­рия.

Р.Л. СТИВЕНСОН (1 час)

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле­кательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирова­ния.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со­бытия и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представ­лений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Малень­кого принца».

Р.БРЕДБЕРИ (1 час)

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

Теория литературы: фантастика (развитие представлений)

Я. КУПАЛА (1 час)

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский – переводчики Я. Купалы.


Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из Оды на день восшествия на все­российский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору.

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

М.Горький «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»)

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

М.Басё. Несколько стихотворений (по выбору)

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение бога­тыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не­мытая Россия».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...»,

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».




Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Оценка устных ответов по литературе

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными "критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями' и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.


Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.


Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.


Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.


Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка письменных ответов по литературе


Объем сочинений, независимо от источника и места работы, должен быть примерно таким:

в 5 классе— 1—1,5 тетрадные страницы,

в 6 классе— 1,5—2,

в 7 классе— 2—2,5,

в 8 классе— 2,5—3,

в 9 классе— 3—4,

в 10 классе— 4—5,

в 11 классе— 5—7 страниц (за 2 часа).

Объем классного сочинения зависит также от времени, отведенного на выполнение работы.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки. При превышении или уменьшении объема сочинения в полтора или более раз оценка за грамотность повышается или понижается на один балл. Однако при наличии орфографических и пунктуационных ошибок выше нормы ни при каких других условиях не может быть выставлена оценка «5».

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ


Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

-полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

-последовательность и логичность изложения;

-правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка


Содержание и речь


Грамотность


«5»


1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


«4»


1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки


«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок


«1»

Отсутствие работы

Более 8 орф. ошибок (при наличии работы)


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт.-сост.Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – (ФГОС. Инновационная школа)

  2. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс»: из опыта работы / авт.-сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  3. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин) – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.

  4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах/ М.И.Мещерякова. М.: Айрис-Пресс, 2009.


Цифровые образовательные ресурсы


  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: ООО "Кирилл и Мефодий"

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Репетитор по литературе. М.: ООО "Кирилл и Мефодий"

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки литературы, 6 класс. М.: ООО "Кирилл и Мефодий"

  4. Хрестоматия по русской литературе 5-11 класс. М.: ЗАО "Новый диск"


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ