Сочинение на тему: Постижение духовной природы человека (по произведениям В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева)
ПОСТИЖЕНИЕ ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
(по произведениям В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева)
Литература второй половины ХХ века разнотемна, разностильна. Но ясно чувствуется общее стремление писателей проникнуть в духовную природу человека. Сейчас, когда так остро поставлена проблема отчуждения человека от мира, разрушения духовных основ, картина жизни, воссозданная Василием Беловым, имеет не только историко-познавательную, а философско-этическую ценность. Большинство героев его произведений «Год великого перелома», «Кануны» прочными узами связаны между собой, с землей, Создателем. Религиозное чувство крестьян несет в себе едва ли осознанное, скорее, интуитивное поклонение правде, красоте, любви. Когда читаешь о том, как мужики и бабы радуются открывшемуся их глазам небесному благолепию или рождению детей, человеческой любви, лучше понимаешь откровения Евангелия.
Вера в Бога наиболее, может быть, явственно проявляется у тех персонажей Белова, кто поддался соблазнам атеистического времени. Председатель распавшегося колхоза Дмитрий Куземкин лезет на церковь, чтобы привязать к кресту красную тряпку к первомайскому празднику, и на куполе его охватывает ужас. Когда Куземкин привязал флаг, он хотел «победно и торжественно заорать», но «застрял крик, когда Митя снова взглянул на крест». Когда позже его снова подстерегает опасность падения, коснеющий язык шепчет привычное «Господи, спаси!».
Трагический накал в романе «Год великого перелома» вызван преступным, целенаправленным уничтожением властью русской духовной культуры. По сравнению с «Канунами» в «Годе великого перелома» кровожадная практика вдохновителей и осуществителей коллективизации развивается с космической быстротой и катастрофи ческими результатами.
В последних главах романа раскрываются причины трагиче ской судьбы России. Здесь обнаружена темная подоплека ХVI съезда ВКП(б), политика Сталина и его приближенных в стране, где «тыся чи ям и траншей были уже вырыты и заполнены телами безвинных страдальцев без церковного пения, без ладана, без всего, чем могила крепка». Во власти палачей оказались десятки тысяч людей. Белов сделал вклад в развитие русской литературы второй половины ХХ века, открыв органичное сочетание многообразных начал художественного творчества — постижение сельской жизни и сущности мира и человеческой индивидуальности, духовных противоре чий и гармонии.
Современных писателей привлекает русская история ХХ века. В 1992 году вышел роман В. П. Астафьева «Прокляты и убиты», посвященный войне. Тема эта не была для него новой. Еще в 60-е — начале 70-х годов писатель создал лиро-эпические, утонченно психологические повести «Звездопад», «Пастух и пастушка». Новое произведение, по сравнению с ними, — совершенно особый тип прозы. «Век за веком, склонившись над землей, хлебороб вел свою борозду, думая свою думу о земле, о Боге, тем временем воспрянул на земле стыда не ведающий дармоед, рядясь в рыцарские доспехи, в религиозные сутаны, в мундиры гвардейцев, в шеломы конфедератов, в кожаные куртки комиссаров, прикрываясь то крестом, то дьявольским знаком, дармоед ловчился отнять у крестьянина главное его достояние — хлеб». Всю историю человечества и, конечно, России объясняет писатель в этих строках. Авторский монолог соединяет в себе мучительную боль о разорении земли русской, в чем повинна была революция, с трепетным чувством любви к труженикам и ненавистью к тем, кто разрушил у пахаря «уважение к хлебному полю».
В. Астафьев со всей мощью своего таланта изобразил физические и нравственные страдания новобранцев, тягостно пережитые им самим в армии в военные годы. В произведении изображены голод, холод, страшные болезни, грязь, вонь казарм и бараков. Писатель точно, остроумно и язвительно изображает послереволюционное общество, которое «сбилось с ориентира и с тропы, где назначено ходить существу с человеческим обликом, сокращая путь, свернуло туда, где паслась скотина». Но ведь жизнь отдельного человека и всего народа не исчерпывается социальной стихией. В эти узкие рамки невозможно уложить все грани и формы бытия, которые определяются самой природой человека, его вечным предназна чением в мире, исторической «памятью», национальными традициями. Еще более сложная, всечеловеческая сфера бытия — любовь, семья — предстает в романе не менее исковерканной, «пустой» изнутри. Повествование строится на событиях, связанных с формированием полка. По их ходу выдвигается на первый план то одна, то другая фигура.
Название «Прокляты и убиты» расшифровано в восклицании совестливого, набожного Коли Гындина, вырвавшегося после расстрела братьев Снегиревых: «Бога!...Бога!... Он покарат! Покарат!.. В геенну!.. Прокляты и убиты… Прокляты и убиты! Все, все — э…». В романе все человеческие души, имевшие несчастье сформироваться в жестокую эпоху революции и советской власти, «прокляты и убиты». По мнению писателя, для нравственно-эстетического роста личности «понадобится нахлебаться досыта грязи», то есть столкновение со злом должно привести к душевному подъему. Такого пробуждения в произведении нет.
Талант В. Астафьева ярок, оригинален. Роман «Прокляты и убиты» тоже очень выразителен. Его «ослабляют» шаткие философские построения, «подсказанные», к сожалению, недоверием к людям, нежеланием поглубже заглянуть в их сердца. Мне кажется, что очень важно восстановить духовную атмосферу на каждом историческом этапе нашего века. С новых позиций взглянуть на прошлое. В этом направлении идут некоторые писатели наших дней. Среди них — Б. Можаев, автор более чем 50-ти книг, а также многих сценариев, рассказов, публицистических произведений. Всеобщее признание получила его остроконфликтная, полная юмора повесть «Из жизни Федора Кузькина» (1966, в последующих изданиях — «Живой»). Широко известен роман Б. Можаева «Мужики и бабы» (1976). В 1993 году опубликована первая книга романа «Изгой».
Главный герой романа «Изгой» Сергей Бородин. Путем напряженных раздумий о трагедии деревни 30-х годов он приходит к убеждению: «Все видели и все понимали мужики… И понимали, чем это кончится». Иначе он и не мог расценить прошлое, поскольку ясно помнил речи и поведение своего отца и многих других, суровых и непреклонных. И спустя годы, уже в послевоенное время, определил изначальный источник их силы: «Значит, тот, кто создавал род людской, вложил в наше создание идею жизни, а не гибели: идея жизни, идея борьбы против зла за весь род людской независимо от нас правит нами».
Две эпохи в истории России — 30-е годы и конец 50-х — сопоставлены в сознании Сергея Бородина. При всем различии они составляют единый процесс — уничтожение естественных и плодотворных форм сельского хозяйства, разложение духовных основ жизни, изоляция волевой, активной, мыслящей части населения. Отец и сын одинаково честно и отважно сопротивлялись этой преступной практике: старший, крестьянин, не поддавался порочным мероприятиям на селе, разоблачая политику перед начальством; младший был не менее откровенен и хотел в своих очерках, пьесах и выступлениях высказать наболевшую правду. Поэтому оба стали пасынками советской России. Среди друзей Сергея есть те, кто разделяет его взгляды. Но избранный ими путь упирается в «стену» партийного и советского аппарата, многочисленных его приспешников, давно занявших «хлебные» должности. Закрываются перед Сергеем двери театра, где должна была идти его пьеса, а также газеты, радио. Он вынужден уехать из Приморска. В последнюю ночь в этом городе к нему во сне приходит отец. На сомнение сына — «жертвой ничего не добьешься» — он отвечает: «Нет, жертва была не напрасной. Она делает людей зрячими. Только нелюди остаются слепыми и глухими ». Итоги первого печального этапа деятельности подведены. Герой романа преодолевает собственную слабость.
Бородин вовсе не скучный моралист, отдавшийся целиком сухим рассуждениям. Он красив, весел, любим друзьями, нравится женщинам и питает к ним тоже большой интерес. Образ его жизни современен. Думается, автор специально широко развернул любовную сюжетную линию в «Изгое»: от первых мимолетных увлечений героя к пылкой страсти, затем к поэтической влюбленности. Все это, очень важное для любой судьбы, в истории Сергея Бородина играет особую роль. Сначала интуитивно, затем осмысленно он хочет такого же полного счастья, какое было у его родителей. Мне кажется, главным здесь было авторское раздумье о гармони чном, естественном чувстве — редком даре жизни. Именно с этой стороны неизмеримо более скромный, тихий союз старших Бородиных и становится для сына образцом. Осмысленное и нелегкое существование многодетной семьи дает понять: здесь истоки редкой нравственности, духовной народной культуры. О ее возрождении после разрушительных лет революции, коллективизации, военных и послевоенных испытаний мечтают писатель и его герой. Роман Б. Можаева, как и все другие его произведения, дает надежду на возвращение утраченного в трагических потрясениях нашего века. Таким образом, русских писателей второй половины ХХ века интересовало и волновало взаимоотношение человека и общества, человека и истории. Они показали формирование челове ческой личности и сознания человека на фоне исторических событий ХХ века. В своем творчестве русские писатели показали, насколько губительно влияет на человека тоталитарная система, под вилянием которой разрушаются духовные ценности в обществе.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ