Разработка урока литературы "Духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского" 8 Класс

Разработка урока литературы

8 класс

Тема: Духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского.


Цели урока:

I.Обучающая:

1.Проанализировать образ Сергия Радонежского в произведении Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

2.Подготовиться к написанию сочинения.

3. Продолжить работу с понятием « духовная литература»

.

II.Развивающая:

На примере произведения Б.Зайцева продолжить работу по формированию интеллектуальных умений анализировать, систематизировать; продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций.


III.Воспитывающая:

Продолжить работу по формированию чувств патриотизма и гордости за русский народ на примере образа Сергия Радонежского.


Оборудование: Учебники, тетради, интерактивная доска


Ход урока


1.Организационный момент.


2.Слово учителя. (Слайд 1)


Эпиграф


Сколько веры, сколько силы!

Духом плоть побеждена.

С этой верой тьма могилы

Человеку не страшна!

Благодатные примеры-

Эти Светочи земли...

О, хотя б частичку веры

Их, мне, Господи, пошли!

А.Круглова.


-Как вы понимаете слова поэтессы? Кого можно называть «Светочами земли»?

-Какую сторону жизни человека поэтесса выделяет? (Духовную)

-В каком жанре древнерусской литературы воспеваются такие герои? (в Житии)

-Что такое Житие? (Житие- это жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека)

-Героя какого жития вы уже знаете? (А.Невского)

-Зачитайте план –характеристику образа А. Невского, составленный дома .


3.Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы поговорим о Человеке, с чьим именем уже 5 веков связана история России, кого называют воплощением нравственного идеала.

Ребята, я хочу обратиться к тем, кто в прошлом году ездил на экскурсию по «Золотому кольцу России». Помните чувства, которые мы испытали, увидев живую историю: храм Покрова-на -Нерли, Александровскую слободу и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру?

Давайте вспомним о нашем посещении Лавры, рассказ экскурсовода о Сергие Радонежском. (Выступления учащихся с индивидуальными заданиями, параллельно демонстрируются слайды 2-4, на которых запечатлены ребята во время посещения Лавры.)

4.Слово учителя.

Всю жизнь Сергий помогал нуждающимся духовно и физически. После кончины был признан святым. Через 20 лет Епифаний Премудрый написал Житие Сергия Радонежского», а через 5 веков, в начале 20 века, писатель Борис Зайцев написал произведение «Преподобный Сергий Радонежский». Цель нашего урока: выяснить, в чём состоит духовный подвиг Сергия Радонежского.

5.Работа в группах. Предлагаю вам проанализировать образ Сергия.


Задание для первой группы «Личность Сергия»:

а) портрет Сергия в тексте (черты портрета)


б) семья и её роль в жизни мальчика.


в) детство, учёба


г) юность, служение Господу


Задание для второй группы «Роль Сергия в истории России»:


а) Сергий- основатель монастыря


б) Молитвенный подвиг Сергия во имя победы в Куликовской битве в 1380 году:


-Зачем князь Дмитрий Иванович едет перед битвой к Сергию?



-Почему Сергий «шепнул» князю о победе, а не сказал громко всем?


-Кого отправил вместе с дружиной?



Задание для третьей группы:


--Каково отношение Бориса Зайцева к Сергию Радонежскому? Докажите.

-Какие художественные средства автор использует для этого?

-Можно ли жизнь Сергия назвать подвигом?

.

Задание для всего класса: составьте план выступления каждой группы.


6.Выступление с рассказами участников групп.

Во время выступления 1 группы демонстрируется слайд 5(Видение отрока Варфоломея) и один ученик выступает с индивидуально подготовленным заданием, описанием Сергия Радонежского :

До наших дней сохранился выполненный в конце 14-начале 15 веков шитый покров с изображением Сергия. Полагают, что он достоверно передаёт внешность Радонежского игумена. Необычайно выразительно худощавое лицо Сергия, обрамлённое копной густых рыжеватых волос и широкой, уже сильно поседевшей бородой. Мастер сумел передать отсутствующий, устремлённый внутрь взгляд. Облик отшельника подчёркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру старца. Судя по этому изображению, Сергий-человек незаурядной внутренней силы.


Во время выступления ребят второй группы демонстрируются слайды 7(князь Дмитрий у Сергия перед Куликовской битвой) и 8(Куликовская битва)


7.Выводы.

Посмотрите в тетради. Что удалось нам сделать совместными усилиями?

(Составить план по теме: «Образ Сергия Радонежского»)

-Чего нам не хватает в плане?

(Вступления и заключения)

-Каким может быть вступление?

-Каким может быть заключение?


-Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться мощам Святого Сергия? (Демонстрация слайда 9 Троице-Сергиева Лавра)


-Согласны вы с С.Зайцевым, назвавшим Сергия «величайшей славой России»?



8.Домашнее задание.


Напишите сочинение по плану «Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ