РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе (А.Г.Кутузова) на 2014 – 2015 учебный год
МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю.
И.о.директора школы: И.А.Монахова
«______» ______________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе
на 2014 – 2015 уч.г.
Составлена на основе «Програмы по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова
УЧЕБНИК: Кутузов А.Г. «В мире литературы. 8 класс», М: ДРОФА, 2004
Учитель Ковалевская Н.А.,
педагог высшей категории
«РАССМОТРЕНО»:
на заседании ШМО
Протокол № _ от «__» _____20_г.
Руководитель ________________
(подпись, расшифровка)
«СОГЛАСОВАНО»:
Зам. директора по УВР _________________________
(подпись, расшифровка)
«___» ______________20 __г.
п.Лукаши
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На освоение учебной программы по литературе учащимися 8 класса в учебном плане школы отведено всего 68 часов, по 2 часа в неделю.
«Программа по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
— освоение текстов художественных произведений;
— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
-- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
-- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
— освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
5 класс - жанры;
6 класс — роды и жанры,
7 класс — характер — герой — образ,
8 класс — литература и традиция,
9 класс — автор — образ — читатель,
10-11 классы — художественный мир писателя.
Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование Теоретико-.литературных понятий идет вслед за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию
— на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
У класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
УI—IХ классы — изучение литературы как искусства слова;
Х—ХI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Названия курсов У—IХ классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют размещение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность.
В Х—ХI классах происходит освоение художественного мира писателя, В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
У—УIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах
IХ класс — интерпретация текстов;
Х—ХI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
Значительное место в программе занимают разделы «Мифы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традициий. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
-- владение умениями выразительного чтения;
— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям ли событиям, к читателю;
— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
—умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:
У-VIII классы — 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год;
IХ класс — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год;
Х—ХI классы (базовый уровень) — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год
Х—XI классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год.
Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.
Русские народные сказки и сказка Пушкина «О царе Салтане…» «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
«Повесть временных лет». Традиции и жанры. Летопись и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли и автора. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.
Творческая мастерская.
Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).
Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитирования (М. А. Волошин. «Гроз а»).
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
«Поучение Владимира Мономаха».
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.
Оптина пустынь и русская литература.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.
Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).
А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.
Творческая мастерская. Как сделан сонет.
Творческий практикум. Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет LXVI У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).
Катулл. «Н е т, ни одна средь женщин...». Лаконизм образов и напряженность чувств.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.
Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страницах «Путешествия...».
Творческая мастерская.
Традиции и новаторство произведений XVIII века.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.
А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.
М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.
Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; А. А. Фет. «В е ч е р», «У ч и с ь у них — у дуба, у березы...». Романтические традиции в русской лирике.
Творческая мастерская.
Традиции в создании образа романтического героя.
Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская культура.
Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.
И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.
И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.
Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны...». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.
Творческая мастерская. Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века. Библиотечный урок (одно произведение по выбору). О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.
Ги де Мопассан. «О ж е р е л ь е». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения^. Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».
Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».
Советы библиотеки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л каш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.
А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.
A. Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.
B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.
Творческая мастерская.
Традиции в создании образа героя романтического и реалистического произведения.
А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.
А. де Сент-Экзюпери. «М аленький прин ц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.
М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость образов героев в литературе разных народов.
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.
Творческий практикум.
Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№ и вид
урока
Тема
Стр.
Контроль знаний
1четвер.
01.09
ВВОДНЫЕ УРОКИ
1
Литература и традиция.
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве. Понятия живая традиция и «вечная тема».
Умение писать краткий конспект. Знание теории литературы
03.09
2
Фольклорные традиции в литературе
Творческий практикум. исследование: традиции и новаторство в русской народной сказке и сказках А.Пушкина
Умение найти дополнительную информацию
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
08.09
3
«Повесть временных лет»
Традиции и жанры. Летопись и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Умение проводить мини-исследование, пересказывать
10.09
4
«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет.
«Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность.
Умение внимательно читать произведение. Тест
15.09
5
Система образов.
«Слово...» и фольклор.
Умение использовать план характеристики героя
17.09
6
Образ Русской земли. Роль автора.
Значение «Слова...» для судеб русской литературы.
Умение находить ИЗО-средства
22.09
7
Жизнь произведения в культуре другого времени
Творческая мастерская. (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна», Н.Заболоцкий «Плач Ярославны»
Поэтическое слово наизусть выразительно
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
24.09
8
«Поучение Владимира Мономаха».
Жанр поучения в духовной литературе.
Умение выбрать главное в тексте
29.09
9
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN».
Оптина пустынь и русская литература.
Самостоятельность домашнего чтения. Умение аргументировать ответ
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
01.10
10
Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.
Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).
Умение составить викторину по тексту произведения
06.10
11
А. С. Пушкин. Сонет.
Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций. Творческая мастерская: как сделан сонет.
Самостоятельное поэтическое творчество
09.10
12
Катулл. «Н е т, ни одна средь жен щин...».
Лаконизм образов и напряженность чувств.
Умение охарактеризовать литературные приёмы автора
13.10
13
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки)
Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.
Умение использовать план характеристики героя
16.10
14
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Тема, сюжет, жанр.
Самостоятельность домашнего чтения. Умение аргументировать ответ
20.10
15
Образы главных героев. Основной конфликт
«Вечные образы и проблемы» в трагедии.
Умение внимательно читать произведение. Тест
23.10
16
Обсуждение просмотренного спектакля
«Инструменты» театра и литературы
Умение составить развёрнутый ответ по данным вопросам
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
27.10
17
Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века.
Понятие о влиянии литератур.
Умение писать конспект.
29.10
18
Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции.
Умение аргументировать ответ
2четв.
12.11
19
Способы создания комического эффекта.
Отражение в комедии идей XVIII века.
Умение вести дискуссию по проблемным вопросам
17.11
20
Значение комедии для современников и последующих поколений
Самостоятельное рассуждение на литературные темы
Привлечение дополнительных источников
19.11
21
Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снегирь».
Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.
Умение писать конспект. Умение находить ИЗО-средства
24.11
22
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Основа конфликта.
Представление о сентиментализме. Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века.
Умение использовать данный план характеристики героя
26.11
23
Характеры главных героев. Демократизм повести.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.
Умение использовать план характеристики героя
01.12
24
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок).
Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика.
03.12
25
Автор на страницах «Путешествия...».
Творческий практикум.
Создание литературной стилизации
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
08.12
26
А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.
Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.
Умение сравнивать литературное произведение и его основу Умение аргументировать ответ
10.12
27
М. Ю.Лермонтов. «Мцыри».
Развитие литературной традиции романтической поэмы.
Умение составить тезисный план произведения
15.12
28
Образ главного героя.
Свободолюбивые мотивы в творчестве М.Лермонтова
Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение
17.12
29
Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.
Образ автора в проищзведении
Умение составить проблемные вопросы по произведению
22.12
30
Романтические традиции в русской лирике
Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; А. А. Фет. «Вечер», «Учись у них — у дуба, у б резы...».
Выразительное чтение лирического произведения
24.12
31
Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик» как романтическое произведение.
Гофман и русская культура.
Умение использовать план характеристики героя
29.12
32
Основной конфликт и его разрешение.
Умение составить проблемные вопросы по произведению
3четв.
12.01
33
Дж. Г. Байрон. «Корсар» как романтическая поэма.
Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература
Умение обобщать и анализировать
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
14.01
34
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».
Система образов. Основной конфликт «отцы и дети». Автор и рассказчик.
Понимание и знание текста. Умение использовать данный план характеристики героя
19.01
35
Нравственные традиции русской литературы
Образ и тема «маленького человека».
Умение найти дополнительную информацию
21.01
36
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Человек в русской литературе XIX века. Композиция и система образов.
Умение составить сообщение на заданную тему
26.01
37
Проблема нравственного долга, верности и чести.
Автор, герой, рассказчик.
Самостоятельность домашнего чтения
28.01
38
Две России. Тема «русского бунта».
Особенности повествовательной манеры. Реализм романа
Умение составить сообщение на заданную тему
02.02
39
р.р.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Характеристика литературных героев-антиподов
Умение написать сочинение-рассуждение на литературную тему
04.02
40
И. В. Гоголь. «Шинель». Человек и государство.
Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека».
Умение использовать план характеристики героя
09.02
41
Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.
Гуманистический пафос произведения.
11.02
42
И. С. Тургенев. «Ася». Проблема счастья в повести.
Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Борьба чувства и долга в литературном произведении
Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ
16.02
43
Злободневное и вечное в повести.
Автор и рассказчик.
Умение аргументировать проблему, заданную в теме
18.02
44
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.
Умение оценить достоверность иллюстрации к произведению
25.02
45
Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны...».
Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.
Умение творчески подходить к заданию
02.03
46
О. де Бальзак. «Гобсек».
Образ главного героя. Тема власти денег в повести.
Умение использовать план характеристики героя
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
04.03
47
М. Горький «Старуха Изергиль»
Конфликт «старого и нового века» в представлении старухи Изергиль
Умение внимательно читать произведение. Тест
11.03
48
М. Горький «Челкаш».
Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.
Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ
16.03
49
А. И. Куприн. «Гамбринус».
Первое представление о неоромантическом герое.Сюжет как средство характеристики героя.
Умение аргументировать ответ, опираясь на текст произведения
18.03
50
Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза.
Истинные и ложные ценности
Умение вести дискуссию по проблемным вопросам
23.03
51
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
Романтические и реалистические традиции в произведении.
Умение писать конспект
4 четв.
52
Роль метафоры. Особенность портрета.
Литературно-теоретические понятия в рассказе
Знание теории литературы
53
A. Т. Твардовский «Василий Теркин». Реалистические традиции. Обобщенный образ героя.
A. Т. Твардовский. Из «Автобиографии». Главы «От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин». Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне.
Умение составить сообщение на заданную тему
54 р.р.
Национальный характер в литературе.
Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.
Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение
55
B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», Герой-правдоискатель.
Традиции реализма. Образ «маленького человека».
Умение использовать план характеристики героя
56
B. М. Шукшин «Стенька Разин».
«Открытый» финал как художественный прием.
Умение найти дополнительную информацию
57
р.р.
Смысл жизни и назначение человека.
Творческий практикум
Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение
58
А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия.
Художественный символ. Сказочное и реальное в повести.
Умение творчески подходить к заданию
59
Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.
Нравственные традиции в русской литературе
Умение найти дополнительную информацию
60
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Развитие романтических традиций в европейской литературе.
Умение применять полученные знания по теории
61
Идеал и реальность в философской повести-сказке.
Система нравственных ценностей в литературе
Умение составить сообщение на заданную тему
62
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы,
Умение найти дополнительную информацию
63
Тема добра и гуманизма
Читательская интерпретация. Особенности композиции.
Применение полученных знаний по теории литературы
64-66
Презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.
Аннотация к произведению. Тема, основная мысль, проблематика, система образов. Литературные особенности произведения
Самостоятельность домашнего чтения. Умение находить ИЗО-средства
67
Итоговая контрольная работа
Административный контроль
Знание творческого и практического материала курса
68
Читательская конференция «Традиции в литературе». Рекомендации по летнему чтению.
Роль традиции в развитии литературы
Умение вести дискуссию по проблемным вопросам
Всего: 68 час., в т.ч. р.р. – 3, к.р. - 1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ