Схема конспекта урока "Есенинская образность и поэтизация родины в картине Н. Ромадина «Село Хмелевка»" 9 Класс
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Ежевская Наталья Владимировна
Предмет русский язык и литература______Класс__9 б______________________________________
Тема урока Есенинская образность и поэтизация родины в картине Н. Ромадина «Село Хмелевка».
Вид урока интегрированный урок русского языка – развития речи (обучение написанию сочинения по картине Н.Ромадина «Село Хмелевка») и литературы – Образ России в творчестве Есенина.
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Цель учителя: Вызвать положительную мотивацию обучающихся к изучению новой темы. Развивать эстетическое сознание учащихся.
Цель учащихся: Настроиться на положительное восприятие новой темы, сформулировать цель учебного занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей. Сегодня у нас открытый урок, но мы к работе готовы всегда и не растеряемся.
На экран выводится 1 слайд – репродукция с картины С. Ромадина «Село Хмелевка».
- Что вы видите на экране? (Учащиеся отвечают, что видят картину, на которой изображена российская деревенька.)
- Как вы догадались, что это российская деревенька? (По характерным для русской глубинки домам, крытым соломой, чаканом…)
- Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься сегодня на уроке? (Будем описывать картину) – Мы сможем ее описать за 1 урок? (Нет) Значит, поставьте правильную цель урока – Подготовиться к написанию сочинения по картине Н.Ромадина. Слайд №2
- Правильно, только с небольшим уточнением: мы будем подготавливать необходимый материал для сочинения по репродукции с картины. Найдите в ваших учебниках данную репродукцию. Кто ее автор? (Учащиеся называют имя автора) Слайд №3
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
В данном уроке данный этап не запланирован, исходя из специфики урока (развития речи).
3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Цель учителя: Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ в подготовке к сочинению по картине. Задачи: . 1.Развитие исследовательских способностей: поиск стихотворений С.Есенина, соответствующих по содержанию картине Н. Ромадина. 2. Развитие творческих способностей в подборе материала к написанию сочинения (составление словосочетаний, фраз, раскрывающих содержание картины, ее эмоциональное восприятие).
Цель и задачи обучающихся: Собрать необходимый материал для написания сочинения по картине Н.Ромадина, используя различные информационные источники: интернет, художественная литература, библиографическая литература. Научиться координировать работу в группах, распределять задания. Установить связи между эпохой, картиной Н.Ромадина и стихотворениями о природе Есенина.
II. Информационно-исследовательская часть урока:
- Давайте рассмотрим внимательно, что изобразил художник на этой картине, и в этом нам поможет музыка. Звучит музыка - П.Чайковского «Времена года».
Учитель: Рассмотрите внимательно картину, запишите фразы и словосочетания, необходимые для описания картины.- 4минуты
- Зачитайте, что у вас получилось? (Ученики по группам зачитывают собранный материал)
Вспомогательные вопросы для учащихся:
- Откуда открывается вид на деревеньку? Что составляет центр картины? Предположите, какая это часть российской глубинки: центральная, южная – казачья, северная, или Зауралье? По каким приметам вы догадались? Что окружает окраины села? О какой особенности строительства деревень на Руси это говорит?
( Учащиеся говорят, что деревеньку художник показал с холма, небольшие взгорья окружают это село, как стены города. Дома деревянные…)
- Можно ли сказать, что художник любуется этим видом? Почему? Какой поэт России воспел такую же «деревянную Русь»? Кто-нибудь может продекламировать строчки этих стихов?
- И для Есенина и для Ромадина такие пейзажи не просто предмет или образ для создания будущего произведения. Что они значат для них? (родина, родные места)
- Думали ли вы когда-нибудь над тем, что такое родина? Какой смысл вы вкладываете в это слово?
- Как еще можно назвать родину, родные места? (отчизна, земля отцов и дедов, земля предков, малая родина, место, где ты появился на свет…) Слайд № 4
Слово учителя: Никто из нас не выбирает себе, где родиться. Не спорю, что знойные пляжи и пальмы Рио-де-Жанейро манили не только Остапа Бендера, но если вам когда-нибудь доводилось долго отсутствовать в родном доме, городе, то вспомните, какое чувство испытывали вы. Когда пересекали черту города, въезжали на знакомые проспекты и улицы? Хотелось ли вам поскорее покинуть автобус, поезд и очутиться на этих улицах, смотря в лицо городу? Если это не любовь, то что? И разве мы променяли бы эти улицы и этот город на вечно летний Рио? Так же и Есенин, объехав полмира, побывав в Америке, вернувшись, все равно пел и пел о своей «деревянной Руси».
- Кто-нибудь знает, в какой момент жизни приходит к человеку осознание того, что такое родина? Давайте попробуем услышать ответ на этот вопрос из знаменитой песни о родине. (Учащиеся исполняют фрагмент песни «С чего начинается родина?») Музыка Вениамина Баснера, стихи Михаила Матусовского.
- Как бы вы теперь сформулировали тему урока? (Есенинская образность и поэтизация родины в картине Н. Ромадина «Село Хмелевка». ) слайд №5
- Напомните о цели урока: - подготовиться к написанию сочинения
- Теперь обратимся к интернет – ресурсам и найдем недостающую информацию согласно полученным ролям. Библиографы найдут информацию о художнике и традициях школы русского изобразительного искусства; исследователи найдут соответствие этому художественному образу родины в стихотворениях Сергея Есенина, а словесники подготовят информацию о самом поэте и его творчестве. Время данного исследования – 10 минут.
4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цель учителя: Формирование ответственного отношения к учению. Развитие эстетического сознания учащихся через освоение художественного наследия (литературного и изобразительного).
Цель учащихся: Продемонстрировать результаты учебного труда, научиться координировать работу в группах, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней.
Этап демонстрации и усвоения новых знаний:
Учащиеся каждой группы поочередно представляют найденные сведения, остальные кратко записывают найденную информацию. (Группа искусствоведы, затем словесники, завершают исследователи.)
Информация о Ромадине - Слайды № 6-10. В серии картин «Волга – русская река», созданной в 1944 г., -
«Восход луны», «Золотые листья», «Бурная Волга», «Село Хмелевка», «Стадо» и др. Н. Ромадин показывает Волгу во всем ее величии. За тридцать лет творческой деятельности Ромадиным написано много картин, в том числе жанровых и историко-революционных. Но славу принесли ему многочисленные пейзажи, многие из которых прочно вошли в историю советского искусства и продолжают доставлять зрителям величайшее эстетическое наслаждение. Ромадин обычно пишет нетронутую природу. Часто в его пейзажах нет и следа человека. Ромадин является верным последователем великих русских пейзажистов прошлого, таких, как Левитан, Саврасов или Федор Васильев.
Информация о Есенине: Фото Есенина – Слайд № 11
Есенинская Русь на картинах Ромадина –слайд №12
Информация о есенинских строках на картинах Н.Ромадина:
Стихи Есенина к картине – слайды № 13, 14, 15, 16
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок …
5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель учителя: Подтолкнуть обучающихся к обобщению изученного на уроке. Формировать у учащихся необходимые навыки самоконтроля, самооценки.
Цель учащихся: Обобщить полученный на уроке материал, дать оценку своей работе.
IV Этап - Подведение итогов урока и Домашнее задание:
Какую цель мы ставили в начале урока? ( Подготовиться к написанию сочинения по картине Н.Ромадина. )
- Вспомним структуру сочинения по картине: 1 часть – вступление – о чем следует писать во вступлении, какая найденная на уроке информация может быть использована в данной части сочинения? (Представление автора картины и самой картины. Информация о том, чьи традиции продолжает художник в своем творчестве и в этой картине?) Слайд №17
2- часть – основная. О чем следует писать в основной части сочинения по картине? Какую информацию, найденную сегодня на уроке, мы можем включить сюда? (Описание изображенного на картине, отражение понимания художником смысла слова «родина», цитирование строчек стихов, в которых есть соответствие с этой картиной.) Слайд №18
3- часть – заключение. О чем мы говорим в этой части? (О своем восприятии, мыслях, ощущениях, навеянных просмотром этой картины). Слайд №19
Учитель: Наш урок подошел к концу, но перед тем, как уходить с него, я прошу вас оценить свою работу на уроке, выбрав одну из трех полосок, приготовленных для вас на столах (зеленую, синюю, желтую) и положить на тумбу в стопку по группам: «Все понял, могу помочь другим», «Понял, но есть некоторые сомнения в написании работы», «Нужна дополнительная консультация». И удачи вам в вашем творчестве!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ