РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Н.П. Полякова,
МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа п. Комсомольск
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённый» следующим образом: «То же, что талантливый…». Талант - это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать эти способности у ребёнка.
В современной практике одним из основных направления в обучении одарённых детей является одновременное соответствующее изменение содержания учебных программ и методов обучения на основе сочетания двух основных стратегий - ускорения и обогащения.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками.
1.Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности.
2.Ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, поразительное упорство и трудолюбие.
3.Повышенная познавательная потребность.
4.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность к сверхтрудным целям, стремление к совершенству.
Каковы факторы одарённости?
1) когнитивные: интеллект, специальные способности, креативность;
2) личностные: мотивационные, эмоциональные, волевые;
3) социальные: условия воспитания и обучения.
Учителю, работающему в классе, где есть одарённые дети, необходимо изучить методы педагогической поддержки одарённых детей, помогающие разрешить возникающие проблемы.
Проблема
Метод
Отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия.
Обучение приемам самостоятельной работы, способам самоконтроля.
Недостаток лидерских способностей, настойчивости.
Формирование организаторских умений и постепенное усложнение организаторских задач.
Плохие межличностные отношения, чувство недоверия.
Сочетание индивидуальной и групповой работы в классе, создание групп по интересам, временных и постоянных.
Чувствительность к критике.
Направленное развитие критического мышления.
Неумение выполнять рутинные трудоемкие задания.
Создание творческой среды, предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения. Сочетание теоретических и практических заданий, обеспечивающих возможности реализации творческих идей.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, оптимальным вариантом решения данной проблемы можно считать смешанное обучение «обычных» и одарённых детей в обычном классе. За основу рекомендуется принять развивающее обучение. Цели дидактической системы - организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, т. е. опережать развитие, вести его за собой. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:
● обучение на высоком уровне трудности;
● быстрый темп изучения программного материала;
● осознанное обучение;
● преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;
● общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения.
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact. Inter – это «взаимный», act – «действовать». Интерактивный – способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, которое способствует развитию критического мышления, креативности, толерантности.
В педагогике различается несколько моделей обучения:
1) пассивная: ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);
2) активная: ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная: процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
В интерактивном обучении на помощь приходит проблемно-поисковый подход, когда создаётся особое пространство учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Как организовать такой учебный процесс?
1.Создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию.
2.Вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до сознания ученика.
3.Сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
В классе, где есть одарённые дети, работать трудно, но интересно. Само желание обучающихся заниматься исследовательской деятельностью уже свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработку полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблиц, схем, алгоритмов и т.д. Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. Нужно учить детей оценивать результаты работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать ответ. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайта. Если ребёнок ошибся, не следует акцентировать внимание на неудаче, иначе снижается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Развитию факторов одарённости способствует обучение русскому языку средствами субъективизации. Оно строится 1) по принципу опережающего отражения в сознании ученика предстоящей деятельности; 2) по принципу комплексного воздействия на интеллект школьника. Первый этап урока – мобилизующий. Учащиеся самостоятельно формулируют тему. Происходит актуализация и углубление знаний по конкретной теме, а также совершенствование речи, внимания, памяти, мышления и др. Новизна данной методики заключается в выполнении мыслительных операций (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различного, группировка, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом. Знания не даются школьникам в готовом виде: они должны добыть их в результате поисковой деятельности. На этапе закрепления выполняется новый тип упражнений - упражнения комплексные, интеллектуально-лингвистические. Комплекс интеллектуальных качеств зависит от видов умственных операций и может меняться, например:
Комплекс 1. Речь, устойчивость внимания, оперативная память, аналитико-синтетическое умение. Комплекс 1 предусматривает задания типа «Исключите из каждого ряда слов одно словосочетание по двум признакам одновременно» и проверяет умение группировать понятия.
Комплекс 2. Речь, логическое мышление, объём внимания, умение устанавливать причинно-следственные связи. Здесь используются задания типа «Исключите по одному слову из данной цепочки так, чтобы в ней осталось только одно слово», проверяющие умение сопоставлять, строить рассуждение.
Появление новых средств распространения информации: компьютеров, Интернета - вызвало необходимость адаптации школы к новому информационному будущему, разработки методики обучения школьников с применением новых информационных технологий. Что вносит в образовательный процесс использование ИКТ? Это 1) повышение активности учащихся; 2) оперативная обработка результатов контроля; 3) индивидуальный подход к обучению; 4) полная реализация дидактического принципа наглядности; 5) более укрупнённая (блоковая) подача материала; 6) уничтожение рутины в преподавании.
Для обеспечения учебного процесса в режиме новой технологии на уроках русского языка осваиваются электронные образовательные ресурсы: программно-методический комплекс, программа компьютерного тестирования Knowing, программа Power Point, фрагменты образовательного Интернета и др. С учётом компьютерной грамотности обучающихся продумываются варианты заданий обучающего и творческого характера для индивидуальной и групповой деятельности.
Задача уроков литературы - максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей. На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, но не оценивать их, предоставляя учащимся возможность больше взаимодействовать друг с другом и меньше зависеть от учителя. Темы сочинений, предложенные учителем, могут корректироваться, дополняться. Параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой.
Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть различными. Это создание личностных характеристик персонажей; определение нравственной, эстетической позиции; самостоятельная формулировка вопросов; выбор различных видов заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка). Ролевые игры помогают детям проявить себя (оппонент, автор, руководитель, лаборант, оформитель, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Игра – прекрасное средство для формирования адекватной самооценки, веры в свои силы, личной независимости в высказываниях, инициативы.
Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда «обычные» дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку усвоить необходимый и посильный объём информации. Кооперативная форма организации деятельности детей, когда происходит обучение в малых группах, дает возможность избавиться от некоторых недостатков классно-урочной системы и является одним из условий использования интерактивных технологий обучения.
Эффективен в обучении одарённых детей метод проектов. Что даёт этот метод?
1. Личностно-ориентированное образование.
2. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
3. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
4. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
5. Развитие познавательного интереса учащихся.
Типология проектов
№ п/п
Вид проекта
Специфика
Структура
Результат
1.
Исследовательский
Исследование проблемы
1) постановка проблемы исследования; 2)формулирование гипотезы; 3) планирование и разработка действий; 4) сбор данных; 5) подготовка и написание (оформление) сообщения; 6)выступление с подготовленным сообщением; 7)построение выводов, заключений
Исследовательская работа (например, по теме «Проблема выбора в произведениях русских писателей XIX века»).
2.
Творческий
Творческая деятельность
Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.
Видеофильм, ролевая игра, драматическая постановка, праздник, статья, альманах, альбом.
3.
Информационный
Работа с информацией о каком-то объекте
1) ознакомление участников проекта с конкретной информацией; 2) её анализ; 3) обобщение для широкой аудитории
Статья, аннотация, доклад, видеофильм, презентация.
4.
Практико-ориентированный
Ориентация на социальные интересы
1) определения функций каждого из участников; 2) обсуждение оформления результатов проектной деятельности; "конечного продукта"; презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; 3) внешняя оценка проекта (рецензирование).
Справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то языкового явления; наглядное пособие, деловые бумаги и т.д.
Метод проектов - технология, которая предполагает использование широкого спектра проблемных исследований. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся.
Каков алгоритм проведения лекции в режиме интерактивного обучения на уроке литературы?
I. Самостоятельная работа. (3 мин.).
Записать все, что вспомнилось по заданной теме.
II. Работа в группах. (10 мин.)
Обобщить все, что удалось вспомнить, приёмом кластера (англ.cluster – букв. «пучок, гроздь»).
III. Обобщение наработок всех групп. (15 мин.)
На доске все наработки групп вписываются в общую схему.
IV. Активное слушание теоретического материала. (20 мин.)
Преподаватель читает теоретический материал, соотнося его со схемой на доске.
Учащиеся записывают лекционный материал, помечая блоки, которые содержат новую информацию, вызвали интерес, желание задать вопрос и т.п. (можно использовать особые обозначения).
V. Обсуждение прослушанного материала по вопросам учащихся. (10 мин.)
VI. Итог. Учащимся предлагается написать эссе по полученному материалу.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Литература.
1. Бакулина, В.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. В.А. Бакулина // Русский язык в школе. - № 3. – 2003.
2. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. - М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.
4. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ