Технологическая карта по Литературе «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе
с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме:
«Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ФИО (полностью)
Митряева Надежда Владимировна
Место работы
МОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Должность
Учитель русского языка и литературы
Предмет
Литература
Класс
10
Тема и номер урока в теме
«Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», урок № 5. Урок подготовительный при подготовке учебного проекта «Образ Петербурга произведениях Ф.М. Достоевского» (или «Образ Петербурга в произведениях русской литературы»)
Базовый учебник:
Г.С.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература (в 2 ч.) Учебник 10 кл., М: Русское слово, 2008
Цель урока: Знакомство учащихся с образом Петербурга в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
9. Задачи:
- обучающие: Познакомить учащихся с концепцией города Петербурга
Достоевского через работу над средствами выразительности.
-развивающие: Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, развивать навыки сопоставления и обобщения.
-воспитательные: Воспитывать у учащихся читательскую культуру через развитие навыков осмысленного чтения.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Формы работы
учащихся: интерактивная, индивидуальная, самостоятельная с ком пьютерными модулями.
Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, м/м проектор, экран или м\м доска, ноутбуки для учащихся или ПК для каждого ученика, с загрузкой необходимого для ЭОРа плеера, учебная доска, листочки для учащихся, подготовленный учителем на основе ЭОР фоторяд г. Петербурга (или небольшая презентация), карточки-путеводители для д/з.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
ХОД И СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока
Содержание
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Время
1.Организационный
-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Итак, урок литературы.
Организация.
Приветствие. Организует внимание учащихся.
1-2
2.
Актуализация
-Предлагаю посмотреть небольшой фоторяд (видеоряд) (Демонстрация фотографий г. Санкт-Петербурга)
ЭОР № 1
-Какой город перед нами?
-Да, это Петербург. Что мы знаем о Петербурге?
Сколько разного, даже противоречивого, мы о нем знаем.
Подбор эпитетов
-Какой Петербург? Подберем определения к П., который мы сейчас увидели.
-П. считается литературной столицей России. На страницах каких произведений и каких авторов встречается П.? …И, конечно же, у Ф.М. Достоевского.
Восприятие.
Интерактивная форма
(«Снежный ком»)
Отвечают на вопросы.
Интерактив.
Подбирают и фиксируют (на листках в столбик слева) определения.
(роскошный, блистательный, красивый…)
Отвечают на вопрос.
Использует материалы ЭОР № 1 как средство актуализации учащихся и подготовки для создания проблемной ситуации.
Задает вопросы учащимся.
Записывает на доске или экране слова.
Анализирует, корректирует ответы учеников.
Анализирует, корректирует ответы учеников.
5-7
3.
Формулирование цели и задачи урока.
-Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
Откроем тетради и запишем ее.
-Что мы должны сделать на уроке?
Формулировка темы и задачи урока.
Фиксируют в тетрадях.
Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране.
2
4.
Введение нового материала.
- Роман «Преступление и наказание» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса.
ЭОР 2. Сцены 2, 4
-Изучите самостоятельно предлагаемые материалы (тексты справа и видеофрагмент)
Восприятие информации в текстовой и аудио- визуальной форме, осмысление учащимися полученной информации
Определяет учебный ЭОР, формулирует задание.
12-15
5.Выполнение задания.
- Что говорят о Петербурге герои романа?
ЭОР 2. Сцена 3
Выполните предлагаемое задание.
Индивидуальный вид деятельности. Выполняют задания на сопоставление героя и его высказывания о П.
Анализирует
результаты выполнения учащимися заданий, ответы.
10
6. Закрепление материала и формулирование вывода.
Подбор эпитетов.
-Каким предстает Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
Интерактивная форма.
Подбирают и фиксируют в столбик справа определения.
(пыльный, душный, грязный…)
Формулирование вывода. Фиксируют выводы.
Записывает на доске или экране слова.
Анализирует, корректирует ответы учеников.
Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании выводов.
5
7. Домашнее задание
-Выберите одну из групп: (на доске)
1.Интерьер (комната, квартира).
2. Улица (перекрестки, площади, мосты).
3. Трактир.
4. Цвет города.
Задание: по карточкам-путеводителям найдите отрывок из текста и подберите, используя ЭОРы, ЦОРы и пр., к ним иллюстрации художников, видеофрагменты и пр.
Знакомятся с
заданием, выбирают группу.
Объясняет домашнее задание.
5
8. Подведение итогов и оценивание.
Подведение итогов и оценивание.
Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся.
Приложение к технологической карте урока
по литературе ««Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 кл.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
№1.
Коллекция «Петербург - столица Российской империи»
информационный
Иллюстрации, фотографии
№2.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)
информационный
Электронный модуль
2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:
1.Интерьер (комната, квартира):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.2,
Ч. 1, гл. 2,
Ч.1, гл.3,
Ч.3, гл. 5,
Ч.4, гл.4,
Ч.4, гл.5.
2. Улица (перекрестки, площади, мосты):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.5,
Ч.2, гл.2,
Ч.2, гл.1,
Ч.2, гл.6,
Ч.5, гл 5,
Ч.6, гл.8
3. Трактир:
Ч.1,гл.1
Ч.1, гл 2
Ч.2, гл.6,
4. Цвет города: (желтый и красный)
По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:
Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ЭОР №1.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)
ФЦИОР www.fcior.edu.ru:
Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ЭОР №2.
Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».
ЭОР №3.
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ЭОР №4.
«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».
ЭОР №5.
Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».
ЭОР №6.
Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».
ЭОР №7.
Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)
Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».
ЭОР №8.
Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».
ЭОР №9.
Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».
ЭОР №10.
Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
ЭОР №11.
Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)
Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №12.
Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)
Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №13.
Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)
Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №14.
Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение
Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №15.
Коллекция «Петербург - столица Российской империи»
Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ