Конспект урока по Литературе «Воспитание нравственности через искусство литературного слова»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ НПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 34



Тема урока: «Воспитание нравственности через искусство литературного слова»

Автор Карнизова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка, литературы и истории высшей категории

ГОУ НПО ПУ-34 г. Электрогорск Московская область

Цели урока:

-определить нравственную проблематику романа;

-выявить комплекс нравственных ценностей.

Задачи урока:

-обсудить с учащимися понятие «нравственность», определить ее содержание и значение для человека;

-способствовать пониманию роли данного понятия для формирования личности человека;

- развивать потребность в саморазвитии и самопознании;

- воспитывать у учащихся веру в силу литературного слова; проявлять заботу о людях с умением сопереживания.

Оборудование:

-доска с названием темы урока;

-экран со слайдами;

-портреты и изречения русских религиозных мыслителей;

-портрет Ф.М. Достоевского.

Ход урока

I.Вступительное слово преподавателя: рассказывает о целях и задачах урока. Сейчас много говорят о необходимости нравственного воспитания учащихся. Мы, преподаватели гуманитарного цикла, веруя в силу литературного слова, стараемся воспитывать у современных учеников утерянную привычку читать и анализировать прочитанные книги. Классическим примером, которым я руководствуюсь в ходе учебно-педагогического процесса, долгие годы служит творчество Ф.М. Достоевского. Его произведения – неиссякаемый источник по воспитанию нравственности и психологизма.

II.Проверка домашнего задания. 1).Беседа о понятии «нравственность»

Что означает понятие «нравственность?

-В словаре Ожегова С.И. понятие «нравственность» – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Понятие «нравственный» - соблюдающий требования нравственности; относящийся к внутренней, духовной жизни человека [3].

Подумайте и выскажите свои соображения о сущности нравственного поведения человека: какое поведение человека мы можем назвать нравственным?

-Нравственное чувство, переживания, совесть являются сердцевиной человеческой нравственности. Безнравственный человек может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к угрызениям совести и моральным переживаниям дискомфорта, беспокойства, страдания, самоосуждения. Нет ни одного человека, который не переживал бы нравственных исканий – поисков самого себя, познания своей сущности, определения своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях и своей нравственной позиции. Нравственное поведение личности представляет собой сложную цепь одинаково важных звеньев: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственное переживание – нравственное осмысление ситуации и поведения – выбор и принятие решений – волевое усилие – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Существует моральный (нравственный) кодекс. В чем состоит его суть?

-Это свод правил, норм, который стремится охватить все возможные жизненные ситуации и стать для них единым законом [8]. Примером морального кодекса могут быть библейские заповеди, в которых сформулированы простейшие нравственные требования: «не убий», «не кради», «не пожелай жены ближнего своего», «не прелюбодействуй». Была попытка создать нравственный кодекс или хотя бы найти его общие основания, все закончилось неудачей. Это произошло в силу того, что интересы и потребности людей, живущих даже в одном обществе, никогда полностью не совпадут, они всегда разнообразны и противоречивы.

Существует словосочетание «нравственный идеал». Что оно означает?

-Олицетворением нравственного идеала может быть легендарная личность (Христос) или исторический деятель, мыслитель (Сократ), литературный персонаж (Овод) или реально живущий человек. Человек в своей жизни не только стремится к тому или иному нравственному идеалу, но и руководствуется такими моральными принципами и законами, которые позволяют ему более свободно и самостоятельно принимать решения применительно к конкретной ситуации и сообразно собственным убеждениям.

Нравственное поведение с точки зрения христианства – внешнее проявление свободного движения духа, внутреннее волеизъявление. Что это означает?

-Свобода творить добро и противиться злу, а не страх перед внешним давлением – источник христианской новозаветной нравственной жизни: «Познай истину, сказал Господь, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.32). Свободен тот, кто пребывает в истине, добре, в Христосе. Путь к истине и добру лежит через духовный труд. В этом плане новозаветная мораль имеет трудовой характер. Причина возникновения «нравственного зла» - разрыв с Богом. Именно познания добра и зла, как повествует книга Бытия Ветхого Завета, привело к грехопадению, к изменению, искажению первоначальной человеческой природы, которая, сохраняя «образ Божий» и дар свободы действий и выбора, оказалась в силу этого подвержена всякого рода искушениям и соблазнам, ибо утеряла «подобие Бога», то есть в равной мере стала обладать склонностью к добру и ко злу. В деле христианского нравственного воспитания в силу этого на первое место выходит формирование такого личностного качества как сопротивление искушениям, соблазнам и сознательное свободное стремление следовать с помощью божьей путем добра. Молитва и упражнения в добрых поступках стали традиционными христианскими средствами нравственного воспитания. Через непрерывный духовный труд, внутреннюю нравственную работу по «очищению сердца» и, как любил говорить преподобный Серафим Саровский (1759-1831), по «стяжению святого Духа» - человек просветляется, просвещается и нравственно преображается. Поэтому суть системы нравственной (христианской) морали – в свободном следовании человеком евангельским заветам по пути, указанному Христом[4.]

III. Проверка домашнего задания. 2).Работа с текстами русских религиозных мыслителей

о нравственности.

Практически все русские религиозные мыслители отмечали благотворное воздействие на их нравственность: облик приходской церкви с ее лампадами, ликами святых, пением, праздничными всенощными службами; первая исповедь; религиозные наставления; благословение родителей; встречи с высоконравственными людьми из среды крестьян. В своих семьях они продолжали эту традицию нравственного воспитания. Вот как нежно писал об этом А.С. Хомяков: …Бывало, в глубокий полуночный час,

Малютки, приду любоваться на вас,

Бывало, люблю вас крестом знаменать,

Молиться, да будет на вас благодать,

Любовь Вседержителя Бога…[7]

Почему в русской религиозной философии нравственное воспитание занимает, чуть ли не главенствующее место? Найдите в текстах объяснение.

-Интересные идеи в осмыслении нравственного воспитания личности высказаны К.С. Аксаковым. Им дано яркое философско-педагогическое истолкование основных моральных понятий христианской этики: свобода, добро и зло. В своей последней работе Источником нравственного добра он называет «Свободу», а «всякое зло – как он писал – исчерпывается одним словом: «Рабство» [1]. Он считал, что «зло» в облике «рабства» обитает внутри человека, в самом его духе, а не является лишь следствием материальных и социальных условий жизни. Дело нравственного воспитания искоренять это «самое унизительное» состояние духа, а не поддерживать его.

-Путь нравственного воспитания был рельефно начертан В.С. Соловьевым, который обобщил наработки религиозных мыслителей первого поколения и дал импульс к решению этой проблемы философами русского зарубежья XX века. Он учил, что Бог (Иисус Христос) вступил в земной исторический процесс, чтобы способствовать нравственному восхождению человечества, чтобы указать людям Путь к совершенству. Суть нравственного воспитания в том, чтобы сформировать в человеке стремление служить всестороннему нравственному Добру, опираясь на три первичных атрибута человеческой природы – стыд, жалость и благоговение. Первое – стыдиться животных черт в себе; второе – быть солидарным со всем живым, одушевленным; третье – ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенствование. В этом тройном отношении к окружающим и к самому себе – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Нравственное воспитание, как считал В. Соловьев, может осуществляться лишь в обществе, лишь соборно, поэтому необходимо искать особые формы солидарности, сотрудничества. Общество, церковь, государство должны стремиться к полному осуществлению нравственности. Нравственное воспитание, считал Соловьев, не должно ограничиваться национальными границами. В этом вопросе он выступает с христианских позиций, полагая, что заповедь Христа о любви к ближнему распространяется равно на представителей всех народов. В трактате «Оправдание добра» В.С. Соловьевым проблемы нравственности рассмотрены в контексте его теории «всеединства». Он подчеркивает, что добрая нравственность пронизывает и природу, и общество, и каждого человека в отдельности. Добрые цели нравственного воздействия – помочь личности самостоятельно совершить выбор между добром и злом в пользу правого, праведного пути. Моральный «закон» Соловьев сформулировал следующим образом: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, - вот единственная нравственная норма» [5]. Одна из важных задач нравственного воспитания – воодушевить воспитанника на добрые дела, опираясь на добрые начала внутри самого человека. Такое воздействие необходимо, ибо в сочетании с умом и совестью, оно приводит не просто к внешнему «хорошему поведению», а к «жизни в самом добре». Именно эта внутренняя жизнь в добре является главным источником целостного совершенствования человека. Сомнительное «хорошее поведение» еще не говорит о нравственной воспитанности. Основной критерий нравственности – «жизнь в самом добре».

-Русские религиозные мыслители сходятся в том, что нравственное воспитание можно

осуществить лишь в социальной среде, в практике доброго общения, духовного единения. В.В. Зеньковский традиционно на первое место ставил воспитательную среду «семейной социальности», которую он характеризовал как «естественную» или «натуральную» соборность. Это первичное соборное единение, как правило, духовно неустойчиво, двойственно. Поэтому в семье так часто проявляется зло. Являясь религиозным педагогом, Зеньковский видел высшее проявление благодатной для нравственного развития человека соборности в православной Церкви, «где человеческая стихия сочетается с божественной, где силою Св. Духа освещается и благодатно восполняется человеческое естество»[2].

-Связь нравственного воспитания с опытом религиозной жизни проводится прямая, можно сказать, жесткая. Следует признать чрезвычайно ценным поиск религиозными мыслителями критериев различения добра и зла на пути свободного развития личности. Это позволило им выйти на идею самосозидания человека.

IV.Беседа по тексту романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В свой роман Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Что же беспокоило автора?

-Автора беспокоила безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для писателя является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Как общество повлияло на судьбу Родиона Раскольникова?

-Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам – «униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теория Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление противонравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души.

Достоевский понимает, что «спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет

страдать и чья нравственность выше его собственной.

Кто является спасителем души Раскольникова и почему?

-Спасителем души человеческой в романе является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. Она предстает перед нами чистой, невинной девушкой. Соня не отличалась особой красотой своей внешности. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе. Безропотная, беззащитная Сонечка взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили ее пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной: все свои деньги она без жалости отдавала отцу и мачехе. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня – «существо приниженное» и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. «Приниженной» Соня стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Более всего прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову.

Как и чем помогла Соня Раскольникову?

-Казалось, Раскольников вот-вот «погибнет» во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой зеленый платок – символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от «уничтожения» Раскольникова. Сонечка – это «луч света» в мире тьмы и разочарований; надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство – чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.

V.Обобщение урока. Индивидуальная работа учащихся

-В образе Сони автор вложил свое отношение к жизни. И Соня, и автор считают, что на крови нельзя построить хорошую жизнь в обществе, человек должен жить по законам, но никак не

преступать их, жизнь должна строиться на уважении и милосердии друг к другу. В образе

Сонечки Мармеладовой Достоевский хотел показать, что нравственность должна жить в душе каждого человека. Необходимо ее хранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек. Не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова – «чистый свет высокой нравственной идеи».

-Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», - гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда нам, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными; все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность романа Достоевского.

-«У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли», - писал Р. Рождественский [6]. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы-

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский) [6]

VI.Заключительно слово преподавателя

Существуют внешние и внутренние критерии нравственного поведения: внешним критерием считается выполнение требований общественного мнения, внутренним – обостренное чувство собственной совести, вызывающее в человеке, в зависимости от характера, состояние либо нравственного удовлетворения, либо раскаяния и нравственных мук. Вывод нашего урока таков: именно в преодолении человеком внутренних и внешних противоречий заключается суть нравственного становления личности. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя (проблем, конфликтов, столкновений) можно почувствовать и осознать себя нравственно цельным и сильным. Нравственность развивается в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Домашнее задание: существует ли, по вашему мнению, предел, «потолок» в развитии нравственности человека?


Использованная литература

1.Аксаков К.С. Рабство и свобода. // Москва – 1991. - №8. С.199.

2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.С.536.

4.Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии, 1992.№2.

5.Соловьев В.С. Собрание сочинений в 10 томах. 2-е изд. – Спб., 1911-1914.Т.8.С.298.

6.Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Книга серии «Классика для школы». В помощь школьникам для подготовки к урокам литературы и абитуриентам для подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗы. – «СТРЕКОЗА – ПРЕСС», 2004.

7.Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. – М., 1994.

8.Школьный философский словарь /Т. В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. С.42-43.






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ НПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 34


Урок истории на тему:

«Воспитание нравственности»

Автор Карнизова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка, литературы и истории высшей категории

ГОУ НПО ПУ-34 г. Электрогорск Московская область

Цель урока:

-выявить комплекс нравственных ценностей.

Задачи урока:

-обсудить с учащимися понятие «нравственность», определить ее содержание и значение для человека;

-способствовать пониманию роли данного понятия для формирования личности человека;

- развивать потребность в саморазвитии и самопознании;

- воспитывать у учащихся способность выбора и решения при совершении поступков.

Оборудование:

-доска с названием темы урока;

-экран со слайдами;

-портреты и изречения русских религиозных мыслителей.

Ход урока

I.Вступительное слово преподавателя: рассказывает о целях и задачах урока. Сейчас много говорят о необходимости нравственного воспитания учащихся. Мы, преподаватели гуманитарного цикла, веруя в силу литературного слова, стараемся воспитывать у современных учеников утерянную привычку читать и анализировать прочитанные книги. Классическим примером, которым я руководствуюсь в ходе учебно-педагогического процесса, долгие годы служит творчество Ф.М. Достоевского. Его произведения – неиссякаемый источник по воспитанию нравственности и психологизма.

II.Проверка домашнего задания. 1).Беседа о понятии «нравственность»

Что означает понятие «нравственность?

-В словаре Ожегова С.И. понятие «нравственность» – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Понятие «нравственный» - соблюдающий требования нравственности; относящийся к внутренней, духовной жизни человека [3].

Подумайте и выскажите свои соображения о сущности нравственного поведения

человека: какое поведение человека мы можем назвать нравственным?

-Нравственное чувство, переживания, совесть являются сердцевиной человеческой нравственности. Безнравственный человек может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к угрызениям совести и моральным переживаниям дискомфорта, беспокойства, страдания, самоосуждения. Нет ни одного человека, который не переживал бы нравственных исканий – поисков самого себя, познания своей сущности, определения своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях и своей нравственной позиции. Нравственное поведение личности представляет собой сложную цепь одинаково важных звеньев: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственное переживание – нравственное осмысление ситуации и поведения – выбор и принятие решений – волевое усилие – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Существует моральный (нравственный) кодекс. В чем состоит его суть?

-Это свод правил, норм, который стремится охватить все возможные жизненные ситуации и стать для них единым законом [7]. Примером морального кодекса могут быть библейские заповеди, в которых сформулированы простейшие нравственные требования: «не убий», «не кради», «не пожелай жены ближнего своего», «не прелюбодействуй». Была попытка создать нравственный кодекс или хотя бы найти его общие основания, все закончилось неудачей. Это произошло в силу того, что интересы и потребности людей, живущих даже в одном обществе, никогда полностью не совпадут, они всегда разнообразны и противоречивы.

Существует словосочетание «нравственный идеал». Что оно означает?

-Олицетворением нравственного идеала может быть легендарная личность (Христос) или исторический деятель, мыслитель (Сократ), литературный персонаж (Овод) или реально живущий человек. Человек в своей жизни не только стремится к тому или иному нравственному идеалу, но и руководствуется такими моральными принципами и законами, которые позволяют ему более свободно и самостоятельно принимать решения применительно к конкретной ситуации и сообразно собственным убеждениям.

Нравственное поведение с точки зрения христианства – внешнее проявление свободного движения духа, внутреннее волеизъявление. Что это означает?

-Свобода творить добро и противиться злу, а не страх перед внешним давлением – источник христианской новозаветной нравственной жизни: «Познай истину, сказал Господь, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.32). Свободен тот, кто пребывает в истине, добре, в Христосе. Путь к истине и добру лежит через духовный труд. В этом плане новозаветная мораль имеет трудовой характер. Причина возникновения «нравственного зла» - разрыв с Богом. Именно познания добра и зла, как повествует книга Бытия Ветхого Завета, привело к грехопадению, к изменению, искажению первоначальной человеческой природы, которая, сохраняя «образ Божий» и дар свободы действий и выбора, оказалась в силу этого подвержена всякого рода искушениям и соблазнам, ибо утеряла «подобие Бога», то есть в равной мере стала обладать склонностью к добру и ко злу. В деле христианского нравственного воспитания в силу этого на первое место выходит формирование такого личностного качества как сопротивление искушениям, соблазнам и сознательное свободное стремление следовать с помощью божьей путем добра. Молитва и упражнения в добрых поступках стали традиционными христианскими средствами нравственного воспитания. Через непрерывный духовный труд, внутреннюю нравственную работу по «очищению сердца» и, как любил говорить преподобный Серафим Саровский (1759-1831), по «стяжению святого Духа» - человек просветляется, просвещается и нравственно преображается. Поэтому суть системы нравственной (христианской) морали – в свободном следовании человеком евангельским заветам по пути, указанному Христом[4.]

III. Проверка домашнего задания. 2).Работа с текстами русских религиозных мыслителей

о нравственности.

Практически все русские религиозные мыслители отмечали благотворное воздействие на их нравственность: облик приходской церкви с ее лампадами, ликами святых, пением, праздничными всенощными службами; первая исповедь; религиозные наставления; благословение родителей; встречи с высоконравственными людьми из среды крестьян. В своих семьях они продолжали эту традицию нравственного воспитания. Вот как нежно писал об этом А.С. Хомяков: …Бывало, в глубокий полуночный час,

Малютки, приду любоваться на вас,

Бывало, люблю вас крестом знаменать,

Молиться, да будет на вас благодать,

Любовь Вседержителя Бога…[6]

Почему в русской религиозной философии нравственное воспитание занимает, чуть ли не главенствующее место? Найдите в текстах объяснение.

-Интересные идеи в осмыслении нравственного воспитания личности высказаны К.С. Аксаковым. Им дано яркое философско-педагогическое истолкование основных моральных понятий христианской этики: свобода, добро и зло. В своей последней работе Источником нравственного добра он называет «Свободу», а «всякое зло – как он писал – исчерпывается одним словом: «Рабство» [1]. Он считал, что «зло» в облике «рабства» обитает внутри человека, в самом его духе, а не является лишь следствием материальных и социальных условий жизни.

Дело нравственного воспитания искоренять это «самое унизительное» состояние духа, а не

поддерживать его.

-Путь нравственного воспитания был рельефно начертан В.С. Соловьевым, который обобщил наработки религиозных мыслителей первого поколения и дал импульс к решению этой проблемы философами русского зарубежья XX века. Он учил, что Бог (Иисус Христос) вступил в земной исторический процесс, чтобы способствовать нравственному восхождению человечества, чтобы указать людям Путь к совершенству. Суть нравственного воспитания в том, чтобы сформировать в человеке стремление служить всестороннему нравственному Добру, опираясь на три первичных атрибута человеческой природы – стыд, жалость и благоговение. Первое – стыдиться животных черт в себе; второе – быть солидарным со всем живым, одушевленным; третье – ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенствование. В этом тройном отношении к окружающим и к самому себе – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Нравственное воспитание, как считал В. Соловьев, может осуществляться лишь в обществе, лишь соборно, поэтому необходимо искать особые формы солидарности, сотрудничества. Общество, церковь, государство должны стремиться к полному осуществлению нравственности. Нравственное воспитание, считал Соловьев, не должно ограничиваться национальными границами. В этом вопросе он выступает с христианских позиций, полагая, что заповедь Христа о любви к ближнему распространяется равно на представителей всех народов. В трактате «Оправдание добра» В.С. Соловьевым проблемы нравственности рассмотрены в контексте его теории «всеединства». Он подчеркивает, что добрая нравственность пронизывает и природу, и общество, и каждого человека в отдельности. Добрые цели нравственного воздействия – помочь личности самостоятельно совершить выбор между добром и злом в пользу правого, праведного пути. Моральный «закон» Соловьев сформулировал следующим образом: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, - вот единственная нравственная норма» [5]. Одна из важных задач нравственного воспитания – воодушевить воспитанника на добрые дела, опираясь на добрые начала внутри самого человека. Такое воздействие необходимо, ибо в сочетании с умом и совестью, оно приводит не просто к внешнему «хорошему поведению», а к «жизни в самом добре». Именно эта внутренняя жизнь в добре является главным источником целостного совершенствования человека. Сомнительное «хорошее поведение» еще не говорит о нравственной воспитанности. Основной критерий нравственности – «жизнь в самом добре».

-Русские религиозные мыслители сходятся в том, что нравственное воспитание можно осуществить лишь в социальной среде, в практике доброго общения, духовного единения. В.В. Зеньковский традиционно на первое место ставил воспитательную среду «семейной социальности», которую он характеризовал как «естественную» или «натуральную» соборность. Это первичное соборное единение, как правило, духовно неустойчиво, двойственно. Поэтому в семье так часто проявляется зло. Являясь религиозным педагогом, Зеньковский видел высшее проявление благодатной для нравственного развития человека соборности в православной Церкви, «где человеческая стихия сочетается с божественной, где силою Св. Духа освещается и благодатно восполняется человеческое естество»[2].

-Связь нравственного воспитания с опытом религиозной жизни проводится прямая, можно сказать, жесткая. Следует признать чрезвычайно ценным поиск религиозными мыслителями критериев различения добра и зла на пути свободного развития личности. Это позволило им выйти на идею самосозидания человека.

-«У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли», - писал Р. Рождественский. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы-

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)

VI.Заключительно слово преподавателя

Существуют внешние и внутренние критерии нравственного поведения: внешним критерием

считается выполнение требований общественного мнения, внутренним – обостренное чувство собственной совести, вызывающее в человеке, в зависимости от характера, состояние либо нравственного удовлетворения, либо раскаяния и нравственных мук. Вывод нашего урока таков: именно в преодолении человеком внутренних и внешних противоречий заключается суть нравственного становления личности. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя (проблем, конфликтов, столкновений) можно почувствовать и осознать себя нравственно цельным и сильным. Нравственность развивается в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Домашнее задание: существует ли, по вашему мнению, предел, «потолок» в развитии нравственности человека?


Использованная литература

1.Аксаков К.С. Рабство и свобода. // Москва – 1991. - №8. С.199.

2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.С.536.

4.Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии, 1992.№2.

5.Соловьев В.С. Собрание сочинений в 10 томах. 2-е изд. – Спб., 1911-1914.Т.8.С.298.

6.Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. – М., 1994.

7.Школьный философский словарь /Т. В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. С.42-43.














МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ НПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 34



Интегрированный урок литературы и истории на тему:

«Воспитание нравственности через искусство литературного слова»

Автор Карнизова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка, литературы и истории высшей категории

ГОУ НПО ПУ-34 г. Электрогорск Московская область

Оборудование:

-доска с названием темы урока;

-экран со слайдами;

-портреты и изречения русских религиозных мыслителей;

-портрет Ф.М. Достоевского.

Участники: преподаватель; учащиеся (1-5).

Ход урока

I.Вступительное слово преподавателя: рассказывает о целях и задачах урока. Сейчас много говорят о необходимости нравственного воспитания учащихся. Мы, преподаватели гуманитарного цикла, веруя в силу литературного слова, стараемся воспитывать у современных учеников утерянную привычку читать и анализировать прочитанные книги. Классическим примером, которым я руководствуюсь в ходе учебно-педагогического процесса, долгие годы служит творчество Ф.М. Достоевского. Его произведения – неиссякаемый источник по воспитанию нравственности и психологизма. Что означает понятие «нравственность?

Учащийся (1): В словаре Ожегова С.И. понятие «нравственность» – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Понятие «нравственный» - соблюдающий требования нравственности; относящийся к внутренней, духовной жизни человека [3].

Преподаватель: Подумайте и выскажите свои соображения о сущности нравственного поведения человека: какое поведение человека мы можем назвать нравственным?

Учащийся (2): Нравственное чувство, переживания, совесть являются сердцевиной человеческой нравственности. Безнравственный человек может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к угрызениям совести и моральным переживаниям дискомфорта, беспокойства, страдания, самоосуждения. Нет ни одного человека, который не переживал бы нравственных исканий – поисков самого себя, познания своей сущности, определения своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях и своей нравственной позиции. Нравственное поведение личности представляет собой сложную цепь одинаково важных звеньев: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственное переживание – нравственное осмысление ситуации и поведения – выбор и принятие решений – волевое усилие – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Преподаватель: Существует моральный (нравственный) кодекс. В чем состоит его суть? Существует словосочетание «нравственный идеал». Что оно означает?

Учащийся (3): Это свод правил, норм, который стремится охватить все возможные жизненные ситуации и стать для них единым законом [8]. Примером морального кодекса могут быть библейские заповеди, в которых сформулированы простейшие нравственные требования: «не убий», «не кради», «не пожелай жены ближнего своего», «не прелюбодействуй». Была попытка создать нравственный кодекс или хотя бы найти его общие основания, все закончилось неудачей. Это произошло в силу того, что интересы и потребности людей, живущих даже в одном обществе, никогда полностью не совпадут, они всегда разнообразны и противоречивы.

Учащийся (4): Олицетворением нравственного идеала может быть легендарная личность (Христос) или исторический деятель, мыслитель (Сократ), литературный персонаж (Овод) или реально живущий человек. Человек в своей жизни не только стремится к тому или иному нравственному идеалу, но и руководствуется такими моральными принципами и законами, которые позволяют ему более свободно и самостоятельно принимать решения применительно к конкретной ситуации и сообразно собственным убеждениям.

Преподаватель: Нравственное поведение с точки зрения христианства – внешнее проявление свободного движения духа, внутреннее волеизъявление. Что это означает?

Учащийся (5): Свобода творить добро и противиться злу, а не страх перед внешним давлением – источник христианской новозаветной нравственной жизни: «Познай истину, сказал Господь, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.32). Свободен тот, кто пребывает в истине, добре, в Христосе. Путь к истине и добру лежит через духовный труд. В этом плане новозаветная мораль имеет трудовой характер. Причина возникновения «нравственного зла» - разрыв с Богом. Именно познания добра и зла, как повествует книга Бытия Ветхого Завета, привело к грехопадению, к изменению, искажению первоначальной человеческой природы, которая, сохраняя «образ Божий» и дар свободы действий и выбора, оказалась в силу этого подвержена всякого рода искушениям и соблазнам, ибо утеряла «подобие Бога», то есть в равной мере стала обладать склонностью к добру и ко злу. В деле христианского нравственного воспитания в силу этого на первое место выходит формирование такого личностного качества как сопротивление искушениям, соблазнам и сознательное свободное стремление следовать с помощью божьей путем добра. Молитва и упражнения в добрых поступках стали традиционными христианскими средствами нравственного воспитания. Через непрерывный духовный труд, внутреннюю нравственную работу по «очищению сердца» и, как любил говорить преподобный Серафим Саровский (1759-1831), по «стяжению святого Духа» - человек просветляется, просвещается и нравственно преображается. Поэтому суть системы нравственной (христианской) морали – в свободном следовании человеком евангельским заветам по пути, указанному Христом[4.]

Преподаватель: Практически все русские религиозные мыслители отмечали благотворное воздействие на их нравственность: облик приходской церкви с ее лампадами, ликами святых, пением, праздничными всенощными службами; первая исповедь; религиозные наставления; благословение родителей; встречи с высоконравственными людьми из среды крестьян. В своих семьях они продолжали эту традицию нравственного воспитания. Вот как нежно писал об этом А.С. Хомяков: …Бывало, в глубокий полуночный час,

Малютки, приду любоваться на вас,

Бывало, люблю вас крестом знаменать,

Молиться, да будет на вас благодать,

Любовь Вседержителя Бога…[7]

Почему в русской религиозной философии нравственное воспитание занимает, чуть ли не главенствующее место? Найдите в текстах объяснение.

Учащийся (1): Интересные идеи в осмыслении нравственного воспитания личности высказаны К.С. Аксаковым. Им дано яркое философско-педагогическое истолкование основных моральных понятий христианской этики: свобода, добро и зло. В своей последней работе Источником нравственного добра он называет «Свободу», а «всякое зло – как он писал – исчерпывается одним словом: «Рабство» [1]. Он считал, что «зло» в облике «рабства» обитает внутри человека, в самом его духе, а не является лишь следствием материальных и социальных условий жизни. Дело нравственного воспитания искоренять это «самое унизительное» состояние духа, а не поддерживать его.

Учащийся (2): Путь нравственного воспитания был рельефно начертан В.С. Соловьевым, который обобщил наработки религиозных мыслителей первого поколения и дал импульс к решению этой проблемы философами русского зарубежья XX века. Он учил, что Бог (Иисус Христос) вступил в земной исторический процесс, чтобы способствовать нравственному восхождению человечества, чтобы указать людям Путь к совершенству. Суть нравственного воспитания в том, чтобы сформировать в человеке стремление служить всестороннему нравственному Добру, опираясь на три первичных атрибута человеческой природы – стыд, жалость и благоговение. Первое – стыдиться животных черт в себе; второе – быть солидарным со всем живым, одушевленным; третье – ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенствование. В этом тройном отношении к окружающим и к самому себе – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Нравственное воспитание, как считал В. Соловьев, может осуществляться лишь в обществе, лишь соборно, поэтому необходимо искать особые формы солидарности, сотрудничества. Общество, церковь, государство должны стремиться к полному осуществлению нравственности. Нравственное воспитание, считал Соловьев, не должно ограничиваться национальными границами. В этом вопросе он выступает с христианских позиций, полагая, что заповедь Христа о любви к ближнему распространяется равно на представителей всех народов.

Учащийся (3): В трактате «Оправдание добра» В.С. Соловьевым проблемы нравственности рассмотрены в контексте его теории «всеединства». Он подчеркивает, что добрая нравственность пронизывает и природу, и общество, и каждого человека в отдельности. Добрые цели нравственного воздействия – помочь личности самостоятельно совершить выбор между добром и злом в пользу правого, праведного пути. Моральный «закон» Соловьев сформулировал следующим образом: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, - вот единственная нравственная норма» [5]. Одна из важных задач нравственного воспитания – воодушевить воспитанника на добрые дела, опираясь на добрые начала внутри самого человека. Такое воздействие необходимо, ибо в сочетании с умом и совестью, оно приводит не просто к внешнему «хорошему поведению», а к «жизни в самом добре». Именно эта внутренняя жизнь в добре является главным источником целостного совершенствования человека. Сомнительное «хорошее поведение» еще не говорит о нравственной воспитанности. Основной критерий нравственности – «жизнь в самом добре».

Учащийся (4): Русские религиозные мыслители сходятся в том, что нравственное воспитание можно осуществить лишь в социальной среде, в практике доброго общения, духовного единения. В.В. Зеньковский традиционно на первое место ставил воспитательную среду «семейной социальности», которую он характеризовал как «естественную» или «натуральную» соборность. Это первичное соборное единение, как правило, духовно неустойчиво, двойственно. Поэтому в семье так часто проявляется зло. Являясь религиозным педагогом, Зеньковский видел высшее проявление благодатной для нравственного развития человека соборности в православной Церкви, «где человеческая стихия сочетается с божественной, где силою Св. Духа освещается и благодатно восполняется человеческое естество»[2].

-Связь нравственного воспитания с опытом религиозной жизни проводится прямая, можно сказать, жесткая. Следует признать чрезвычайно ценным поиск религиозными мыслителями критериев различения добра и зла на пути свободного развития личности. Это позволило им выйти на идею самосозидания человека.

Преподаватель: В свой роман Ф.М. Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Что же беспокоило автора?

-Автора беспокоила безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для писателя является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Как общество повлияло на судьбу Родиона Раскольникова?

Учащийся (5): Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам – «униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теория Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление противонравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что «спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной.

Преподаватель: Кто является спасителем души Раскольникова и почему?

Учащийся (1): Спасителем души человеческой в романе является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. Она предстает перед нами чистой, невинной девушкой. Соня не отличалась особой красотой своей внешности. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе. Безропотная, беззащитная Сонечка взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили ее пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной: все свои деньги она без жалости отдавала отцу и мачехе. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня – «существо приниженное» и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. «Приниженной» Соня стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Более всего прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову.

Преподаватель: Как и чем помогла Соня Раскольникову?

Учащийся (2): Казалось, Раскольников вот-вот «погибнет» во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой зеленый платок – символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от «уничтожения» Раскольникова. Сонечка – это «луч света» в мире тьмы и разочарований; надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство – чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.

Учащийся (3): В образе Сони автор вложил свое отношение к жизни. И Соня, и автор считают, что на крови нельзя построить хорошую жизнь в обществе, человек должен жить по законам, но никак не преступать их, жизнь должна строиться на уважении и милосердии друг к другу. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский хотел показать, что нравственность должна жить в душе каждого человека. Необходимо ее хранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек. Не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова – «чистый свет высокой нравственной идеи».

Учащийся (4): Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», - гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда нам, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными; все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность романа Достоевского.

Учащийся (5): «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли», - писал Р. Рождественский [6]. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы-

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский) [6]

Заключительно слово преподавателя: Существуют внешние и внутренние критерии нравственного поведения: внешним критерием считается выполнение требований общественного мнения, внутренним – обостренное чувство собственной совести, вызывающее в человеке, в зависимости от характера, состояние либо нравственного удовлетворения, либо раскаяния и нравственных мук. Вывод нашего урока таков: именно в преодолении человеком внутренних и внешних противоречий заключается суть нравственного становления личности. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя (проблем, конфликтов, столкновений) можно почувствовать и осознать себя нравственно цельным и сильным. Нравственность развивается в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Домашнее задание: существует ли, по вашему мнению, предел, «потолок» в развитии нравственности человека?


Использованная литература


1.Аксаков К.С. Рабство и свобода. // Москва – 1991. - №8. С.199.

2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.С.536.

4.Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии, 1992.№2.

5.Соловьев В.С. Собрание сочинений в 10 томах. 2-е изд. – Спб., 1911-1914.Т.8.С.298.

6.Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Книга серии «Классика для школы». В помощь школьникам для подготовки к урокам литературы и абитуриентам для подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗы. – «СТРЕКОЗА – ПРЕСС», 2004.

7.Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. – М., 1994.

8.Школьный философский словарь /Т. В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. С.42-43.






22


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ