Рабочая программа по литературе 6 класс в соответствии с ФГОС
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129
Советского района г. Волгограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для обучающихся 6 класса
Составила:
Власова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 129
г. Волгоград
2014 г.
№
п/п
Название раздела.
Тема урока
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
план
факт
Введение. “В дорогу зовущие”. Писатели – создатели, хранители и любители книги.
1
Понимают роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 6 часов
2
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
1
Различают виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки, народной песни.
Понимают значение разных видов малых жанров фольклора.
Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Различают тематику народных песен, ведут диалог, владеют основными нормами устного высказывания.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
3
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
1
Различают виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Понимают значение разных видов малых жанров фольклора, объяснять смысл пословиц и поговорок.
Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
4
Загадки.
1
Различают виды малых жанров фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
Понимают значение разных видов малых жанров фольклора, объясняют значение загадок.
Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
5
Контрольная работа по теме УНТ
1
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
6-7
Анализ КР.
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов.
2
Воспринимают древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Выделяют основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования.
Характеризуют героя древнерусской литературы.
Понимают основную мысль и лексику; значение летописных источников для современного человека.
Видят связь летописи с фольклором; ведут беседу по прочитанному произведению; аргументируют свое отношение к героям; оценивают выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Понимают и сохраняют учебную задачу. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18 ВЕКА – 4 часа
8
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
1
Знакомятся с биографией и литературным творчеством И. И Дмитриева.
Рассматривают особенности композиции и сюжета; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория.
Понимают юмористический характер басни.
Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.
Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Адекватно оценивают свои достижения.
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте. Понимают точку зрения другого, в том числе автора.
9
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». Комическое изображение «знатока».
1
Распознают роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимают аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне.
Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение.
Учатся выразительно читать басни; отмечают связь басен с фольклором.
Демонстрируют желание осваивать новые виды деятельности.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу.
10
И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Роль власти и народа в достижении общественного блага.
1
Знают содержание басен И.А. Крылова.
Выразительно читают одну басню наизусть.
Понимают аллегорический смысл басен.
Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества.
Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
11
Р.Р. по теме: «Басня». Анализ и исполнение.
1
Знают содержание басен И.А. Крылова.
Выразительно читают одну басню наизусть.
Понимают аллегорический смысл басен.
Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА – 50 часов
12-13
А. С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта Лицейская лирика. Стихотворение “И. И. Пущину”.
2
Подбирают и обобщают сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина.
Распознают теоретико-литературные понятия: поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Учатся понимать нравственную проблематику литературных произведений.
Выражают личное отношение к произведению. Выделяют эмоциональную окраску, ритм, интонирование.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Выявляют факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческих способностей.
14
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».
1
Понимают нравственную проблематику литературных произведений.
Передают личное отношение к произведению.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме стихотворения “Узник” и “Зимнее утро”.
15
Стихи и проза. Рифма и ритм. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА.
1
Знакомятся с теоретико-литературными понятиями: рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Учатся определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).
Учатся видеть разницу между прозаической и стихотворной речью.
Создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме.)
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
16
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».
1
Определяют отличительные признаки повести и романа как литературных жанров. Подбирают информацию об истории создания романа. Находят прототипы героев. Отмечают влияние исторической эпохи на создание романа.
17-23
Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Авторское отношение к героям повести «Дубровский».
7
Определяют систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский», обозначают нравственные и социальные проблемы в романе.
Сопоставляют литературные произведения с иллюстрациями к ним; используют теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно доказывают свою точку зрения.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества.
Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
24
Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский».
1
Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют выделять смысловые части текста художественного произведения, составляют тезисы и план. Знают содержание прочитанных произведений, владеют литературоведческими понятиями.
25-27
Анализ сочинений.
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы». Многозначность художественного образа.
3
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); знают содержание стихотворения.
Понимают отношение автора к событиям и героям.
Выразительно читают стихотворение, рассматривают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Расширяют представление о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении.
28
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова. Конкурс творческих работ.
1
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
29
Анализ КР.
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве И.С. Тургенева; знакомятся с историей создания, сюжетом и содержанием произведения.
Учатся понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя.
Выступают с сообщениями на литературную тему.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
30-32
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
3
Характеризуют сюжет и содержание рассказа.
Учатся понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
Понимают роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Прослеживают изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывают свою точку зрения; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
33
Р.Р. Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева.
1
Характеризуют сюжет и содержание рассказа; различают теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.
Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
34
Контрольное тестирование за первое полугодие.
1
Характеризуют сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева.
Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям.
Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
35
Анализ КР.
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве И.С. Тургенева; история создания, сюжет и содержание.
Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Адекватно оценивают свои достижения.
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте.
36
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
1
Изучают теоретико-литературные понятия: поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Понимают нравственную проблематику литературных произведений.
Передают личное отношение к произведению, выявляют эмоциональную окраска, ритм, интонирование.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме.
37
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
1
Понимают сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения.
Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Адекватно оценивают свои достижения.
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте.
38
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
1
Отбирают и готовят материал по истории создания стихотворений.
Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Адекватно оценивают свои достижения.
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
39
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А.А. Фета, готовят информацию по истории создания, сюжета и содержания.
Понимают красоту и лиризм стихотворений.
Выразительно читают произведения; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Адекватно оценивают свои достижения.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию.
40
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Н.А. Некрасова, готовят материал по истории создания, сюжету и содержанию.
Понимают пафос и нравственную проблематику стихотворения.
Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению.
Адекватно оценивают свои достижения.
Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
41-44
Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
4
Учатся понимать отношение автора к героям; как создается собирательный образ. Расширяют понятие об исторической эпохе, выявляют демократическую направленность творчества.
Выразительно читают отрывок из поэмы; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
45
Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века.
1
Характеризуют сюжеты и проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям.
Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты.
46
Анализ КР.
Стихи и проза. Рифма и ритм. ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА.
1
Обобщают знания по теоретико-литературным понятиям: рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа, дактиль, анапест, ямб, хорей, амфибрахий.
Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью.
Создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
47
Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Н.С. Лескова, истории создания, сюжете и композиции.
Выявляют позицию автора, его сочувственное отношение к герою; определяют основную мысль произведения.
Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
Знают теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.
Понимают роль пейзажа и интерьера в рассказе.
48-51
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша».
Сказовая форма повествования.
4
Отмечают мастерство писателя в обрисовке персонажей; дают представление о талантливости русского человека, рассматривают образы русских умельцев и средства их создания; анализируют портрет Левши в сказе; выявляют особенности русского национального характера на примере персонажей «Левши».
Обобщают представления об идейном содержании сказа, жанровом своеобразии произведения; рассматривают образ повествователя и авторскую позицию в сказе.
52
Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
1
Характеризуют сюжеты и проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям.
Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты.
53
Анализ КР.
А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; история создания, сюжет и содержание рассказов. Имеют представление о юморе, конфликте в юмористическом произведении, детали и ее художественной роли.
Понимают отношение автора к героям.
Выразительно читают и пересказывают рассказ; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; характеризуют героев и их поступки; выясняют значение незнакомых слов, подбирают афоризмы и крылатые фразы из произведений А.П. Чехова.
Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
54-55
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
2
Характеризуют сюжеты и содержание рассказов А.П. Чехова; обобщают теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, сарказм, ирония.
Понимают роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов.
Выразительно читают и инсценируют рассказы; характеризуют героев и их поступки.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
56-57
Р.Р. Написание сочинения на тему: «Смешной случай из жизни».
2
Характеризуют сюжет и содержание рассказа; владеют теоретико-литературными понятиями: портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.
Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА
58
Анализ сочинений.
Особенности пейзажной лирики Е. А. Баратынского. «Весна, весна! как воздух чист!»
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Е.А. Баратынского (кратко).
Понимают лирический пафос стихотворений поэта.
Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают чтение. Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе.
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
59
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Я. Полонского (кратко).
Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе.
Отмечают значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах.
Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; сопоставляют произведения литературы и живописи.
60
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности А.К. Толстого (кратко).
Понимают лирический пафос стихотворений поэта.
Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают актерское чтение, анализируют способы создания собирательного образа родины в рассказе.
61
Литературные места России. Царское Село, Овстуг, с. Карабиха, г. Орел.
1
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Осознают значение малой Родины для поэтов и писателей.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА – 28 часов
62
А.И. Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве А.И. Куприна.
Понимают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; анализируют создание собирательного образа.
Находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи.
63
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».
1
Отмечают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
64-66
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
3
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве А.С. Грина, о романтическом направлении его творчества (кратко); сюжет и содержание произведений.
Понимать позицию автора и его отношение к герою.
Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений.
Сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.
67
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
1
Дают представление о направлении творчества, обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А.П. Платонова (кратко).
Дают общую характеристику творчеству, сюжетам.
Понимают нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведений.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
68-69
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
2
Характеризуют сюжет и содержание рассказа.
Понимают позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов.
Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
70-71
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д.С. Самойлов «Сороковые». Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине.
2
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (кратко), написавших стихотворения о Великой Отечественной войне.
Понимают нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов, трагизм человека на войне.
Выразительно читают стихотворения; сопоставляют друг с другом; объясняют жанровые особенности произведений; оценивают актерское чтение одноклассников.
72-73
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
2
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя, сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; раскрывают смысл теоретико-литературного понятия: автобиографическое произведение.
Знакомятся с сюжетом и содержанием рассказа «Конь с розовой гривой». Анализируют этапы формирования характера героя. Прослеживают изменения в поведении и характере героя; определяют роль природы в произведении, способы ее изображения.
Понимают необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
74-76
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».
Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
3
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя, сведения о детстве и начале литературной деятельности В.Г. Распутина. Знакомятся с сюжетом и содержанием повести «Уроки французского».
Понимают особенности повествования от первого лица, закрепляют навыки анализа образа литературного персонажа.
77-78
Р.Р. Подготовка к сочинению: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях Астафьева и Распутина».
Р.Р. Написание сочинения в классе.
2
Характеризуют сюжет и содержание рассказа; обобщают знания по теоретико-литературным понятиям: портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.
Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
79
Анализ сочинений.
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказов.
Понимают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе.
Оценивают выразительное чтения; сопоставляют сюжет, героев произведений.
80
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
1
Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Прослеживают изменения в поведении и характере героя.
Находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
81
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Искандера, отмечают особенности сюжета и композиции. Расширяют представление о сатире и юморе в произведениях писателя.
82-83
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
2
Характеризуют сюжеты и содержание рассказов Ф. Искандера.
Понимают роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов.
Выразительно читают и инсценируют рассказы; характеризуют героев и их поступки.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ВЕКА
84
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности А Блока (кратко).
Отмечают лирический пафос стихотворений поэта.
Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают актерское чтение.
85
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко).
Отмечают лирический пафос стихотворений поэта.
Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
86
Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцов «Тихая моя родина», « Звезда полей», А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
1
Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; учат одно стихотворение наизусть и выразительно рассказывают.
Понимают значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах.
Находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
87
Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века.
1
Характеризуют сюжеты и раскрывают проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; определяют позицию авторов и их отношение к героям.
Учатся анализировать прозаические и поэтические тексты.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
88-89
Анализ КР.
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» .Любовь к малой родине и своему народу.
Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия
2
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Г. Тукая (кратко).
Понимают патриотический пафос стихотворений поэта.
Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 11 часов
90
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
1
Имеют представление о мифе, мифологии.
Понимают значение мифов в жизни народа.
Распознают особенности славянской мифологии.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану.
Выявляют значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развивают навыки ассоциативного мышления, составляют цитатный план.
Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества.
Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
91
Фантастика и реальность в мифе. Геродот. «Легенда об Арионе».
1
Осознают значение мифов в жизни народа.
Имеют представление о легенде, классификации легенд.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
92
Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героико-эпические поэмы.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Гомера, его роли в мировой литературе. Называют героев древнегреческой мифологии. Имеют представление о мотиве, мифологическом сюжете.
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану действовать по плану.
Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
93
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве М. Сервантеса (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием «Дон Кихота».
Понимают позицию автора и его отношение к герою.
Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа.
94
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
1
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Шиллера (кратко); раскрывают сюжет и содержание баллады «Перчатка».
Понимают позицию автора и его отношение к герою.
Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа.
95-96
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Превосходство естественной, “простой” жизни над цивилизованной с её порочными нравами.
2
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве П. Мериме (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием новеллы.
Анализируют позицию автора и его отношение к героям.
Выразительно пересказывают текст; инсценируют эпизоды новеллы; оценивают актерское чтение.
97-98
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц” как философская сказка и мудрая притча.
2
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А. де Сент-Экзюпери (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием произведения, с историей создания книги, тематикой и проблематикой сказки.
Понимают позицию автора и его отношение к герою.
Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа.
Подбирать и обобщать дополнительный материал.
99
Р.Р. Сочинение на тему: «Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин».
1
Характеризуют сюжет и содержание рассказа.
Составляют план сочинения; самостоятельно подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).
Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
100-101
Анализ сочинений.
Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся.
2
Знают содержание текстов, характеризуют героев прочитанных произведений.
Пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; строят развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументируют свою точку зрения.
102
Анализ итогового теста.
1
Задание для летнего чтения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ