СЦЕНАРИЙ УРОКА – КОНКУРСА В ФОРМЕ ЛИТЕ-РАТУРНОГО ЭРУДИЦИОНА «ПО СТРАНИЦАМ ЛИ-ТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА» 10 КЛАСС
1001 идея интересного занятия с детьми
СЦЕНАРИЙ УРОКА – КОНКУРСА В ФОРМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЭРУДИЦИОНА «ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА» (10 КЛАСС)
Симонова Нина Петровна, МОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля», Г. Краснотурьинск, Свердловская область
предмет (направленность): литература
Возраст детей: 10 класс
Место проведения: класс
Ключевые слова: ученик-читатель, самостоятельное чтение, развитие творческих способностей, любовь к художественной книге, к классике, атмосфера «погружения» в творчество писателя Л.Н.Толстого.
Цель: формировать профессиональные качества творческого читателя.
Задачи:
Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в процессе изучения литературы в школе и самостоятельно;
Создать атмосферу «погружения» в творчество писателя;
Способствовать повышению интереса к литературе;
Развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую компетенции;
Учить учащихся отстаивать свою точку зрения, делать это тактично, аргументированно;
Воспитывать:
- любовь к художественной книге, к классике;
- уверенность в себе, в свои силы, волю к победе;
- чувство коллективизма.
Оборудование: презентация, портреты писателей, карточки-жетоны, сигнальные карточки, памятные призы-медали, сделанные художниками класса.
Предварительная работа:
Класс делиться на пять групп:
- первая группа – жюри (готовят вопросы к литературной игре);
- вторая группа - художники, пресс-центр (готовят вопросы к литературной игре, рисуют памятные призы-медали, делают заготовки к табло «Результаты игры»);
- третья, четвёртая, пятая группы - команды, которые готовят занимательные литературные вопросы сопернику, изучают творчество Л.Н.Толстого;
Учитель литературы консультирует все творческие группы учащихся;
Учащиеся пишут домашнее сочинение-эссе « Эта обыкновенная необыкновенная классика».
Члены пресс-центра готовят специальное табло, с помощью которого будут освещать конкурс (можно с помощью компьютера)
Ход литературной игры- конкурса.
Вступительное слово учителя литературы (учитель зачитывает отрывки из ученических сочинений-эссе).
Пролог эрудициона (игру ведут учащиеся, 2-3 чел.)
Приветственное слово ведущих игры, например:
1 ведущий:
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков русской литературы, который назвали эрудиционом. Надеемся, что это будет конкурс знаний, находчивости, хорошего настроения.
2 ведущий:
- Наш конкурс судят: первое жюри, в его состав входят учителя и учащихся 10 класса;
второе жюри – жюри зрительских симпатий, это вы – болельщики. Сейчас вы получите карточку-жетон, на которой по окончании конкурса напишите номер участника игры, понравившегося вам своими ответами.
3 ведущий:
- За правильный ответ участники и каждая команда получают 5 баллов; за оригинальность, находчивость прибавляется дополнительный бал.
1 ведущий:
- Члены пресс-центра будут освещать наш конкурс на специальном табло.
2 ведущий:
- Начинаем эрудицион. Члены жюри, пресс-центра, команды, готовы?
3 ведущий:
- Эрудицион состоит из двух туров. Каждый тур включает в себя несколько заданий. Успешно справившись с заданиями, вы переходите в следующий тур.
1 ведущий:
- Наш конкурс начинаем с преставления команд
(команды представляют свою визитную карточку).
Представление команд.
Первый тур «Разминка» (состоит из трёх заданий):
Конкурс библиофилов
1 ведущий:
- каждая команда получает в конверте лист с набором слов. В течение 40 секунд нужно составить список художественных произведений и назвать их авторов, например:
« Юность, мир, воскресение, соната, Иван Ильич, живой, крейцерова. Анна, хаджи, труп, утро. Каренина, казаки, отрочество, война, детство, смерть, Мурат».
( Л.Н.Толстой);
«Игрок, бедные, преступление, идиот, униженные. Братья, наказание, сон, мёртвый, дядюшка, подросток. Карамазовы, дом, оскорблённые, записки, бесы». (Ф.М.Достоевский);
«Записки, дети, Рудин, Ася, Андрей, дворянское, накануне. Колосов, отцы, любовь, гнездо, воды, новь. Охотник, стихи, первая, вешние, проза, Муму, дым. (И.С.Тургенев).
Конкурс «В портретной галерее».
2 ведущий:
- Работаем сигнальными карточками, на которых написаны цифры от 1 до 6, номер карточки соответствует номеру портрета писателя; 2 вопроса получает каждая команда:
1) «Его прозвали «Колумбом Замоскворечья», а его пьесу «Свои люди – сочтёмся» - купеческими «Мёртвыми душами». О ком идёт речь?»
( А.Н.Островский)
2) «Кто, увидев свой портрет, написанный великим художником Кипренским, сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»?» (А.П.Пушкин)
3) «По рождению и воспитанию он принадлежал к высшей помещичьей знати России. По отцовской линии его предки – сподвижники Петра Первого, по материнской – родственники А.С.Пушкина. Кто это? (Л.Н.Толстой)
4) «Некрасов передал рукопись молодого писателя Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился». О ком идёт речь? (Ф.М.Достоевский)
5) «Враги-реакционеры прозвали его «Вице-Робеспьером», а современники называли - «Прокурором русской общественной жизни». Кто это? (М.Е. Салтыков-Щедрин)
6) «Отличительной чертой стиля этого писателя можно назвать иронию, с которой он относится к описываемым событиям и своим героям. Продолжая романтические традиции, писатель смотрит на мир с печальной улыбкой, противопоставляя людскую суету вечному покою природы». Кто это? Подсказка: писатель – автор трёх романов на «О». (А. Гончаров)
Конкурс-блиц «Литературная мозаика».
3 ведущий:
- Команды в течение 1 минуты отвечают на вопросы. Выигрывает та, которая больше всех даст правильных ответов за одну минуту:
- Кто из литературных героев не мог отличить ямба от хорея?
- Назовите эпиграф к комедии Гоголя «Ревизор».
- Что такое ямб?
- Кому посвятил Тургенев роман «Отцы и дети»?
- Какого цвета фрак Чичикова?
- Сколько книг прочитал Ляпкин-Тяпкин, герой комедии Гоголя «Ревизор»?
- Назовите эпиграф к повести Пушкина «Капитанская дочка».
- Что такое сонет?
-У какого литературного героя на письменном столе находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя, как единственная связь с родиной?
- Назовите любимый композиционный приём поэта Некрасова.
- Каким рассказом открывается сборник Тургенева «Записки охотника»?
- Какой подарок получил Пушкин от поэта Жуковского в 1820 году?
- У какого литературного героя лежит в кабинете книга с закладкой на 14 странице?
- Каким стихотворным размером написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
- Кто из знаменитых писателей выступил с речью на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве в 1886 году? (и т.п.)
(жюри подводит итоги 1 тура эрудициона)
Второй тур эрудициона посвящается Л.Н.Толстому: «В мире удивительных характеров и судеб».
1) Конкурс «Толстой. Каким он был»?
Вопросы:
1 ведущий:
- Чей портрет носил в медальоне 15летний Толстой и почему?
/Портрет Руссо. «Я прочёл всего Руссо, все 20 томов. Я не только восхищался им, я благотворил его; в 15 лет носил на груди медальон с его портретом, как образок. Многое из написанного им храню в своём сердце… Я многим обязан ему, люблю его, но есть большая разница: Руссо отрицает всякую цивилизацию, я же - лжехристианскую», - пишет в дневнике Толстой.
Уважение к личности, внимание к жизни чувств, презрение ко лжи, любовь к правде, смелая критика пороков цивилизации – вот, что привлекало Толстого в Руссо./
2 ведущий:
- Любимый философ Толстого – Монтень. Какая мысль Монтеня была особенно близка Толстому?
/«Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало», - писал Монтень.
Толстой учился неустанно и много. Н.Гусев, секретарь писателя, говорил: «Умственные интересы Толстого разнообразны, он поражал глубиной познаний в самых разных областях»./
3 ведущий:
- Б.Франклин – писатель, дипломат, выдающийся американский физик 18 века. Какое отношение он имеет к жизни Толстого?
/Б.Франклин до преклонных лет сохранил живость и остроту ума. В 83 года сделал одно из своих замечательных открытий – двухфокусную подзорную трубу.
Прочитав о том, что Франклин вёл особый журнал, где отмечал все успехи и промахи прошедшего дня, Толстой решает перенять опыт Франклина.
«По вечерам пишу «франклинский» журнал; у меня по графам расписаны слабости: лень, ложь, обжорство, нерешительность, желание себя выказать и т.п. В этот журнал я из дневника выношу свои преступления крестиком по графам»,- пишет Толстой в дневнике.
Система американца увлекла Толстого-юношу. «Чем дальше продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатки»./
1 ведущий:
- Послушайте стихотворение (ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Воспоминание», 1828г.) Кто его написал, и какое отношение оно имеет к жизни Толстого? (стихотворения на слайде презентации)
/Стихотворение Пушкина «Воспоминание» - любимое стихотворение Толстого. Исповедь поэта - горячее чувство недовольства собой – пришлась по душе Толстому.
Толстой, как и Пушкин, знал и «часы томительного бденья», и «тяжких дум избыток»; он сурово судил себя. В 1903 году Толстой стал писать свои «Воспоминаниями» и на первой странице целиком привёл стихотворение Пушкина, от себя добавил: «Я бы изменил последнюю строчку: вместо «строк печальных» поставил бы «строк постыдных не смываю»./
2 ведущий:
- Назовите последнюю повесть Л.Н.Толстого. Она стала обвинительным приговором общественной жизни России.
/ Толстой в повести «Хаджи Мурат» осудил людей, ведущих войну, общество, разделённое на своих и чужих, негодовал о жизни, неизбежно ведущей к смерти.
В произведении звучит проклятие войне и гимн человеческой жизни./
3 ведущий:
- Писал ли Толстой стихи?
/Да. Широко известна песня о сражении на реке Чёрной. Песня звучит весело, но отражает отнюдь не весёлое настроение лирического героя, человека который болел за общее дело и страдал оттого, что героическими воинами командуют бездарные начальники. Песня была популярна; напечатана Герценом за границей в альманахе «Полярная звезда»./
1 ведущий:
- Какими видами спорта занимался Л.Толстой?
/Гимнастика (гири, гантели, брусья, конь, перекладина), верховая езда. Учился джигитовке, катался на коньках. В 1895 году научился ездить на велосипед. Любил плавать, охоту. Играл в русские народные игры: городки, лапту; в барские игры: крокет, теннис./
2) Конкурс «Литературный детектив».
А) «Установить личность героя»
2 ведущий:
- Перед вами предметы, которые принадлежат литературным героям. Ваша задача: за 30 секунд разыскать владельцев, то есть установить имя героя, вернуть ему потерянные вещи: трубка, образок, очки, пакетик с изюмом, письмо на французском языке и т.п.
Б) «Установить портрет литературного героя»
3 ведущий:
- Продолжаем конкурс литературных детективов.
Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и многократное её повторение.
Попытайтесь по одному или нескольким штрихам портрета угадать персонажа романа Толстого «Война и мир»:
«сухое лицо», «глаза …блестели лучистым ярким светом» (Андрей Болконский);
«чёрные глаза, большой рот» (Наташа Ростова);
«добрые, умные глаза» (Тушин);
«сияющая лысина, светлое выражение плоского лица» (князь Василий Курагин);
«светлые голубые глаза нагло смотрели, а рот улыбался» (Долохов);
«неуклюжий», «выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками» (Пьер);
Она «улыбалась… той же не изменяющейся улыбкой» (Элен);
«Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света» (Марья Болконская) и т.п.
3) Конкурс «Живые герои».
1 ведущий:
- У нас в гостях литературный герой. Узнали? Кто это? Вглядитесь: «небольшой», «сутуловатый», «робкий», «с добрыми, умными глазами». Да, это капитан Тушин. Представляем ему слово.
Слово капитана Тушина (играет ученик):
- Голубчики мои, читатели!
Вот я к вам приехал. Конечно, я отказывался, но никто и слушать не хотел. «Езжай,- говорит Багратион, - проверь, как прочитали десятиклассники роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Я человек исполнительный, сами понимаете, солдат. Посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко, которому имею большое уважение, решил, что надо побывать у вас в гостях, задать вам парочку вопросов.
Вы знаете, что я человек застенчивый, даже робкий, поэтому не перебивайте меня быстрыми ответами. Не торопитесь, мне нужны правильные, подробные ответы.
Итак, начнём:
Вопрос № 1: «Вы знаете, что я служил под командованием Багратиона, генерала. Которому Суворов в Италии подарил свою шпагу. Так вот, какой приказ получил Багратион в ночь на 1 ноября 1805 года?»
Вопрос № 2: «При описании моей внешности Л.Н.Толстой любит повторять одно прилагательное. Не подскажите? Да именно оно! «Маленький человек со слабыми движениями», «маленький Тушин», «выбежал вперёд и из-под маленькой ручки смотрел на французов. Скажите, а как я выгляжу во время боя?
Вопрос № 3: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…» Справедливо ли это утверждение по отношению к артиллеристам моей батареи. Почему?»
Вопрос № 4: «Назовите истинного героя Шенграбенского сражения?»
Вопрос № 5: «Как вы думаете, принимал ли я участие в Бородинском сражении?»
4) Конкурс «Каждый должен говорить своим языком» (Л.Н.Толстой)
2 ведущий:
- Толстой – мастер речевой характеристики. Речь его героев всегда индивидуальна, неповторимо характерна. В дневнике за 1856 год Л. Толстой не случайно записал:
«Каждый должен говорить своим языком». Критики утверждают: «Автору романа «Война и мир» иногда бывает достаточно привести только один диалог или несколько фраз героя, чтобы во всей полноте, через собственную речь, предстал перед читателями живой человеческий характер».
2 ведущий:
А) - Попробуйте доказать эту мысль на примере Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир». Послушайте несколько коротеньких фрагментов из романа (учащиеся читают наизусть):
«Разговор Наташи и Сони в лунную ночь в Отрадном», «Разговор Н.Ростовой с маменькой о Борисе Друбецком», «Разговор Наташи с дядюшкой после охоты» и т.п
(выбор определяется учащимися).
3 ведущий:
Б) - Назовите любимое слово в речи Наташи Ростовой? Почему?
/ «В речи Н.Ростовой главное то, как она говорит: её интонация, эмоциональная напряжённость её слов. Слова Наташи подчинены не рассудительной логике, а логике ассоциаций и тончайших душевных движений». Язык Наташи Ростовой всегда оценочный по понятиям «красоты, добра и правды», поэтому её любимые слова в речи содержат нравственную оценку.
Прелесть – высшая мера эстетического и нравственного без какой-либо конкретизации. В этом слове почти не виден сам предмет, зато очень видно отношение к предмету.
1 ведущий:
В) - Составьте речь- приветствие (пожелание) соперникам по эрудициону от имени Наташи Ростовой.
2 ведущий:
- Пока команды составляют речь, болельщики заполняют карточку-жетон: пишут имя лучшего игрока эрудициона.
3 ведущий:
- Слово предоставляется командам – речь- приветствие от имени Н.Ростовой.
Итог игры: жюри подводит итоги последнего конкурса и всей игры, объявляют лучшую команду и лучшего игрока, вручают памятные медали, созданные классными художниками.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Л.Н.Толстой «Война и мир», М., 2003г.
Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников, М., 1998 г.
Е.К.Балашов «Литература. Тестирование», издательство «Лицей», Саратов, 2003 г.
www.levtolstoy.ru.
5. ru.wikipedia.orq.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ