Конспект урока по Литературе "Тоталитарный режим 30х годов в СССР и его отражение в литературе 20 века" 11 класс



Интегрированный урок литературы в 11 классе. Тоталитарный режим 30х годов в СССР и его отражение в литературе 20 века.

(На примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита


Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» г. Астрахани

Лыкова Алла Александровна

ТИП УРОКА: интегрированный (литература, история)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- используя главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и исторические материалы раскрыть особенности политического развития СССР в 30-е гг. Проследить, как политический режим, сложившийся в СССР, отразился на судьбах людей;

- продолжить формирование навыков работы в группах, умение вести дискуссию, умение работать с текстом художественного произведения, дополнительной исторической литературой;

- продолжить патриотическое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции; прививать учащимся интерес к истории своей страны.

РЕСУРСЫ: роман «Мастер и Маргарита», иллюстративный материал «Москва в 30-е гг.», медиапроектор, интерактивная доска, диск с фотографиями московских домов, где жил М.А.Булгаков и фотографиями поэтов и писателей, репрессированных в 30-е гг.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ: данный урок является обобщающим и интегрированным. За неделю до проведения урока класс делится на 4 группы: литературоведы ( три группы), эксперты-историки ( одна группа). Группам даются задания, результаты выполнения которых должны быть продемонстрированы в ходе урока.

ХОД УРОКА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ.

- Сегодня наш урок пройдёт в форме общественных слушаний. Проблема, которую мы выносим на обсуждение, звучит так: «Является ли роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи?»

В 1930-е гг. в СССР сложилась командно-административная система управления, корни которой до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании. Цель нашего урока – проследить, как политический режим отразился на судьбах людей. В ходе урока мы заслушаем выступления экспертных групп – экспертов-литературоведов и экспертов-историков – и постараемся ответить на поставленный вопрос.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

- Писатели и поэты и раньше нередко в основу своих произведений клали конкретные исторические события. Приведите примеры.

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого и многое другое.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

- Когда был написан роман? Дайте краткую историческую справку об эпохе написания романа.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

- Роман писался с 1929 по 1940 гг. В эти годы в СССР идёт процесс формирования командно-административной системы управления государством. Политическая власть в стране сосредотачивается в руках ВКП (б), происходит слияние государственных и партийных органов. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. существует система массовых общественных организаций: РКСМ, пионерская организация, профсоюзы, творческие союзы писателей, кинематографистов, художников. В эти годы также оформляется сильный репрессивный аппарат – НКВД. Создаётся культ харизматического вождя И.В.Сталина.

Затем группы начинают отчитываться о проделанной работе.

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

- Название первой главы романа –«Никогда не разговаривайте с неизвестными!» Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему автор даёт такое странное название началу своего романа. Попробуем проникнуть в странный волшебно-реальный мир булгаковской Москвы. Докажите, что события, описанные в московских главах, показывают именно 30-е гг. прошлого столетия. Слово предоставляется литературоведам 1-й группы.

1-я ГРУППА. «Москва в 30-е гг. Черты времени».

Вопросы на дом: какие черты 30-х гг. прошлого века вы нашли на страницах романа? Выделите характерные особенности московского быта того времени.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-Й ГРУППЫ.(Сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала. Даются примерные ответы).

- Слово МАССОЛИТ, придуманное Булгаковым, стоит в одном ряду с такими реальными аббревиатурами как ВАПП или МАПП (Всесоюзная и Московская ассоциации пролетарских писателей), МОДПИК (Московское общество драматических писателей и композиторов) и МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии).

Поэт Бездомный собирается отправить Канта на Соловки, дежурного врача обзывает «вредителем», поэта Рюхина объявляет «типичным кулаком», а Воланда принимает за «шпиона». Его враждебное отношение к Рюхину отражает отношение рапповцев к Маяковскому, причислявших его к «попутчикам». Берлиоз утверждает, что « в нашей стране атеизм никого не удивляет…большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Присутствуют в «Мастере и Маргарите» и бытовые приметы конца эпохи нэпа. Так, извозчики на улицах ещё соседствуют с автомобилями.

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера – бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг в СССР развёртывается борьба с классово-враждебными элементами. В 1934 г. был убит С.М.Киров, и волна репрессий стала расти как снежный ком. Стали процветать доносительство и шпиономания. Теперь мы посмотрим, как эти события нашли отражение в романе. Слово предоставляется литературоведам 2-й группы.

2-я ГРУППА. «Шпиономания и доносительство на страницах романа». Вопросы на дом: кто из персонажей романа страдает шпиономанией и занимается доносительством? Как поступки этих персонажей помогают понять реальность происходящих событий?

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-Й ГРУППЫ.

-Иван Бездомный и Берлиоз пытаются сообщить о странном иностранце в правоохранительные органы. «Друг» Мастера Алоизий Могарыч очень хотел «переехать в его комнаты» и потому, «прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу…» В гл.15 один из героев романа говорит: «…можно подбросить анонимное письмо, прокламацию, адскую машину, мало ли что ещё, но четыреста долларов никто не станет подбрасывать». В гл.9 Коровьев говорит по телефону: «Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой… говорит жилец означенного дома из квартиры № 11, Тимофей Квасцов. Но заклинаю держать втайне моё имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя». Могут быть приведены и другие примеры.

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

-Реальные события того времени нашли отражение в документах НКВД. Так, в декабре 1934 г. был арестован крестьянин Серёгин, житель далёкой тамбовской деревни. Зашедший к нему в кузницу человек сказал: «Слышь, Серёгин, Кирова убили». «Ну и фиг с ним»,- ответил он, никогда в жизни не слышавший фамилии Кирова и уверенный, что речь идёт о драке в соседней деревне. От доносчика эти слова стали известны органам НКВД и легли в досье, заведённое на кузнеца. Через некоторое время Серёгин был осуждён на 10 лет тюрьмы.

Тяжёлые личные, творческие и политические условия, в которых находился Булгаков, работая над романом, нашли отражение в тексте произведения. Предоставляем слово 3-й группе литературоведов.

3-я ГРУППА. «Судьба Мастера и Ивана Бездомного». Вопросы на дом: найдите в романе, при каких обстоятельствах знакомятся Мастер и Иван Бездомный. Кто является прототипом поэта Ивана Бездомного? Как реализуется тема гонений на интеллигенцию на примере судьбы Мастера?

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-Й ГРУППЫ.

- Поэт Иван Бездомный знакомится с Мастером в психиатрической больнице. Иван Николаевич Понырев, пишуший «чудовищные» стихи под псевдонимом Бездомный (в ранних редакциях – Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный), типичен для эпохи, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян бедный (Ефим Придворов), Голодный (Эпштейн), Беспощадный (Иванов), Приблудный (Овчаренко) и т.д.В нём видят черты многих лиц: Д.Бедного, А.И.Безыменского и др.

Булгаков не раз обращался в Правительство СССР и лично к И.В.Сталину в письмах, одно из которых датируется 28 марта 1930 г. К тому времени все булгаковские пьесы были запрещены, а проза в советских изданиях более не печаталась. Булгаков подчёркивал, что получает – «несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР». Для писателя нет ничего хуже творческой смерти, поэтому можно представить, что чувствовал Булгаков, лишившись возможности творить.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Почти вся история литературы первой половины двадцатого века может рассматриваться как мартиролог. Многие известные и великие поэты и писатели, критики и драматурги погибли, были отлучены от читателя только потому, что высказывали мысли, не нравившееся новой власти, идущие вразрез с её идеями.

(Зажигается поминальная свеча. Под музыку ученик зачитывает имена репрессированных поэтов и писателей , а остальные ученики кратко говорят об их судьбах)

ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.

-Сказать, что отношения Булгакова с советской властью были прохладными – значит, ничего не сказать. Не будет преувеличением отметить, что в период создания «Мастера и Маргариты» Булгакова травили цензоры. Поэтому в судьбе Мастера прослеживается биография М.А.Булгакова

В СССР по политическим убеждениям подвергались гонениям многие яркие деятели литературы (на интерактивной доске проецируются их фотографии, ученики зажигают поминальные свечи и рассказывают о них).

РЕФЛЕКСИЯ. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.

-Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы вместе попытались разобраться, является ли роман «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи. Добились ли мы ожидаемых результатов? Достигли ли поставленных целей? Было ли это занятие для вас интересным и что нового вы узнали?

А теперь мы сформулируем основные признаки того строя, который сложился в СССР:

  1. Господство однопартийной системы, слияние партийного и государственного аппаратов.

  2. Существование системы массовых общественных организаций

  3. Оформление массового репрессивного аппарата

  4. Физическое уничтожение политических оппонентов

  5. Культ харизматического вождя

  6. Идеологическая обработка массового сознания

  7. Нарушение прав человека и отсутствие демократических свобод

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

-Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство, шпиономания, страх перед огромной государственной машиной, не скованной в своих действиях никакими правовыми и нравственными нормами. Булгакову, наверное, лучше, чем кому-либо, удалось передать дух времени, создав настоящий историко-литературный памятник эпохи.

Давайте попробуем по итогам урока написать синквейн.

Примерный синквейн:



Роман.

Мистический, пророческий, загадочный.

Завораживает, заставляет задуматься.

Литературный памятник эпохе.

Шедевр.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: А я в качестве домашнего задания предлагаю вам написать эссе на тему « Что заставляет человека творить добро и зло?»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ